Весна, лето и осень - сезон сбора мам с ребятишками около песочницы. Мы все такие разные, и как заметны различия в отношениях между родителями и детьми!

Кто-то из мам сидит на лавочке и лишь изредка поглядывает на малыша, другие мамы буквально за руку водят своего, копают и лепят с ним фигурки из песка, кто-то увлечен беседой с другими родителями.

Катя и Тёма

Катя обратила на себя внимание еще задолго до нашего знакомства. Она - высокая шатенка с длинными пышными ресницами. Заметно, что молодая женщина ухаживает за собой. Гуляя со своим сыном, она часто проходит мимо нашего дома. Странно, но Тёма всегда плетется позади мамы, вид у него растерянный, он ее догоняет. Мама оборачивается, что-то очень тихо говорит своему еще неуклюжему сынишке. Тёма начинает заметно нервничать и пытаться прибавить шаг. Вдруг он падает. Мама выражает недовольство. Тёма плачет.

Катя предпочитает сидеть на лавочке рядом с песочницей, изредка перебрасываясь парой фраз с соседками. Тёма сидит в песочнице, маленькими ручонками перебирает влажный песок. Он сжимает небольшие камешки из песка, они словно брызги разлетаются в разные стороны, приводя мальчика в большой восторг. Он очень увлечен. Рядом с Катей на лавочке сидит Дашина бабушка. Она не многословна, но очень старательно следит за своей внучкой. Повернувшись к Кате, она тихонько подсказывает ей:

- Ты бы подняла его, он сидит на холодном песке.

Хочу заметить, что бабушка не гиперзаботливая. На улице - только разгар весны. Солнце ярко светит, но дует прохладный ветер и песок в теньке еще не успел прогреться.
Катино лицо оживилось. Она говорит Тёме:

- Тема, встань с песка!

Тёма увлечен своим занятием и предложение мамы игнорирует. Катя повторяет свою просьбу. Сын сидит. Она вздыхает и неохотно встает. Подойдя к сыну, она повторяет еще раз уже громче. Мальчик даже не поворачивается к ней. Катя чувствует, как все смотрят на них. Буквально прозвучало та-та-да-дам. Снова вздохнув, она наклоняется к сыну и дергает его за руку.

- Ты слышишь меня?- повышая голос на последней фразе, говорит Катя.

Тёма недовольно взглянул на нее.

- Встань с песка!- еще громче требует она.

Тема начинает нервничать, мотать головой из стороны в сторону. Идет череда дерганий за руку сына и повторение требования встать с песка. У мальчика начинается истерика. Он зажмурил глаза и неразборчиво что-то кричит, бъет ногами по песку. Катя за руку вытаскивает его из песочницы. Он визжит, вырывается и снова плюхается на песок.

- Все! Идем домой! - кричит Катя.

Тема ложится на песок и начинает в истерике бить по нему руками и ногами.
Катя, с лицом победителя, стаскивает его с песка.
Дашина бабушка предлагает:

- Раз он так хочет сидеть, пусть сядет на лавочку. - Она протягивает Кате небольшую теплую подстилку.

Катя сажает его на лавку.

- Не нужна ему подстилка, разве холодно? Пусть сидит на лавке.

Катя вернулась на свое насиженное место. Тема, сидя на низенькой лавочке, немного всхлипывая, трет грязными ручонками свое лицо. Он долго сидит просто так, без движения и смотрит на песок.

Воспитание «вдруг»


Воспитание ребенка - это одновременно и процесс и результат. Каждый день мы строим по крупице будущую крепость характера нашего ребенка, и, спустя время, замечаем результаты своих трудов.

Воспитание «вдруг» не имеет ни процесса, ни результата. Когда родители не воспитывают ребенка каждый день, он предоставлен сам себе - им приходится его одергивать, ругать и наказывать. Он не знает как себя вести, как и когда поступать. Просто ему это не объяснили старшие.

Пример о Кате и Тёме показывает, что ребенок не понял, почему вдруг мама заставила его бросить такое интересное занятие, накричала на него, да еще чуть не увела домой. Вокруг так много людей, все смотрели на мальчика, ему было неловко и отчего-то стыдно.

Грустно еще и то, что нет никакого результата от действий Кати. Малыш не понял сути. В следующий раз, когда ему захочется слепить домик из песка, сварить песочную кашу или вырыть подземный ход, он для своего удобства опять же усядется на песок вне зависимости от погоды. Ситуация повторится.

Систематичность и осознанность


Пока дети маленькие, они осознают окружающий мир через своих близких. Им непонятны многие вещи, они еще не знают о последствиях своих действий – у них просто пока нет такого опыта.

Важной воспитательной особенностью является систематичность. Когда близкий человек объясняет ребенку, зачем моют руки, почему нельзя пить холодную воду, драться, кидать песок в глаза и прочее. Ребенок с интересом слушает объяснения и старается представить развитие ситуации. Он учится делать выводы и задумываться о последствиях. Здесь важна систематичность, когда родители несколько раз проигрывают ситуацию, иногда комментируют наперед.

Результатом таких объяснений является осознанность действий ребенка. В следующий раз, столкнувшись с похожей ситуацией, у ребенка больше шансов разобраться и правильно отреагировать. Затем малыш начинает сам задумываться, что будет, если…

Личный интерес ребенка


Человек лучше улавливает информацию, которая каким-то образом касается его лично. Если вы хотите доходчиво объяснить малышу ситуацию - затрагивайте интересы ребенка. Шутите, приводите примеры из любимых мультфильмов - главное, чтобы малыш сам хотел делать «правильно». При личном интересе гораздо больше шансов, что малыш запомнит Ваши слова.

«Если ты хочешь пойти гулять, нужно обязательно съесть кашу. Иначе ты захочешь есть на улице и нам придется вернуться домой».

Моя дочка очень хотела посидеть зимой на лавочке, она тщательно очищала ее от снега и пыталась залезть. Уговоры не шли на пользу, ей хотелось сесть. «Хорошо, садись. Но если ты замерзнешь, то попа заболеет и начнет чихать. Вот так: Апчхи, апчхи…» Двухлетняя девочка начала повторять «апчхи» и смеяться. Залезать на лавку ей больше не захотелось.

Дочка очень хотела посмотреть, как курочки едят. Но по дороге она увидела детей в песочнице, и мы договорились немного поиграть. Дочка заигралась, а дело шло к вечеру, и мы могли вернуться домой « с просмотра» поздно. Но дочка отказывалась уходить из песочницы, хотя говорила, что курицы ее очень интересуют. «Хорошо. Давай пойдем позже. Но тогда курочки могут уже лечь спать, ведь будет поздно и ты их не посмотришь». Дочка забрала свою лопатку и ведерко и сказала, что надо скорее идти смотреть курочек.

Найдите слова, подходящие именно для Вашего ребенка. Учитывайте его интересы, любимые занятия, задействуйте для примеров его друзей, героев полюбившихся мультфильмов, сказок, книжек.

А какие примеры и объяснения лучше воспринимает Ваш ребенок?


Читайте также:
В песочнице. Часть 2. Общительность
В песочнице. Часть 3. Самостоятельность