Мягкая революция
Свою методику по обучению детей Глен Доман называл мягкой революцией и писал: «Эта революция, самая тихая и «мягкая», но при этом самая важная и прекрасная. Цель этой революции – снабдить родителей знаниями и навыками обучения, которые позволят им воспитать своих детей высокоинтеллектуальными, чрезвычайно способными и яркими личностями. И тем самым создать гуманный и здоровый мир.
«Революционеры», совершенно не похожи на тех, кого мы привыкли подразумевать под этим словом, - это, прежде всего, новорожденные младенцы с их невероятным творческим потенциалом; во-вторых, родители с их мечтами о том, кем могут стать их дети».
На чем базируется методика?
Вот тезисы, разработанные Доманом и сотрудниками Института развития человеческого потенциала:
1. Мозг растет и развивается лишь в случае, если он работает.
2. Чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша впервые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект.
3. Чем ребенок более развит физически, тем быстрее идет формирование мозга, тем более совершенным будет и его двигательный интеллект.
4. Мозг ребенка с рождения запрограммирован на обучение, и пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что ему предложат.
Методика обучения
С методикой обучения Глена Домана российский читатель мог познакомиться, прочитав его книги, которые выходили на русском языке в конце девяностых годов. «Как дать ребенку энциклопедические знания», «Как развить интеллект ребенка», «Как обучить ребенка математике», «Как научить ребенка читать», «Как сделать ребенка физически совершенным".
В настоящее время книги известного врача-нейрохирурга не переиздаются, поэтому постараемся достаточно подробно описать методику, следуя которой по утверждению Глена Домана можно из любого ребенка воспитать гения.
Институт, который возглавляет Глен Доман, разработал подробные методы обучения маленьких детей чтению, математике, истории, естествознанию и другим дисциплинам. Все они основаны на одном и том же принципе. На карточках определенного размера пишутся слова, приклеиваются изображения растений, животных, планет, портреты исторических деятелей, хаотически разбросанные на листе точки разного количества, цифры, математические примеры. Карточки разделяются на тематические серии, и затем их в течение дня очень быстро по нескольку раз показывают ребенку. Показывая картинки, взрослый произносит сначала название, в будущем добавляя все новые и новые факты.
Кто герои?
Кто эти люди, которые постоянно должны находиться рядом с ребенком, чтобы по нескольку раз в день показывать карточки, при этом готовить новый дидактический материал, следуя неукоснительно инструкциям? Доман так определяет этих сподвижников - революционеров: «Это родители, принадлежащие к среднему классу и дающие возможность своим детям достичь лучшего из того, чего можно достичь, имеют общие характеристики: они живут для детей, принимают это не как жертву, а как свою привилегию, находят большое удовольствие в том, чтобы учить детей».
Зачем?
Зачем тратить такие титанические усилия, вкладывая в детские головки огромный объем энциклопедических знаний, умение читать и считать в трехлетнем возрасте? Автор методики отвечает так: «Вы должны это делать потому, что знания – это базис для интеллекта, а интеллект – врожденный дар, данный каждому.
Детей нужно до краев наполнить энциклопедическими знаниями, пусть он сам решит, кем он хочет стать. Наша задача – дать детям неограниченные возможности в жизни».
Как?
Доман так определяет цели своих книг: «Как познакомить ребенка с тысячами, десятками тысяч ясных, точных, интересных фактов?» Он подробно описывает методику, начиная с введения единицы знания – бит. Один бит информации – это изображение очень точного рисунка, хорошей иллюстрации или фотографии. Наглядное пособие должно иметь немалый размер и ясно «читаться» взглядом. Оно должно быть дискретным (т.е. изображать только один объект) и отличаться новизной.
Биты объединяются в категории. В категорию входит группа из 10 и более битов знания, логически связанных друг с другом. Например, категория «насекомые», «домашние животные», «планеты солнечной системы» и т.д. Категории входят в области знаний, поделенные на следующие разделы: биология, история, география, музыка, искусство, математика, физиология человека, основные законы естествознания, языки, литература.
