Популярные песни и дети


Летнее утро… В детском саду № 18 начинается утренняя зарядка. Воспитательница открывает окно, выставляет на подоконник магнитофон. Дети по команде начинают приседания, наклоны в стороны, подпрыгивания и хлопки. Из динамиков магнитофона льется чарующий голос Арсена Петросова:

Кайфуем! Сегодня мы с тобой кайфуем,
А я опять тебя целую и забываю обо всем!
Кайфуем! Тебя я сам к себе ревную,
Да просто мы с тобой кайфуем,
Не вспоминая, ни о чем!


Дети начинают подпевать дяде Арсену. Песня им нравится, хотя они не до конца понимают, что такое «кайфуем», но интуитивно догадываются, что это нечто хорошее, раз на лице воспитательницы присутствует такая блаженная улыбка. Все довольны, у всех хорошее настроение. Завтра на танцевальных занятиях они будут учиться танцам под другую полюбившуюся им песенку Женечки Отрадной:

Уходи и дверь закрой,
У меня теперь другой!
Мне не нужен больше твой
Номер в книжке записной!


Родителей умиляет, когда их четырех-пяти летние крохи начинают без запинки напевать песенки о «взрослой» любви, о не сложившихся отношениях дядей и тетей. «Такой хороший слух у вашей девочки!», «А голосок-то какой звонкий, ну, звезда!» – нахваливают ребенка окружающие.

Некоторые родители удивляются: откуда у их ребенка взялась взрослая, полублатная лексика? Они ссылаются на абстрактное раннее взросление современной молодежи. Только бы всем было хорошо, все получали от жизни удовольствие: родители – свободное от присутствия детей время, дядя Арсен – гонорары, воспитательница – веселых воспитанников, а детки – обаятельное прикосновение к удивительному миру взрослых проблем.

Какова музыка


Роль песен и музыки в жизни трудно переоценить. Песни активно участвуют в формировании сознания, с самого детства сообщая нам о том, что такое добро, зло, хорошо-плохо, грусть, радость и т.п. Многие песни ассоциируются у нас с детством: «От улыбки станет всем светлей», «Песенка о дружбе», с праздником Победы: «День Победы», с Новым годом: «Маленькой елочке». Во время войны песня служила для поднятия боевого духа, укрепления душевных сил, а также играла роль мощного мотивирующего средства. Мы помним песни об армии, о походах, о дружбе и, конечно, о любви.

Музыка и песни сильны своими воспитательными функциями. Если в обществе поется о возвышенном – слушатели невольно будут воспринимать чистое и доброе как идеал. Если же общество увлечено песнями сомнительного содержания, то и жизнь воспринимается как нечто сплошь пропитанное негативом, отношения между людьми становятся низкими и эгоистичными, каждый начинает заботиться лишь о собственном благе. Не зря Платон в древности заявлял: «Какова музыка, таково и общество». В древнем Китае очень хорошо понимали это правило, потому композиторов, отступавших от законов гармонии в написании музыки, подвергали страшному наказанию: живьем хоронили в земле.

Среди всего этого многообразия песни детства стоят особняком, люди относятся к ним с особенным трепетом. Авторы детских песен придерживаются принципа, сформулированного некогда Л. Н. Толстым: «Для детей нужно писать также, как для взрослых, только гораздо лучше». Детские души, еще не окрепшие, впитывающие в себя как губки все, что им преподносят взрослые, нуждаются в здоровой духовной пище.

К величайшему сожалению, в наше время, когда все поставлено на коммерческую основу, детским песням уделяется очень мало внимания. Писать и исполнять их не выгодно и не престижно. Взрослые же песни, звучащие повсюду и формирующие массовую культуру, выплескивают на свет все человеческие пороки: измену, зависть, страсти, ненависть, глумление над чистым и добрым.

Сегодня кажется примитивным петь о супружеской верности, о любви к своей Родине, о добрых отношениях между родителями и детьми. Единицы авторов, идущих против общего течения, творят, скорее вопреки массовой культуре, нежели в русле ее. Примитивизм слов и мотивов порождает примитивизм душ, пролагая царственный путь удовлетворения основных инстинктов, навязчиво внушая человеку восприятие себя как разумного животного. В церковной лексике этот процесс обозначен простым и емким термином – «оскотинивание». И не нужно винить воспитательницу: она – лишь носитель общей культуры, ее мышление – лишь частичка всеобщего мышления, отражающего ценности жизни. Включая детям «взрослые» песни, она поступает совершенно естественно для самой себя, ничего не нарушая и не преступая никаких запретных границ своей души.

Как защитить своих детей от влияния массовой культуры песен?


В прошлом веке была популярной фраза Ленина: «Жить в обществе и быть от него свободным невозможно». Это - правда лишь отчасти: нельзя жить в обществе и не соприкасаться с ним. Но действительно ли нельзя никак жить по-иному, жить вопреки общему движению, если оно вам не нравится?

1. Самое важное – иметь правильное понимание вещей. Родителю нужно понимать самому, чем опасно прослушивание ребенком «не детских» песен. Это понимание даст основу вашим действиям. Для того чтобы еще раз подчеркнуть эту опасность, можно вспомнить высказывание старика Демокрита, древнегреческого философа IV века до Н.Э. Он говорил когда-то, что «Наихудшее, чему может научиться молодежь – легкомыслие. Оно порождает такие удовольствия, из которых развивается всяческий порок!»

2. Нельзя просто отнять у ребенка или подростка песни и музыку (тем более, если их слушают практически все). Лишая чего-то, нужно обязательно давать что-то взамен. Именно родители могут познакомить детей с другой музыкой. Эта «другая» музыка может быть не обязательно детской. Расширьте свой кругозор и вы узнаете, сколь много есть добрых, полезных и прекрасных творений. Можете уже с детства познакомить малыша с классикой, показать ее красоту и величие. Для этого не нужно быть экспертом и искусствоведом, просто нужно самому слушать и любить то, что созидает, а не ведет к растлению.

3. Если вы замечаете, что на массовых мероприятиях для малышей проигрываются песни, не соответствующие детскому уровню, не молчите. Добивайтесь правды, жалуйтесь ответственным лицам, требуйте объяснения происходящего. В данном случае закон будет на стороне родителей, если только захотеть к нему обратиться.

4. Оберегайте детей от интеллектуальной и духовной пустоты. Ищите такой круг общения и друзей, которые могли бы поделиться с вами здоровой духовной пищей. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты», – не пренебрегайте народной мудростью, которая достаточно много говорит о значении общества, в котором находится человек. Развитие и правильное формирование сознания наших чад – лишь наша, родительская, ответственность. Всегда помните об этом и боритесь за своих детей.