Нынешняя и будущая экономическая ситуация не вызывает у россиян большого оптимизма, однако насладиться новогодними праздниками они намерены на полную катушку. Расходы россиян на подготовку к Новому году увеличатся на 11% до 17 550 рублей. И это вполне сопоставимо с аналогичными показателями в Евросоюзе. Однако европейцы сокращают свои траты.
Россияне потратят на подготовку к новогодним праздникам в среднем 17 550 рублей (428 евро), свидетельствуют данные исследования компании Deloitte. Это на 11% больше, чем годом ранее. Deloitte проводит исследование потребительских расходов в период новогодних праздников уже 14 лет подряд. В этом году интернет-опрос проходил в 18 странах, в том числе в России, Украине, ЮАР и европейских странах. Россия принимает участие в исследовании пятый год подряд. В этом году опрос проходил в шести российских городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и Екатеринбурге. Всего в опросе приняли участие более 18 тыс. человек, из них россиян – 1,1 тыс.
Если россияне готовы тратить на рождественско-новогодние праздники 2011 года в среднем 428 евро, то европейцы – целых 587 евро. Лидерами по тратам намерены стать ирландцы, жители Люксембурга и швейцарцы, которые запланировали потратить на праздничный сезон 943, 923 и 841 евро соответственно. Меньше всех готовы раскошелиться голландцы и греки с новогодним бюджетом в 260 и 319 евро. Жители погрязших в долгах Испании, Италии и Португалии готовы потратить больше россиян – 668, 530 и 625 евро.
Пока новогодние траты россиян еще не дотягивают до трат большинства европейцев, однако скоро Россия может перегнать многие страны Европы по этому показателю. Россия – в числе стран, которые демонстрируют наиболее стремительный рост праздничного бюджета (+11%), тогда как в Европе отмечается снижение бюджета в среднем на 0,8%. Однако ситуация в разных европейских странах весьма различна.
Больше половины «праздничного» бюджета – около 10 250 рублей – россияне намерены потратить на подарки, около 4600 рублей – на продукты для праздничного стола и еще 2700 рублей – на отдых и развлечения.
Так, рост праздничного бюджета в Европе отмечается только в Чехии, Польше, Германии, Словакии и Финляндии – на 2,5–6,8%. Жители Швейцарии, Люксембурга, Франции, Испании и Бельгии более скромны в своих запросах и намерены потратить на новогодние праздники лишь немногим больше, чем в прошлом году. В среднем их праздничный бюджет подрастет незначительно – на 0,3–2,2%.
А вот жители Греции, Ирландии, Португалии, Италии и Нидерландов уже второй год подряд существенно снижают затраты на праздничный сезон, готовясь к более трудным временам. Особенная бережливость наблюдается у греков, которые потратят на новогодние праздники на 21% меньше, чем в прошлом году. Это и неудивительно, учитывая, что именно дефолт Греции может спровоцировать новый мировой кризис. Жители остальных стран снизят новогодний бюджет на 2,3–7,4%.
В связи с проблемами в экономике Испании испанцам, видимо, следовало бы последовать примеру греков и итальянцев и также снизить свои расходы на праздники. Но, судя по всему, они не готовы отказывать себе в чем-то на Новый год.
Настроения не радуют
Согласно исследованию Deloitte, половина россиян считают, что экономика все еще находится на стадии спада. В прошлом году пессимистичных настроений было меньше (лишь у 36% опрошенных в России).
В Европе каждый шестой из десяти потребителей считает, что в экономике наступил спад. Число таких оценок также возросло по сравнению с прошлым годом, однако до показателей 2008 года все-таки далеко. Тогда пессимистические оценки высказали целых 73% опрошенных европейцев.
Наиболее сильная негативная оценка нынешней ситуации в экономике наблюдается в европейских периферийных странах, которые серьезней пострадали от кризиса. В Греции 92% опрошенных считают, что в экономике наступил спад, в Португалии – 88%, в Италии – 84%, в Ирландии – 78% и в Испании – 72%. Пессимистично оценивают ситуацию также французы (75% опрошенных).
В отличие от большинства европейцев, добрая половина немцев (53%) полагают, что ситуация в экономике стабилизировалась.
Что касается будущего экономики, то оптимистами в этом году являются только 15% опрошенных россиян, тогда как в 2010 году их было на 10% больше. Но в сравнении с европейцами россияне все-таки остаются более оптимистично настроенными насчет экономического будущего.
Не верит в светлое будущее экономики более половины населения Греции (77%), Италии (64%), Португалии (67%) и Франции (62%). Резкое увеличение пессимистических оценок относительно улучшения экономической ситуации отмечается во многих европейских странах.
Покупательская способность
Несмотря на возрастающий пессимизм потребителей относительно нынешней и будущей экономической ситуации, большинство европейцев уже четыре года подряд говорят о росте своей покупательской способности или сохранении ее на прежнем уровне. В этом году так сказали 61% опрошенных (по сравнению с 58% в 2010 году).
Однако в отдельных странах Европы потребители признают снижение покупательской способности. Наиболее сильно кризис затронул потребителей Греции, где о снижении потребительской способности говорят 81% опрошенных. Такая ситуация наблюдается у более половины населения Италии, Ирландии и Португалии.
Россия здесь занимает особое место, так как 67% опрошенных россиян уверяют, что их покупательская способность не только не пострадала, а даже выросла в этом году. Об этом же говорят данные опросов на Украине и в Южной Африке.
Россияне, в отличие от большинства европейцев, более оптимистично оценивают и свою покупательную способность в 2012 году. Почти 40% россиян уверены в ее росте, 26% верят, что уровень их покупательской способности не изменится. Большинство же европейцев считают, что их покупательская способность в 2012 году снизится, и разделяющих это мнение стало больше.
Это свидетельствует о том, что экономический кризис существует по большей части «в головах» россиян и пока что не затронул их кошельки, делают вывод в Deloitte.
«Различия в оценках перспектив развития экономики и изменения собственной покупательной способности вынуждают российских потребителей придерживаться осторожного подхода к совершению расходов. С одной стороны, проявлять осторожность не значит бояться совершать покупки в принципе, ведь праздники отмечать хочется всем, да и потребители считают, что их покупательная способность выросла. С другой стороны, демонстрируя осторожность и нерешительность, потребители готовы скорректировать свое поведение в свете охватившего Европу «кризиса» и неясных перспектив российской экономики», – говорит руководитель группы по оказанию услуг компаниям потребительского и транспортного сектора компании «Делойт» в СНГ Александр Дорофеев.
Самые популярные подарки
Российские потребители становятся более «чувствительными» к ценам на праздничные покупки и стали искать подарки по более привлекательным ценам, выяснили в Deloitte. Так, цена подарка в этом году не имеет значения только для 34% российских респондентов по сравнению с 41% в прошлом году. Более того, доля российских потребителей, предпочитающих полезные подарки (87%), также увеличилась по сравнению с 2010 годом (79%), что свидетельствует о том, что российские потребители теперь являются одними из наиболее рациональных в Европе.
Большинство россиян (56%) хотели бы получить в подарок на Новый год деньги. Также популярны среди россиян путешествия и туристические путевки (45%), а также ноутбуки и компьютеры (42%). Предметы косметики и парфюмерии являются одними из наиболее популярных подарков, которые россияне и европейцы планируют дарить своим друзьям и членам семьи. Эти товары можно приобрести по разумной цене, что делает их идеальным подарком при ограниченном новогоднем бюджете.