Доводы против заменителей маминой груди
К сожалению, образ бутылочной соски и соски-пустышки привычно сопровождает образ младенца. Реклама производителей бутылок и сосок убеждает нас, что резиновая соска ничем не отличается от материнской груди, вопрос «нужна ли соска» даже не стоит, маме просто предлагается выбирать из разных вариантов. Поэтому неудивительно, что большинство мам и даже некоторые специалисты по детскому здоровью считают, что разницы между грудью и соской нет никакой, соска незаменимый атрибут для ребенка.
Что же не так? Почему консультанты по грудному вскармливанию относятся к соскам так настороженно?
Во-первых, любой заменитель – это всегда именно заменитель. Если ребенок для достаточной лактации должен сосать материнскую грудь, а он сосет соску – это повлечет за собой снижение лактации из-за уменьшения стимуляции груди. Соска и грудь могут начать плавно «меняться ролями»: в каких-то случаях и маме покажется проще дать пустышку, и ребенок предпочтет именно соску, а мама будет недоумевать, почему у нее снизилось количество молока. А может быть, даже и не будет, если ее родственники скажут ей, что «просто порода немолочная»…
Во-вторых, взаимодействие с маминой грудью сложнее, чем взаимодействие с соской. Не «труднее», а именно сложнее. Из маминой груди молоко течет с разной скоростью – на приливе струи могут буквально брызгать в ротик малыша, а когда-то приходится постараться, добывая «заднее» молочко - богатое жирами, но и медленнее покидающее грудь. Малыш, получающий только мамину грудь, через некоторое время привыкает к ее особенностям и знает, например, что если поработать над вроде бы пустой грудью, то скоро случится прилив. А если ребенок привык к постоянному потоку бутылочной соски или к засыпанию с пустышкой, откуда вообще ничего не льется – «поведение» маминой груди, непредсказуемое по сравнению с постоянством соски, заставляет кроху нервничать. Поэтому нередка ситуация, когда малыш отрывается от маминой груди, где молоко-то есть, и к маминому недоумению начинает плакать. А получив соску – успокаивается. Просто потому, что он знает, чего ожидать от соски, а «сюрпризов» крохи не любят.
В-третьих, и это очень существенный фактор, потому что имеет долговременное влияние не только на период лактации, но и на всю жизнь малыша – принцип сосания груди и бутылки различается кардинальным образом. И это не зависит от внешнего вида соски, как стараются убедить нас производители «ортодонтических» сосок и бутылок в форме груди. Зависит это именно от качества того, что попадает в рот ребенку.
Мамина грудь – очень мягкая и, попадая в ротик ребенка, подстраивается под его форму. А искусственная соска, наоборот, относительно непластична, и это именно ротовой полости ребенка приходится приспосабливаться под введенный в нее посторонний объект. Чтобы хорошо взять мамину грудь, малышу нужно широко открыть ротик, и при правильном прикладывании сосок оказывается глубоко внутри, далеко от подвижных частей (нижней челюсти и кончика языка). Малыш добывает молоко, создавая вакуум и активно работая нижней челюстью.
Чтобы вставить в рот ребенку соску, совершенно необязательно открывать рот широко. Соску – если есть на то желание взрослого - можно засунуть даже в закрытый рот ребенка. И работают при сосании соски в большей степени мышцы щек. Часто уже по тому, как малыш готовится поесть, видно, кормится ли он грудью или через соску: грудничок широко открывает ротик, чтобы в него удобно поместилась мамина грудь, а «искусственник» вытягивает губы трубочкой навстречу соске. Если соску получает ребенок, который еще не научился взаимодействию с маминой грудью – он может пытаться сосать мамину грудь так же, как бутылочную соску, это явление известно под названием «путаница сосков». В таком случае малыш молока либо не получит вообще, либо получит очень мало (отсюда и жалобы про ребенка, который «висит на груди часами, но успокаивается только после того, как получит бутылочку»).
Отдельные претензии к соскам есть у стоматологов и ортодонтов. В то время, когда ребенок совсем еще маленький и его ротовой аппарат активно развивается, любой предмет, помимо груди, негативно влияет на формирование челюсти, зубов, форму неба. Во рту возникает непредусмотренное природой давление, которое приводит к подвижкам зубов.
