Дача, кроме свежего воздуха, солнца и запаха полевых трав, дарит нам возможность общения с детьми с утра и до позднего вечера. И когда наши малыши немного насладятся отсутствием жесткого режима: сон – завтрак – занятия, изучат ближайшие окрестности, закоулочки дачных участков, подружатся с соседскими мальчишками - девчонками, потом поссорятся и снова подружатся и когда замаячит небольшая скука от отсутствия новых впечатлений, вот тогда вспомните, что существует прекрасный вид искусства, называемый «театр». Не пугайтесь этого слова! Он не предполагает, что вы должны в жаркую летнюю пору, напялив на себя самодельные костюмы, разыгрывать перед скучающими чадами спектакль. Ни в коем разе! Спектакль - это удивительная возможность предметно пообщаться со своими отпрысками, поиграть и подурачиться!
Дача, как театральная сцена
На даче, во-первых, есть место для театрализации. Почти к каждому дому пристроена большая и светлая комната - веранда. Вот где можно собираться дружной компанией! В теплое время спектакли можно разыгрывать на свежем воздухе. Пространство для сцены и зрительного зала в этом случае ничем не ограничено.
Второе, дача - это еще и место для складирования ненужных вещей, одежды, игрушек, иначе говоря, театрального реквизита.
Третье, если заглянуть в сарай или мастерскую, то всегда можно найти подручный материал для декорации: это строительные смеси, доски, палки, различные емкости для заливки, коробки, ящики.
А теперь поговорим о постановке. В театре играют либо куклы, либо актеры.
Из чего сделаны куклы?
Начнем с кукольного театра. Нам, скорее всего, подойдут куклы двух видов, одни надеваются на пальчики, другие - на кисть. Такие куклы мы можем в большом количестве изготовить сами.
Пальчиковые куклы представляют собой головку персонажа с отверстием для пальца. Из чего можно изготовить головки?
Находим старые теннисные мячики, резиновые или пластиковые шарики, вырезаем отверстие для пальчика, обтягиваем шарик тканью и снизу прихватываем резинкой. На ткани рисуем, вышиваем нужный нам персонаж. Можно пришить ушки, рожки, бантики, сделать паричок из ниток или кусочка меха. Пришитые пуговки и бусинки имитируют глаза.
Из пластилина (в этом случае игрушка хранится в холодильнике), глины, алебастра вылепливается заданный персонаж, затем он сохнет и раскрашивается. Не забываем оставить отверстие для пальчика.
Итак, головку надеваем на указательный палец, а большой и средний пальцы будут ручками-лапками нашего персонажа. На кисть можно надеть перчатки или покрасить руку краской. Цвет подобранной перчатки или краски должен подходить под образ театрального персонажа.
Второй вариант изготовления театральных кукол. В мешках-коробках с игрушками, в которые дети давно не играют, находим резиновые игрушки и отрезаем голову. Из плотной ткани, скажем, сукна, шьется туловище, напоминающее букву «Т» с отверстием для указательного пальца. Края резиновой головки просовываем в отверстие и крепко стягиваем ниткой. Туловище театральной куклы украшаем, обшиваем тесьмой, кружевами, кусочками меха или разрисовываем фломастером и маркером. Постарайтесь создать единый облик головки и туловища. Если у вас головка лисички, то подберите оранжевую или красную ткань, прикрепите хвостик, нарисуйте грудку. Если ваша лисичка – модница и воображала, то пришейте кокетливый бантик, по подолу пустите кружева.
Подойдут головки не только от резиновых кукол и зверюшек, но и от мягких игрушек, от кукол – пупсиков.
Если не хватает идей, из чего и как можно сделать театральную куклу, сходите в театр-музей Сергея Образцова. Вы увидите кукол, сделанных из консервных банок, пружин, проволоки, металлических листов, поролона, тазов, меха, марли, тюли, дощечек и палочек.
Театральные подмостки
Для кукольного театра необходима ширма. Самая простая ширма сооружается из двух повернутых спинками друг к другу стульев, палки или швабры, положенной на них. Палка накрывается пледом или покрывалом.
Другой вариант. Если на даче есть диван – книжка, то спинка такого дивана устанавливается так, что та поверхность, на которой вы сидели, становится вертикальной, а другая - горизонтальной. Там умещается ребенок, показывающий спектакль.
Третий вариант уходит корнями в балаганный вариант. Можно изготовить самую настоящую ярмарочную ширму. На чердаке отыскивается в маминых или бабушкиных закромах широкая юбка на резинке. К ее краю пришивается пластмассовый обруч холла – хуп. Берутся две палки в длину юбки, с надрезами в концах и устанавливаются так, чтобы юбка - ширма имела вид жесткого колокола. Юбка надевается, и верхний край с обручем поднимается над головой, актер - кукольник внутри ширмы, видны только его ноги, руки свободны и он, оставаясь не видимым для публики, может давать кукольное представление. Преимущество такого балаганного театра в его мобильности, можно гастролировать даже по соседним дачным участкам (не забудьте вырезать отверстия для глаз в ширме).
