Ваше обращение по поводу образовательных стандартов пока подписали немногие…
Да, сейчас ведь ситуация другая. Многие люди думают, что мы остановили первый приступ внедрения этих стандартов, предложены для обсуждения какие-то стандарты, а дальше всё пойдёт само и всё будет хорошо. Однако положение сейчас колеблющееся. Другая проблема – неправильные действия с нашей стороны. Сергею Волкову повезло, что его письмо было сразу подхвачено Ксенией Лариной, оно появилось на нескольких популярных ресурсах. Мы такого не сделали.
А что за митинг прошёл 30 апреля на Пушкинской площади?
Цель митинга – обращение к общественности и московским властям по поводу санитарных норм, позволяющим детскому саду иметь 2,5 метра игровой комнаты на ребёнка, и против низкой зарплаты воспитателей. Второй пункт особенно интересен: впервые родители выступают не только за детей, но и за воспитателей.
Пришло где-то за пятьдесят человек, были семьи с детьми. Дети примерно от полутора лет, с красивыми шапочками «Я хочу в садик» и картонными рыбками с надписью «Мы не шпроты».
Накануне мы получили ответ из мэрии, где было сказано, что, напротив, игровая комната площадью 50 метров – это не мало, а очень много. Тем более что, хотя в группе положено иметь 20 человек, дети всегда болеют, и в действительности их будет 17-18.
Эти новые санитарные нормы появились примерно 2 месяца назад, подписаны Онищенко. Поэтому на митинге были лозунги «Онищенко – кабинет в 2,5 метра!» Логика властей понятна: они за счёт новых санитарных норм и уплотнений пытаются снять проблему нехватки детских садов.
Какова зарплата воспитателей сейчас?
Из мэрии нам ответили, что средняя зарплата воспитателей по Москве составляет 20 тысяч рублей. Но это же средняя температура по больнице. Берётся вся зарплата, начиная с нянечек и кончая директором, и делится на количество людей. Более того, я подозреваю, что сюда относится и зарплата чиновников департамента, занимающихся дошкольным образованием. Так высчитывают школьную зарплату, когда говорят, что средняя учительская зарплата по стране составляет 13 тысяч. Сюда относятся и надбавки, и зарплаты работников управления образования. Потом всё делится на количество всех занятых в этой сфере и получается 13 тысяч.
Я точно знаю, что многие воспитатели берут себе дополнительную нагрузку: полставки нянечки или уборщицы. Это само по себе ненормально.
А как формируется учительская зарплата? Что такое «надбавки»? Что меняется с внедрением новой системы оплаты труда?
Оклад учителя по тарифной сетке, которая пока ещё действует в большинстве регионов, состоит из постоянной суммы, которая определяется по его квалификации, уровню образования, стажу. Скажем, проработав 15 лет и пройдя аттестацию, учитель попадает в первую категорию и, значит, за 18 часов получает некую соответствующую категории сумму. Плюс к этому учитель получает доплаты, которые, в основном, рассчитываются из базовой ставки. 100 рублей в месяц – за методическую литературу. Где-то около 0,05% учительской ставки – надбавка за проверку тетрадей. Доплата за классное руководство составляет от 3% до – в «избранных» школах – 100%. Степень избранности определяет региональная власть, присуждая школам статус гимназии, лицея, школы для одарённых детей и так далее. Плюс доплата за оформление кабинета, до тысячи рублей. Примерно 15% доплаты за ведение экспериментальной работы.
Да, кроме того, классные руководители получают ещё дополнительную тысячу за классное руководство – это единственные деньги, которые перечисляются напрямую из федерального бюджета. Проблема в том, что Минфин не имеет отработанного механизма их перечисления в регионы, и, например, в 2010 году учителя эти деньги получили только в июне месяце. Естественно, без компенсации за инфляцию. Мы тогда советовали учителям обращаться с заявлением в прокуратуру, и когда они обращались – им эту компенсацию выплачивали.