Доктор Джон Нил, исследователь из Австралии, обнаружил, что язык детей, сосущих грудь или соску, также работает по-разному. Груднички совершают перистальтические (волнообразные) движения язычком, которые помогают добываемому из груди молоку продвигаться к глотке. Дети, которых кормят из бутылки, совершают выталкивающие движения языка (язык движется как поршень). Результаты исследования показали, что все груднички, которые никогда не получали соску, сосали грудь с волнообразным движением языка. Среди тех, кто сосал соску, у 13 детей были поршневые, а у 18 волнообразные движения языка. Наконец, оказалось, что все без исключения дети, у кого язык двигался как поршень, получали соску.
Почему движение языка так важно? Дело в том, что эти движения, отработанные во младенчестве, сохраняются на всю жизнь, проявляясь уже у взрослого человека. Движение языка во время глотания критически важно для нормального развития ротовой полости, дыхательных путей, формы лица, правильного прикуса и расположения зубов. В частности – это только одна из частностей! – была отслежена закономерность, из-за которой «искусственники» в 4 раза чаще грудничков болеют отитами: давление соски на район около границы твердого и мягкого неба приводит к неправильному развитию и функционированию аппарата евстахиевых труб.
Факт: Брайен Палмер, доктор стоматологии - известный специалист по влиянию грудного вскармливания на детское здоровье, говорит: «Я потратил на исследование деформаций полости рта около тридцати лет… Я практикующий стоматолог. Все исследования проводились на мои личные средства. На основании моих исследований я утверждаю, что грудное вскармливание на протяжении минимум одного года критически важно для нормального развития полости рта, дыхательных путей и формы лица. Для этого ребенок должен научиться перистальтическому движению языка. Грудное вскармливание развивает периоральные мышцы. Самый значительный период черепно-лицевого роста происходит в первые четыре года жизни. Раннее развитие влияет на наше здоровье до конца жизни».
С точки зрения психологической тоже возможны определенные сложности. Мамина грудь выполняет в жизни малыша две важные функции: насыщение и успокоение. Обе функции одинаково важны, ведь маленький ребенок получает удовольствие не только от вкусного молочка, но и от самого процесса сосания. Если мама пытается развести эти функции – грудь «только для еды», пустышка «для успокоения» - то довольно быстро может столкнуться с тем, что ребенок-то такого разделения не делает. Очень часто малыш, имеющий опыт кормления грудью, сам активно отказывается от попыток мамы «обеспечить резиновую замену», выплевывая соску. Но если мама настаивает – кроха обычно соглашается, и спустя некоторое время может начать требовать, чтобы еду ему давали при помощи той же соски, которая так хорошо помогает вернуть душевное равновесие.
Еще один неприятный эффект использования соски: это ведь неживой предмет, который никак не может реагировать на боль. Ребенку, особенно в период прорезания зубов, может нравиться кусать и жевать соску. То же самое он попытается проделывать с маминой грудью при кормлении. И мамино недовольство будет для него совершенно непонятным, послужив лишним поводом выбрать более предсказуемый и «надежный» предмет…
Национальный эксперт ВОЗ по грудному вскармливанию Татьяна Константиновна Бердикова постаралась свести воедино доводы против использования сосок и пустышек:
1. Мышцы рта ребенка устают от соски и малыш меньше сосет грудь.
2. При кормлении ребенка через соску у мамы снижается выработка молока.
3. У младенца происходит "путаница сосков" и он может начать сосать грудь неправильно: перестает широко открывать рот, берет только сосок без ареолы и не получает молока, а впоследствии отказывается от груди и требует соску.
4. Любая соска есть источник инфекции.
5. Соски изготавливаются из чужеродного для ребенка материала с чужим вкусом и чужим запахом. Они могут нанести вред здоровью малыша.
6. У ребенка, сосущего пустышку, изменяется прикус, что может отразиться на его внешности в будущем: неправильный рост челюсти, кривые и больные зубы, неправильный прикус.
7. У ребенка могут сформироваться вредные привычки из-за желания постоянно что-то держать во рту и сосать, в том числе сигарету или трубку.
8. У детей, сосущих пустышку, нарушается правильное строение голосовых органов, а это приводит впоследствии к дефектам речи – развивается плохая дикция и хромает произношение.
9. Ребенок, нуждающийся в удовлетворении "сосательного рефлекса", получает комфорт не от пустышек, а от сосания именно материнской груди, теплого контакта с ней, защищенности, любви.
10. Пустышка замыкает ребенка на самом себе, у него снижается исследовательский интерес к миру. Доказана связь пустышек со случаями детского аутизма.