Занятия лучше организовать так, чтобы было несколько коротких уроков через определенные интервалы и лучше использовать утренние часы.
Карточки следует показывать на расстоянии 45 см от лица ребенка, все посторонние отвлекающие факторы - световые, звуковые и тактильные должны быть исключены. Чем меньше ребенок, тем яснее и громче должен звучать ваш голос.
Рекомендуется показывать за один раз 10 – 15 карточек, тратя на карточку по 1 секунде, т. е. на один показ будет потрачено 10 – 15 секунд, этого достаточно, дольше трудно удерживать внимание ребенка. Нужно стремиться показывать карточек меньше, чем малыш может воспринять и как можно быстрее.
Если ребенок требует продолжения занятий, то следует отвлечь его внимание на другое.
Повторение информации должно сочетаться с изъятием уже запомненной. Показ одного бита – 30 раз, 3 раза в день в течение 10 дней.
Изготовление дидактического материала
Основой методики Глена Домана являются карточки. Поэтому к изготовлению их предъявляются особые требования. Карточка вырезается из белого двухстороннего картона размером 28*28 см, надписи делаются черным маркером, высота написанных букв должна быть не меньше 2,5 см, чем крупнее буквы, тем лучше. В идеале каждая карточка должна иметь с двух сторон пластиковую оболочку. Если бит представляет картинку, то с внутренней стороны карточки пишется его название. Если выбранный объект расположен на фоне, или ему соответствует надпись, то его следует вырезать и приклеить к белому картону.
Систематизация карточек – битов идет по принципу от общего к частному. Если сначала животный мир делился на категории: насекомые, животные, птицы, то постепенно идет детализация. Категория «Насекомые» подразделяется на «Короедов и листоедов», «Насекомых – хищников», «Летающих и ползающих».
Для изготовления битов информации используются энциклопедии, книги, журналы, карты, марки, учебные пособия, календари, открытки, рекламные листки. А мы можем добавить к этому списку интернет.
Чтение
Методика чтения основывается на механическом запоминании слов, которые по много раз в день показывают малышу и на основании собственного опыта малыш со временем поймет законы, по которым письмо передает устную речь. Например, показывая карточку со словом «мама» нужно отчетливо произнести: «Это означает «мама» и не надо ничего объяснять. Сначала ребенку показывают слова, затем словосочетания, потом предложения простые и распространенные.
Чтение книги строится точно так же, как и работа с карточками. Книга читается взрослым два – три раза в день на протяжении нескольких дней. Предполагается, что на каком – то этапе малыш захочет прочитать книгу уже самостоятельно.
Ребенок не складывает буквы в слова, а запоминает слово целиком, и впоследствии видя его в тексте, он воспроизводит его звучание.
Математика
При обучении математике на карточках – битах рисуют не цифры, а количество точек, которые соответствуют той цифре, с которой знакомят малыша. Например, показывают не цифру «5», а карточку, где нарисованы пять точек. Доман полагает, что таким образом можно знакомить ребенка с любой цифрой.
Карточки для математики должны быть размером 27,5*27,5 см. белого цвета, нужны самоклеющиеся кружочки диаметром 1,8 см, и толстый маркер красного цвета. Обучение математике строится по принципу: узнавание количества, решение примеров, узнавание цифр, равенства с цифрами.
Математические действия не рисуются в виде плюсов, минусов или знака «равняется», а произносятся вслух.
Интеллект ребенка
«Человеческий мозг - самый совершенный компьютер, чем больше фактов ему известно, тем больше выводов он может извлечь. Если мы будем забивать головы наших детей всякой ерундой, вряд ли стоит ждать от них умных речей и поступков. Поэтому мы должны их снабжать точной, отчетливой и недвусмысленной информацией», - писал Глен Доман. Это все теоретические умозаключения. А что он советует делать на практике? Вот пример, взятый из книги: «Ребенок смотрит в окно и спрашивает: Что это?»