Театральные билеты
Для каждого театрального представления изготавливаются билеты. Не упускайте возможность лишний раз порисовать, пописать с ребенком, заняться аппликацией и счетом. Нужно же посчитать количество зрителей и выпустить необходимое число билетов! Если времени в обрез на изготовление партии билетов, то можно из глянцевого журнала или цветного картона вырезать сердечки, цветочки, кружочки. Они-то и будут пропускными билетиками на театральное представление.
Театр, в котором играют актеры
Спектакль может быть чисто детский, когда все актеры – дети, может быть взрослым, когда представление разыгрывают мамы, папы, дяди и тети. Кстати, дети приходят в восторг, когда серьезные и вечно озабоченные взрослые начинают дурачиться и смешить окружающих.
Спектакль может быть смешанным. Если вы никогда не ставили домашних спектаклей, то лучше начать с последнего варианта. Совместное действие ставит родителей и детей в равные условия и легче найти общее решение, компромисс.
Когда малыши разыграются, в хорошем смысле слова, почувствуют вкус, радость от спектакля, от роли, от того, что они на сцене, на них смотрят, им аплодируют, вот тогда им можно предложить сыграть спектакль самостоятельно, корректируя и направляя время от времени репетиционный процесс и подсказывая слова во время спектакля. Это огромное удовольствие - общаться с детьми, как говорится в «новом формате». Вместе придумывать и разыгрывать сценки, подбирать образы и музыку, переходы с одной мизансцены на другую, сочинять танцы. Важно еще товарищам взрослым не увлечься и не начать диктовать, как нужно играть ту или иную сцену. Не должно быть ощущения, что я, взрослый – режиссер, а дети - актеры. В домашнем спектакле важно совместное творчество, общение, обмен идеями. Если ребенок не будет чувствовать себя полноценным участником действия, он скоро охладеет к театральным постановкам.
Со временем основную функцию по постановке, подбору костюмов, реквизита, изготовлению декораций можно передать в руки детей. Пусть именно они активно работают, подбирают необходимый материал, ищут образы. И не важно, что будут в детских спектаклях забытые слова, длинные паузы – пустоты, простенькие костюмы; важно, что дети делают все сами.
Репертуар театрализованного представления
Для начала, для разогрева можно выбрать известные четверостишия, поговорки, скороговорки, загадки, и разыграть. Возраст детей в данном случае является определяющим. Например, трехлетка может разыграть коротенькие четверостишия А. Барто или Г. Остера или сыграть пантомиму, изобразив животных или известных персонажей. На смену моноспектаклям приходит дуэт. Один ребенок читает стихотворение или рассказывает басню, анекдот, другой воспроизводит текст, играет пантомиму. Затем приходит очередь диалога. Дети разыгрывают спектакль на пару. Важно подобрать что-то смешное, то, что задевает и находит отклик в душах актеров и зрителей. Может это будет случай из жизни, всем понятный анекдот, ситуационная зарисовка.
Репертуар тщательно подбирается. Если начнет ощущаться скука, то дети могут охладеть к театрализованным представлениям, и в дальнейшем это может отразиться на их отношении к театру, как виду искусства. Первые домашние постановки должны быть не сложные, без глубокой проработки психологических образов. Персонажи должны быть понятны юным актерам и просты в воплощении. Разыгрывается знакомый образ: зайчик – трусишка, медведь – увалень, волк – злодей.
Постепенно количество задействованных актеров увеличивается. Спектакли, в которых дети играют взрослых, или «правильных» персонажей, а взрослые изображают детей или играют роли озорников, «обречены» на успех.
Для того чтобы не утомить детей долгой постановочной работой или длинным репетиционным периодом, можно разыгрывать знакомые сюжеты, сказки: «Курочка - ряба», «Три медведя», «Репка».
Сценарий постановочного действия
Тщательно подходите к подбору театральных постановок. По большому счету, нам взрослым все равно, что играть Курочку Рябу или Соловья–разбойника. Интерес здесь другой. Подбор пьесы для постановки – это повод поговорить с ребенком, обсудить, что он читал, что ему понравилось, что бы он хотел вынести на сцену, какую роль мечтает сыграть, каким видит образ. Это повод полистать книги, почитать, обсудить, Это возможность лишний раз обратиться к художественной литературе, предметно и заинтересовано. Не все возможно изобразить на дачной сцене.
Предположим после долгих поисков и обсуждений, вы остановились на постановке «Буратино». Это произведение длинное, поставить его в полном объеме сложно. Текст следует переработать, выбрать отдельные сцены, такие, чтобы не потерять сюжетную линию.
