Результаты тестирования PISAПо данным международного исследования образовательных достижений PISA, российские школьники занимают 41-43 место среди 65 стран. Однако наше образование и специалисты ценятся в мире. В чем же причина таких низких рейтингов?

В тестировании PISA для стран, входящих в ОЭСР (Организацию экономического сотрудничества и развития), Россия участвует вот уже 10 лет. И за это время выше 29 места российские учащиеся не поднимались. Лучше нас по результатам тестирования учатся не только в Европе, но и в странах Восточной Азии. Почему?

Эксперты, устраивавшие тестирование в омских школах, объясняют: все дело в активном и пассивном запасе знаний. Ситуация та же, что и с иностранным языком. Чтобы оперировать каким-то данными и успешно претворять в жизнь знания, не нужно их заучивать. Нужно тот объем, которым владеешь, использовать в реальной жизни. Казалось бы, это просто, ведь наши выпускники сдают сложнейшие экзамены в зарубежные вузы, завоевывают призовые места на международных Олимпиадах.

PISA против ЕГЭ


Дело «низкой успеваемости» российских подростков – в принципиальном отличии PISA от других международных тестирований. В нем проверяются способности 15-летних школьников использовать полученные в школьных стенах уравнения и формулы в реальной жизни. Проводится оно раз в три года. Способности проверяются по трем направлениям: читательской, математической и естественно-научной грамотности. И в нем нет заданий, которые можно решить, просто запомнив формулы. Типичные задания PISA-2009 звучали так:

«На международной выставке «Туризм без границ» посетители были поражены стендом фирмы Preved-Medved-Tour. Это надо видеть! Прямо в павильоне установлен надувной глобус высотой с четырехэтажный дом. А вокруг него летают пчелы, символизирующие самолеты, которые перевозят туристов. Похоже, насекомые самые настоящие. К счастью, никто из посетителей не пожаловался на укусы, и защитники животных тоже не выражали протестов… А теперь вопрос: можно ли считать математически корректным использование пчел в качестве моделей самолетов?»

Как видите, здесь не отделаться односложным ответом. Тестирование проверяет способности к логическому и вместе с тем нестандартному мышлению, возможности вычленять четкое задание из «словесной шелухи» газетной статьи, отвлечься от незначительных деталей, но главное – не бояться оперировать приблизительными данными: высотой этажа или размером насекомого, а также привлечь знания из другой науки, в данном примере – географии. В отечественном ЕГЭ пока таких заданий немного.

Поэтому сравнительная таблица итогов по России с 2000 года выглядит так:



Что нам для победы надо


Разумеется, ни 43 из 65 место по читательской грамотности, ни подобные места по двум остальным дисциплинам устроить не могут. Причина таких рейтингов – не зашоренность учителей и тем более не глупость российских школьников. Мы только переходим на европейскую систему образования. А лидеры рейтингов PISA успешно грызут гранит науки «правильным» для тестирования способом уже ни одно поколение.

Эксперты говорят – пока что наши школьники не привыкли, что порой ответом на задание в разделе «Математика» может быть чисто гуманитарный ответ. В вузах и школах Омска комментировать рейтинги затруднялись, ссылаясь на новые стандарты образования. И лишь один проректор вуза, не пожелавший, чтобы его имя значилось в статье, сказал: «Нужна революция в головах. Только там мы сможем в короткие сроки нагнать новые стандарты».

Следующее тестирование покажет, что изменилось в сознании школьников.

Как сообщил корреспонденту проекта «Образование в Омске» Сергей Шамет, начальник центра информационных технологий и тестирования ОмГТУ:

Я ничего не слышал о таком тестировании, но точно могу сказать, что грядут большие реформы образования. Уже сейчас вся образовательная система ломается по вертикали, мы болезненно переходим от старого метода усвоения знаний – к новому, методу третьего поколения или так называемому «компетентному подходу». Если раньше мы напичкивали учащихся знаниями, то теперь в центре внимания – стандарты образования, по которым полученную информацию важно уметь применить, черпать навыки для себя.

Любовь Мамонова, начальник отдела контроля качества:

Последнее тестирование проходило 2 года назад. Некоторые омские школы действительно участвовали в нем. Обычно перед международным тестированием PISA делается выборка регионов и школ в этих регионах. Можно сказать, школы выбирает случай. И затем в этих школах устраивают тестирование. Какой-то предварительной особой подготовки к нему не происходит, номера школ объявляют незадолго до тестирования. Наши показатели в результатах – это не отсутствие навыков практического применения знаний у учеников, не их низкие результаты, а некоторые пробелы в образовательной структуре, подаче материала, которые мы сейчас в новом законе «Об образовании» в том числе и будем восполнять.

Примеры тестирования PISA