Ваши возможные ответы: сказать: «Отстань»; сказать: «Это гав–гав»; сказать: «Это собака»; сказать: «Это сенбернар». А возможен такой вариант: ваш ребенок еще ни разу не видел собаки. Приготовьте для него десять карточек с изображением собак разных пород и покажите их несколько раз. Когда вы пойдете гулять, и ребенок увидит собаку, он закричит: «Смотри, мама, собака!» Что произошло? Вы показали десять различных собак, которых объединяет наличие шерсти, лап, хвостов и т.д. Ребенок понял, что собаки могут иметь разный окрас, размер, рост, длину хвоста и т. п. Благодаря своим врожденным способностям к перекомбинации полученных фактов, малыш в состоянии определить, что он увидел.
Физическое развитие
Физическим упражнениям, которые рекомендует Глен Доман, подводится серьезная теоретическая основа. В своем развитии от рождения и до шести лет ребенок проходит семь важных стадий, которые соответствуют семи стадиям созревания детского мозга, и правильно развивая ребенка физически, мы развиваем различные области головного мозга.
Воспитывать малыша физически нужно с рождения, перевернув его личиком вниз. Новорожденный, лежа на спине да еще укутанный пеленками и одеялом, ограничен в двигательной активности. Перевернув малыша на животик и одев его в рубашечку с короткими рукавами и в штанишки, мы предоставляем ему возможность совершать разнообразные движения. Для того чтобы ребенок мог свободно двигаться и не замерзать, в детской комнате должна поддерживаться температура 32 градуса и высокая влажность, чтобы кожа ребенка не пересыхала.
Доман придает огромное значение умению ползать и приводит таблицы, в каком возрасте и сколько малыш должен проползать. Для того, чтобы простимулировать физическую активность ребенка, он предлагает использовать специальный трек, П – образный желоб, обитый поролоном шириной примерно 35,5 см и высотой бортиков 15 см. В идеальном варианте хорошо бы построить такой трек по периметру родительской кровати. В этом случае малыш даже ночью мог бы находиться под присмотром мамы и совершать «поползновения» взад – вперед по треку.
«Мозг растет и развивается исключительно благодаря его использованию. Чем чаще используются сенсорные и двигательные окончания мозга, тем больший объем занимает мозг в процессе своего роста. В этом смысле рост мозга ничем не отличается от роста мышечной массы», - пишет Глен Доман.
«Станьте на время японцем» - так называется одна из глав его книги. Подразумевается, если ребенок находится на полу, то и родители должны находиться там же. «Ешьте, спите, играйте, учите на полу. Это идеальное место для развития ребенка».
Формирование мозга новорожденного резко ускоряется, если его подвергать мягкой вестибулярной стимуляции. Рекомендуется носить ребенка по кругу, покачивать его на качалке, скакать с ребенком по дому, в позиции лежа, покачивать малыша над собой.
Следующий этап – развитие мануальных навыков малыша, используя его врожденный хватательной рефлекс, следует по нескольку раз в день вкладывать в ладушку крохи свои пальцы, он их будет обхватывать и со временем научится удерживать на весу 50% своего веса. Когда малыш научится висеть на больших пальцах взрослого, нужно соорудить в дверном проеме турник с перекладиной, которую можно было бы переставлять в соответствии с ростом ребенка и научить его покачиваться и перебирать ручками.
В конце книги Доман дает подробный инструктаж по изготовлению лестницы для передвижения с помощью перехвата. На соединенные между собой вертикальные стойки горизонтально крепится лестница, которую можно фиксировать на разной высоте.
Малыш растет, физически крепнет и приходит момент, когда он встает на четвереньки, разложив недалеко любимые игрушки, мы подталкиваем его к передвижению на четырех точках. Со временем он встает на ножки и делает первые шаги. В эти важные для малыша моменты родители должны «следить за ним так же пристально, как ястреб следит за зайцем. Будьте предельно внимательны!» - советует Глен Доман, подстраховывайте малыша от падения.