Так складывается учительская зарплата. Её относительное преимущество было в том, что она хотя бы была стабильна, и учитель мог приблизительно подсчитать, сколько у него будет денег в конкретный месяц.
Что сейчас изменилось?
В системе новой оплаты труда учителю гарантировано только 60% его зарплаты. За остальные деньги – стимулирующую часть – он должен выполнять всяческие дополнительные действия. Он должен гораздо больше заниматься отчётом. Многие учителя сейчас говорят: «Мы не будем ходить с детьми в походы. Потому что если мы пойдём с детьми в поход, нам потом столько бумаг придётся заполнять про то, как мы ходили в поход, что нам наплевать на 100 рублей, которые мы за него получим». Особенно эта бумажная волокита раздражает молодых учителей. Вторая проблема – произвольность этих критериев. Никто не может объяснить, почему один учитель хороший, а другой – плохой.
А как насчёт «популярен – непопулярен»?
Это хорошая идея. Но чтобы это было разумно, необходима серьёзная психологическая работа. Я знаю школы, где дважды в год психологи проводят тестирование детей. Но сегодня дети не знают, что от того, что они скажут, зависит зарплата учителя. Как только дети или родители об этом узнают, появится возможность манипулирования.
Наконец, проблема в том, что стимулирующую часть распределяет школьная администрация. К этому очень редко привлекают коллектив. Из закрытости и произвольности такого распределения возникают обиды: «Ага, мне дали на двадцать рублей меньше. Это что, мне намекнули, что я плохо работаю?» А если учесть дамский коллектив большинства школ – тут же начинаются трения и конфликты.
Еще одна проблема, связанная с оцениванием работы учителя, - учет только выдающихся достижений. Директоров, как и чиновников Управлений образования, интересуют только победители региональных и всероссийских олимпиад, конкурсов. А ведь работать со «слабыми» детьми труднее, чем с «одаренными», здесь требуется большее педагогическое мастерство. Но на «слабых» с переходом на новые стандарты оплаты труда вообще обращать внимание перестанут: с ними много баллов не наберешь.
Есть проблема дамского коллектива в школе?
Безусловно, такая проблема есть. Это очень полезно, когда дети видят разных учителей, а не только угнетённых и несчастных тётенек. И если мы хотим, чтобы мужчины пришли в школу, надо делать две вещи: уменьшать количество отчётов и платить деньги, которые бы позволили мужчине содержать семью. В сельских школах, по крайней мере, введена отсрочка от армии, пока человек работает в школе. В своё время предлагалось ввести такую льготу в городских школах, чтобы хоть как-то привлечь туда молодых людей. Но Министерство обороны сказало, что нам не хватает военных, поэтому даже тех редких молодых людей, кто захочет пойти работать в школу, сначала надо заставить пройти армию.
Но проблема не только в этом. В начале девяностых у государства не было денег на школу. Но тогда у учителей была некоторая свобода, им было интересно работать. Затем, в двухтысячные, свободу отобрали, однако дали денег. А сейчас третья тенденция: и деньги уменьшают, и свободы не дают.
В составленном вами письме всё объяснено, но не могли бы вы сформулировать, каковы основные преимущества стандартов РАО?
Дело в том, что в проекте РАО всё очень конкретно, а не приблизительно. Ученик получает возможность бесплатно учиться 36 часов в неделю. Право на 10 часов бесплатного (то есть, за государственный счёт) дополнительного образования. Перечислены реальные учебные предметы, которые старшеклассники должны изучать. Убраны всякие мифические предметы, типа «Россия в мире». Это консервативный проект, который не принесёт вреда и зафиксирует обязанность государства платить деньги. Это очень важно. Ведь всё, что не оплачивает государство – оплачивают родители.
А почему государство должно оплачивать дополнительное образование? Может, стоит его отдать на откуп родителям?
