ФГОС для начальной школыС 1 сентября 2011 года российские первоклашки будут обучаться по новым стандартам образования. Вводится в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для начальной школы. Среднюю и старшую школу тоже ждут изменения через несколько лет. Все эти изменения вызывают целую бурю эмоций на интернет-форумах, газетные статьи кричат о "развале отечественного образования". Причина народного возмущения, главным образом, в недостатке конкретной информации по внедрению ФГОС, а также в том, что ФГОС для начальной школы часто смешивают с проектом ФГОС для старшей школы, который еще находится в стадии обсуждения и доработки.

2010-2011 учебный год является последним этапом подготовки к внедрению ФГОС второго поколения в начальной школе. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Для соответствия новому стандарту перед школой стоит целый ряд задач, которые не ограничиваются созданием электронных учебных мест для школьников. В первую очередь, это повышение психологической готовности самого учителя, развитие его профессиональной компетентности.
Необходимо провести анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного оснащения, используемого для обеспечения системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе – внеурочной деятельности учащихся.

В соответствии с новым ФГОС, на основе современных развивающих технологий школа должна формировать компетентность учащихся в следующих областях:


  • информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
  • самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).


Процесс обучения в начальной школе строится по выбранной учителем образовательной программе, в соответствии с той образовательной программой, которая утверждена в образовательном учреждении. Образовательные программы на официальном языке называют учебно-методическим комплектом (УМК). Выбирая какую-то программу за основу, педагог следует ей все четыре года.

При выборе УМК, соответствующего новому стандарту, следует учитывать:


  • содержание новых учебников должно быть рассчитано в одинаковой мере и на сильного ученика, и на слабого, то есть оно должно быть дифференцированным;
  • содержание учебника должно быть ориентировано на развитие личности ребенка и носить деятельностный характер;
  • учебники должны способствовать развитию познавательного интереса у детей; развивать творческие способности, самостоятельность учащихся;
  • учебники могут использоваться во внеурочной деятельности.


Наиболее готовыми для реализации целей и задач ФГОС второго поколения являются следующие УМК:


  • «Начальная школа XXI века» (издательство «Вентана-Граф»).
  • «Перспективная начальная школа» (издательство «Академкнига/учебник»).
  • «Планета знаний» (издательство «АСТ Астрель»).
  • «Школа 2100» (издательство «Баллас»).
  • УМК по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова (издательство «Вита-пресс»).
  • УМК по системе Л.В. Занкова (издательство Корпорация «Федоров»).


При работе по УМК «Школа России» (издательство «Просвещение») особое внимание необходимо обратить на формирование метапредметных и личностных результатов, так как данный УМК ориентирован в основном на формирование предметных результатов.

ФГОС, в отличие от ГОСа 2004 года, предполагает серьёзное изменение смысла понятия "образовательные результаты", трактуя их как «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Конечным образовательным результатам, которые заключаются в развитии мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности, соответствуют непосредственные результаты: личностные, метапредметные и предметные.

Исходя из этого предлагается разделить требования к результатам образования на два типа: требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации, и требования к результатам, подлежащим проверке и аттестации.

1. К результатам, которые не подлежат формализованному итоговому контролю и итоговой аттестации, по концепции ФГОСа, относятся: ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);индивидуальные психологические характеристики личности.

Эти результаты будут выявляться в ходе массовых мониторинговых, социологических и других обследований; они станут одним из средств оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

2. К результатам, которые подлежат проверке и аттестации, по концепции ФГОСа, относятся: научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности; коммуникативные и информационные умения; умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций; способность к контролю и самоконтролю; способность к творческому решению учебных и практических задач.

Подготовлено по материалам сайтов:
http://ipk.ulstu.ru/?q=node/2415
http://school13.edu.yar.ru/obrazovatelnie_standarti.html