Следующий этап после ходьбы – ежедневный бег трусцой с увеличением дистанции, нужно стремиться пробежать 5 км по пересеченной местности, не останавливаясь.
Приходит свой черед и гимнастическим упражнениям: перекатывания, кувырки, прыжки, хождение по бревну, раскачивания на канате, прыжки на батуте, приседания, пируэты. Достигнув успехов в этих упражнениях и в соответствии собственными предпочтениями, можно выбрать любой вид спорта и в нем совершенствоваться.
На каждом этапе развития двигательных навыков Доман рекомендует свою частоту, интенсивность и продолжительность занятий. Например, упражнения на турнике должны повторяться 15 раз в день по 20 секунд, передвижение по лестнице 10 раз в день по 25 секунд, 10 минут в день тратить на развитие вестибулярного аппарата, 25 минут – на гимнастические упражнения.
Минусы теории
Первая треть каждой книги Глена Домана - это гимн детскому интеллекту, муссирование темы «Каждый ребенок – гений». Автор подчеркивает, что после каждого занятия надо хвалить и гладить малыша, но почему-то не уходит ощущение эмоциональной пустоты, существующей между матерью и ребенком. Крошечное чудо природы, малыш, воспринимается как полый сосуд, и задача родителей - постараться заполнить его до краев битами информации. Ребенок выступает как безвольное апатичное существо, он пассивный объект обучения. Нет места совместной деятельности и творчеству, желание ребенка повлиять на процесс обучения пресекается.
Иметь обширные знания в различных областях человеческой деятельности, это замечательно, но для этого существуют различные информационные носители: книги, компьютер. Задача родителей все же видится не только в том, чтобы нашпиговать детскую головку битами знаний, а прежде всего, научить малыша думать, размышлять, сопоставлять и анализировать, развить в нем логическое мышление, научить работать с информацией и, конечно, воспитать его человеком, научить сопереживанию и отзывчивости. И в первую очередь до краев наполнить любовью и нежностью, а не максимальным объемом информации.
Ребенку нужно помочь осознать себя, воспитать в нем убеждение «Я личность! Я все могу!», научить его строить отношения с другими детьми и взрослыми.
Ни в одной из книг не освещается такая важная для любого ребенка сфера деятельности, как игра. Складывается ощущение, что она должна быть изъята из жизни малыша и заменена бесконечной чередой карточек.
Есть и несколько технических нестыковок. Непонятно, как ребенок будет читать текст со словами, которые он еще не выучил с родителями? Как знакомить малыша с количеством, которое зашкаливает за сто – двести, как на одной карточке изобразить столько точек? Возможно, ли обсуждать с ребенком прочитанные книги, вносить коррективы в занятия? Как заниматься с ребенком, когда ему «перевалило» за шесть лет и его мозг, по словам Глена Домана «практически прекращает расти»?
Физические навыки и умения, соответствующие определенному возрасту, описываемые Гленом Доманом, расходятся с действительностью. «Первые шаги с помощью рук для сохранения равновесия характерны для ребенка в возрасте 12 месяцев» - пишет Доман, но многие мамы возразят. Это свойственно не годовалому малышу, а девятимесячному. Именно в этом возрасте современные дети начинают самостоятельно ходить.
Автор книг подробно описывает, сколько подходов к турнику, лесенке должен ежедневно выполнять ребенок, какую дистанцию он должен изо дня в день пробегать. Упускается важный момент, ребенок – это живое существо, он может быть в не настроении, да и просто надоело выполнять одни и те же упражнения, работая на их увеличение. Если карточки все же как–то можно методично по нескольку раз в день показывать малышу, то заставить, упросить его пробежать еще один круг, подтянуться еще один раз, бывает невозможно.
Остается много и других «открытых» вопросов. Тем не менее, в каждой методике всегда можно найти что-то дельное, возможно, это пригодиться, поможет взглянуть по-новому на привычные понятия и предметы.