Для этого надо было бы сначала изменить всю нашу систему заработных плат и налогов. Потому что в рамках существующей системы небольших зарплат мы рассчитываем на иные компенсирующие преференции от государства. Это меркантильный расчёт. А есть и другой: уровень сознательности наших граждан не таков сегодня, чтобы родители платили, когда они имеют возможность не платить. Некоторые родители будут попросту экономить на дополнительном образовании. А государство должно заниматься поиском талантов у детей. Именно потому, что не все родители этим займутся.
С чем был связан ажиотаж при поступлении в первый класс в нынешнем году?
Ажиотаж этот был искусственный. В течение всего Года Учителя нам постоянно объясняли – чиновники, правительство, сериал «Школа», - что школы становятся всё хуже, что уровень образования падает. И вот родители научены, что многие школы плохие, что плохие школы, видимо, будут закрываться. И всё-таки есть школы, которые хорошие, и их не сократят. Соответственно, возрастает желание родителей отдать туда своего ребёнка. Кроме того, происходит концентрация хороших учителей в хороших школах, они попросту туда убегают. Здесь больше платят, здесь меньше отчётность, здесь приличный директор, приличные дети. В советское время – я говорю, по крайней мере, о московских школах – в любой школе было хотя бы несколько хороших учителей. Сейчас они из слабых школ попросту вымываются. Если бы все школы имели такое финансирование и такую самостоятельность, как та, в которой я работаю, разве я бы стал сюда ездить, тратя по три часа в день на дорогу туда и обратно? Я нашёл бы работу рядом с домом.
Вы упомянули сериал «Школа». Можете сформулировать своё отношение к нему?
Этот сериал – публицистика, он построен по законам публицистики. У него есть цель, к которой клонит автор. Автор обнажает проблему, для чего собирает много разных фактов из многих разных источников. Воплощение при этом отчасти фантастическое. К примеру, вылизанное идеальное здание школы. Реальные школы куда беднее и грязнее. Потом, когда мне показывают, как все учителя на перемене собираются на педсовет, в то время как дети носятся и разносят школу, - для меня это абсолютная фантастика. Педсовет положено проводить после уроков, а не на переменах. А так – да, бывают случаи взяток. Бывают случаи сексуальных домогательств. Бывает несправедливое отношение. Бывают в школах наркоманы. Весь вопрос: в какой концентрации. Этот сериал – сатира, только нет в нём художественности. Я не понимаю тех учителей, кто на него обиделся. Понятно же, что это определённый заказ, иначе его не показали бы на Первом канале.
Чей заказ?
Ну, если школы так плохо работают, то не жалко их закрывать, не надо платить деньги плохим учителям. Лучше их выгнать, а здание отдать избранной хорошей школе. Удобная проработка накануне окончательной реформы образования.
Но она ведь Москвы только сейчас коснулась, а по стране уже давно идёт?
Да, идёт по стране, как и протесты. Однако для регионов очень важно чувствовать поддержку центра. Если реформа провалится в Москве, эхо пойдёт в регионы. У нас ведь никто не думает, что можно что-то сделать. Каждый считает, что он один что-то понимает, а другие ничего не хотят. Москва может дать общий пример, что что-то сделать можно. Хотя сейчас, к стыду нашему, выходит пока наоборот: какие-то отдельные достижения есть именно в регионах. Будем надеяться, что и Москва своё слово скажет.
Как так вышло, что в разных регионах России учителя получают очень разные зарплаты?
Это происходит потому, что выплату осуществляет не федеральный бюджет, а региональные власти. Финансирование образования – ответственность региона, и региональная дума сама решает, что она выделит на школу. Существует общая базовая ставка, где-то 8-9 тысяч рублей, но в богатых регионах на неё осуществляются всевозможные доплаты, а в бедных регион даже и на эту ставку просит дотации. Вообще, если у нас должно быть единое образовательное пространство – то и оплата труда учителей должна осуществляться из федерального бюджета. Ни в одной капиталистической стране нет такого, чтобы учителя в государственных школах получали разные деньги в зависимости от географии. Этого просто не позволит профсоюз.