Отец Константин: Я расскажу случай, который произошел несколько лет назад. После воскресной Литургии ко мне подошла прихожанка с четырехлетним ребенком и попросила помочь в решении сложной ситуации, в которую попал сын. «А теперь скажи батюшке без утайки, честно, откуда ты взял это колечко», – сказала она и протянула сыну копеечное колечко с бусинкой. Ребенок взял кольцо, и мне показалось, что он сейчас провалится сквозь землю. Он вертел в пальцах кольцо и потупившись молчал.
Я спросил малыша, что имеет в виду мама.
Мальчик молчал.
Спросил, неужели это кольцо он у кого-то украл?.. Был в гостях и тайком взял?
Его глаза набухали слезами.
Чтобы не травмировать малыша, я подозвал маму, стоявшую в трех метрах, и она сказала, за сына, что они действительно были в гостях. И сын действительно взял это колечко тайком... Мальчик стоял, понурившись, пунцовый. Было видно, что он жутко расстроен всей этой ситуацией.
Я поговорил с ним – понимает ли он, как это плохо? Обещает ли вернуть людям то, что у них взял без спроса? Дает ли вот сейчас мне, священнику, обещание, что больше не будет без спроса ничего брать?
Он кивал…
…Вот такая зарисовка. С одной стороны, это хорошо, что ребенка привели к священнику, с другой стороны, не слишком ли это сильное потрясение для малыша – объясняться с бородатым чужим дядей в такой деликатной ситуации. Не должны ли родители были сначала сами разобраться в проблеме?
Елизавета: Вообще-то, ситуация с колечком очень характерна для возраста этого малыша. Я согласна: родителям тут надо быть очень тактичными. С одной стороны, нельзя оставлять подобные проступки без внимания, с другой стороны, надо понимать, что ребенок еще только учится понимать, что хорошо, а что плохо. Возможно, ребенок взял вещь, просто не задумавшись. Прежде всего, нужно спокойно разобраться, почему он это сделал. Родители часто склонны судить, основываясь на внешней стороне событий, а ребенок не умеет и не имеет возможности объяснить, что было на самом деле, что он думал, хотел.
В этой связи я вспоминаю, как в одной знакомой семье мальчик, уже даже не такой маленький, лет десяти, взял деньги родителей и купил на них… подарки на праздник для всех членов семьи. Семья, в которой такого никогда в жизни не было, была в ужасе, обвиняла его в воровстве. Но воровства-то как такового, безусловно, не было. Хотя поступок, конечно, нуждался в комментировании. Возможно, родителям стоило бы в такой ситуации даже наказать ребенка «естественными последствиями» его поступка: например, объяснить, что теперь придется на праздник ограничиться тем, что уже куплено. В любом случае указывать надо на то, в чем ребенок действительно провинился, в данном случае – это, скорее, безответственность, непонимание меры свободы и самостоятельности, но уж никак не воровство. И это еще достаточно очевидный случай. Родители непременно должны вдаваться в подробности произошедшего, чтобы их действия, обвинения не оказались несправедливыми.
Возвращаясь к четырехлетнему малышу: даже если ребенок уже хорошо понимает, что брать чужое нельзя, и взял сознательно, родителям важно не перегибать палку. Конечно, нужно серьезно поговорить с ребенком, вернуть чужое. Дети в таком возрасте часто совершают подобные поступки, они еще только учатся быть нравственными. Равнодушие, потакание таким вещам сейчас откликнется позже. Но и делать из мухи слона тоже не стоит. Не надо давить и ругать ребенка слишком сильно, это не соответствует проступку и будет только вредно для его души.
Отец Константин: Я согласен с тобой, думаю, что подключать священника в этой ситуации было не совсем уместно. Другое дело, что я все же не был совсем чужим для этого малыша. Наши маленькие прихожане знают наших священников с пеленок. Обращаться в спорных ситуациях за разрешением вопроса к батюшке – нормально. Только одна подсказка: перед тем, как приводить малыша на беседу, лучше сначала поговорить со священником наедине. Может быть, он подскажет родителям что-то другое.
…В одной книге я прочитал, что, исповедуя детей, священник блаженствует – с земли он попадает на небо, от исповедей взрослых – к исповеди детей.
Это идеалистичный взгляд. Пороки взрослых, действительно, более грубы и тяжелы по последствиям. Но и грешащий, пусть на своем уровне, ребенок тоже иногда совершает страшные вещи. Мучить животных, обманывать родителей, тайком издеваться над младшим братом или сестрой, красть шоколадки или игрушки, врать, и т.д., – все эти «невинные» детские грехи – верный путь к большим, взрослым, страшным грехам. Поэтому мое глубокое убеждение – и к детским грехам следует относиться максимально серьезно и вдумчиво. Наблюдать от исповеди к исповеди – есть ли рост, в некоторых случаях даже отлучать от Причастия, словом, помогать духовному развитию ребенка.
Итак, пусть регулярная исповедь детей начинается с 7-летнего возраста, в отдельных же случаях можно приводить ребенка на беседу с батюшкой и раньше.
В оформлении статьи использовано фото с сайта храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Павловской Слободе