Постановки с открытым концом
Так как мы «сами себе режиссеры», то можем облекать постановочные действия в самые различные формы. Пьеса может развиваться по классическому образцу: завязка – развитие действия – кульминация – развязка. А может иметь преднамеренно не законченную форму, прерываться на каком-то действии, предлагая зрителям домыслить сюжетную линию и предложить несколько концовок спектакля. Скажем, хочется обсудить какую- то нравственно-социальную тему (например, как мог бы поступить герой пьесы) или рассмотреть вполне конкретную жизненную ситуацию и проанализировать, какой был выбор перед людьми, верное ли решение они избрали. Скажем, вы устали от бесконечных ссор, обид и жалоб детей друг на друга, то разыграйте с ними пьесу, в которой задействованы не всем знакомые Маши, Пети и Вани с окрестных дачных участков, а лесные зверюшки со схожими проблемами. Лось – забияка очень напоминает Юру, мальчика, который всегда идет напролом, ни кому не уступает, ни с кем не считается. Сорока – сплетница, почти вылитая девочка Танюша, которая подстрекает детей друг против друга. Медведь – сумасброд, это Павлик с твердым убеждением: «Я здесь главный!», «Я, сказал!»
Предложите детям обсудить, кто из зверей прав, можно ли прийти к компромиссу и как это лучше сделать. Постарайтесь вот в такой аллегорической форме решить назревшую проблему.
Проработка театральных образов
Еще немаловажный момент, на который стоит обращать внимание, это когда вы уже будете ставить серьезные театральные постановки. Нужно учитывать характер каждого персонажа и понимать, почему этот герой поступил именно так, чем вызвано его действие и ход его рассуждений, для зрителей было понятным и очевидным, почему этот персонаж поступает именно так.
Это вынудит детей к продумыванию характеров героев, которых они играют. Кроме внешнего сходства (скажем, Буратино – это длинный нос, колпак и книжка под мышкой), в процессе действия должен прослеживаться и характер персонажа. Буратино – рискованный мальчишка, озорник, проказник, весельчак.
Чем больше будет театрализованных постановок, тем сложнее и глубже будут образы. Ребенок начнет уже самостоятельно задумываться, как нужно сыграть ту или иную эмоцию, как через движение и пластику передать настроение своего персонажа. Это вызовет в нем интерес: а как играют настоящие актеры? Он начнет более внимательно смотреть на работу актеров на сцене, в кино, даже мультики, вполне возможно, начнет смотреть предвзято. Научится отслеживать, как окружающие выражают те или иные эмоции и чувства. Появится пристрастный интерес к жизни и к людям.
Репетиционный процесс
Чем сложнее пьеса, тем больше подготовки требует. Тут нужно быть аккуратным в процессе репетиции, чтобы детям не наскучил повтор одних и тех же реплик и действий. Но с другой стороны, если относиться к репетиционному процессу не как отточке четких и выверенных образов, а, прежде всего, как к общению, к игре, то репетиции своим повтором не особо будут «напрягать» детей.
Декорации
Декорации к дачным театральным постановкам, могут быть вполне условны. Так как на спектакль собирается от силы два десятка человек, то все смогут спокойно разместиться вокруг сцены. Помост для выступления не нужен. При необходимости можно соорудить занавес. Если театральное действие разворачивается в помещении, то поперек комнаты натягивается веревка, и вешаются старенькие шторы, найденные в родительских «закромах».
Дачные условия позволяют соорудить расписные шторы, и даже задний подрамник, на фоне которого будет развиваться действие.
Понадобится белая полотняная ткань или простыня, краски по ткани (их можно купить в хозяйственном магазине). Делается подрамник в размер полотна. Он представляет собой прямоугольную деревянную раму. Ткань натягивается и закрепляется большими кнопками, и по ней вы рисуете. Чем быстрее водите кистью, тем меньше краска растекается по ткани; если хотите получить акварельные оттенки, сильнее разводите краску водой и медленнее водите кистью по ткани.
Из коробки от телевизора можно соорудить домик, вырезав окошки, дверь, затем раскрасив. А можно сбить самый настоящий дом из обрезков досок или фанеры. Если на сцене предполагается растительность, то можно перенести сцену на тот участок дачи, где в изобилии имеется необходимая зелень. Если это невозможно, то наломайте сухих веточек, поставьте их в горшок, набросьте сверху кусок зеленой ткани, вот и необходимая сценическая деталь - куст. Замки, дворцы, пещеры сооружаются из переносных лесенок, стремянок, дуг, досок, покрывал и штор. Необходимый антураж для сцены обязательно найдется на вашей даче или у соседей. Часто появляется гордость, столько лет хранился на чердаке этот абажур или этот стул с потертой обивкой - и не случайно! Пригодился! Теперь они задействованы в постановке, да в каком качестве! Абажур превратился в золотую корону, а стул - в королевский трон.
А дети, с каким энтузиазмом они, без перерыва на обед, конфликты и ссоры, выискивают на чердаках необходимый реквизит и приводят его в надлежащий вид!
Что нам дарят театрализованные постановки?
У детей развивается интерес к различным видам искусства: к театру, литературе, пантомиме, художественному чтению со сцены. Улучшается память и речь, музыкальные способности, чувство ритма, координация движения и умение работать в команде.
Не забывайте, во время постановок одновременно функционирует и кружок «Умелые и «очумелые» ручки» по производству декораций и театрального реквизита. В общем, направьте неуемную детскую энергию в нужное русло!