Снижение рисков
И все же иногда бывают ситуации, когда мама вынуждена всерьез рассматривать необходимость давать ребенку пустышку или бутылочную соску. В отношении именно бутылочного докорма хотим напомнить, что существует много альтернативных бутылке методов, о которых мы уже рассказывали. Кроме того, западный специалист по лактации Ди Кассинг предлагает немного изменить кормление из бутылки, чтобы оно хотя бы приносило поменьше проблем.
Сам по себе этот метод требует минимум усилий, матери не надо обучаться чему-то сложному. Чтобы снизить риск отказа от груди в пользу бутылки и уменьшить вероятность «путаницы сосков», Ди Кассинг предлагает обратить внимание на следующие моменты:
- внимательный подбор аксессуаров. Бутылка должна быть прямой (без талии). Соска на бутылку должна быть без широкого основания (широкое заставляет ребенка сильно сжимать десны). Соска должна быть круглой (согласно ультразвуковым исследованиям, к сосанию материнского соска ближе сосание старомодной круглой соски, а не ортодонтической, как принято считать). Кроме того, соска должна быть с медленным потоком (сосание полной бутылки должно занимать от 15 до 20 минут), и самой мягкой, насколько это возможно.
- сама техника кормления. Ди Кассинг считает, что если только такая возможность есть, перед тем, как дать ребенку бутылку, нужно обязательно покормить малыша из груди. Затем расположить малыша на коленях так, чтобы верхняя часть его тела была приподнята, фактически он должен сидеть с сильной опорой на спинку. Бутылку надо держать горизонтально, и соску давать в широко открытый рот. Соска дается малышу целиком, до колечка бутылки, и уходит в ротик глубоко, как это делает материнский сосок. Когда вся соска оказывается во рту, верхний край бутылки приподнимают, чтобы около соски не собирался воздух. Ближе к концу кормления малыша отклоняют назад, чтобы бутылку можно было приподнять для эффективного высасывания молока.
Что касается именно пустышки – использование ее все-таки может понадобиться в каких-то «аварийных» ситуациях, когда мама объективно не может дать ребенку грудь, а малышу нужно успокоение от сосания. Например, если ребенок младше года находится отдельно от мамы дольше четырех часов (например, мама или сам малыш болен, либо мама вышла на работу), в этом случае нередко все-таки приходится использовать пустышку, чтобы ребенок не нервничал. Снижение рисков предполагает, что после возвращения мамы пустышка уже не дается, чтобы малыш четко разделял ситуации: «Я с мамой, и она дает мне грудь» и «мамы нет, приходится соглашаться на соску».
Многие мамы начинают задумываться об использовании пустышки, когда подросший малыш начинает сосать пальчики или часто просыпаться по ночам. В отношении пальчиков помните, что если ребенок просто обсасывает их, не фиксируясь особенно на этом процессе – это нормальный возрастной этап освоения ребенком собственного тела. Вслед за пальчиками в таком случае следуют обычно ноги и детали окружения малыша. А вот если малыш именно упорно и целенаправленно сосет палец в ситуациях, когда ему нужно успокоение – например, перед засыпанием – это все-таки повод не для того, чтобы дать пустышку, а чтобы увеличить предложение груди и тактильный контакт с малышом. Задачей мамы является переключение внимания малыша именно на тот предмет, с которым ему предназначено взаимодействовать от природы, а именно на свою грудь, а предложение пустышки всего лишь будет означать переключение с одного нежелательного объекта на другой нежелательный объект.
Частые ночные просыпания в большинстве случаев оказываются вызваны прорезыванием зубов или недомоганием малыша, подробнее о сокращении ночных кормлений можно прочитать в нашем выпуске, посвященном сокращению ночных кормлений: http://akev.ru/content/view/351/ Использование пустышки кажется соблазнительно легким решением – но подумайте о сложностях, которые влечет за собой использование пустышки, и о том, нужны ли вам новые долговременные проблемы взамен текущих, которые, конечно, очень утомляют и огорчают, но, к счастью, обязательно проходят со временем?..
И, если вы все-таки используете пустышку – ведь решение в любом случае остается за вами – учитывайте, что не всегда это сопровождается какими-то эффектами, заметными сразу. Возможно, вы сами знаете мам, которые рассказывают, что их ребенок долго кормился грудью и параллельно сосал пустышку, без каких-либо проблем. Такое тоже бывает! Но все ситуации различны – кому-то удается балансировать на краю, даже не зная об этом, а у кого-то сложности могут появиться очень быстро. И если у мамы, которая дает ребенку пустышку, появляются такие проблемы, как снижение лактации, отказ малыша от груди, медленный набор веса – первым шагом должно стать снижение присутствия сосок в жизни ребенка.