Почитала я отзывы к своей статье и поняла, что требуется прояснить кое-какие моменты. Иначе что-то очень важное останется за кадром.

Конечно, мой конспект – всего лишь основа, каркас. Невозможно на сайте опубликовать весь «учебный материал», его слишком много. Также я забыла упомянуть, что только вводные занятия были общие, а потом я разговаривала отдельно с девочками и отдельно – с мальчиками. Приглашала провести занятия детского гинеколога, психолога и даже врача-акушера. С мальчиками беседовали уролог (уговорила прийти врача из частной клиники) и юрист, инспектор по делам несовершеннолетних (рассказал пацанам, чем грозит ранняя «любовь»). С одобрения директрисы я еще организовала лекции для родителей, с ними беседовали тот же юрист и детский гинеколог. Одно занятие было совместным для детей и родителей, выступала психолог и говорила о важности доверительных отношений в семье.

Любовь. Половое воспитание Photo by freestocks on Unsplash

Теперь скажу о возрасте ребят. Возраст 13–14 лет – пограничный. Еще годик, и вопросы секса могут коснуться каждого на практике. А, по моему глубокому убеждению, говорить на любую тему с ребенком надо до того, как эта тема станет для него суперактуальной. Потому что когда влюбленная 15-летняя девочка торопливо бежит на свое первое свидание, бесполезно ее ловить за юбку в прихожей, предупреждать и стращать. К моменту первого свидания у нее в голове уже должна прочно сидеть информация, которая защитит и сохранит. И эту информацию девочка должна воспринять и усвоить, как и другие правила безопасного поведения: нельзя перебегать дорогу на красный свет светофора, нельзя садиться в лифт с незнакомым человеком, нельзя вступать в интимные отношения, когда ты к ним не готова в силу возраста.

Вспоминаю, как мои родители в 90-е годы купили какой-то журнал для детей и подростков (тогда много появилось подобных изданий, но ненадолго) и подсунули его 11-летнему брату. Братишка прочитал статью о поллюциях и на мой вопрос о прочитанном спокойно ответил: «А, это у меня будет, когда я подрасту». Никаких эмоций, стеснения или даже повышенного интереса он не проявил. Потому что эта тема еще не стала для него «стыдной». Зато года через три он не стеснялся замаранных простыней: не пытался сам застирать пятна и не ожидал смущающих вопросов от родителей. Ведь он был готов к этому этапу в жизни юноши. Тем более девочку надо заранее готовить к взрослению. Мама расскажет о месячных, о правилах гигиены. Но, к сожалению, не каждая мама сумеет и захочет говорить с подросшей дочерью о сексе. Тогда подобный факультатив восполнит этот пробел в воспитании.

В одном из положительных отзывов о своем факультативе я прочла, что материал подан «безэмоционально». Спасибо за этот отзыв, все правильно: я стремилась подавать информацию объективно, без эмоций, чтобы она воспринималась детьми без смущения.

Повторю: темы моих бесед с девочками были самые разные – от личной гигиены до признаний в любви. Главная мысль – не навреди себе. Не спеши. Веди себя соответственно возрасту. Не стремись быть взрослой, не лишай себя детства и юности. У тебя все впереди.

А теперь – несколько отзывов (в комментариях прозвучало, что было бы интересно узнать мнение самих ребят).

Отзывы учеников


От десятиклассницы:
«…Два года назад на ваш факультатив ходила из любопытства. В 14 лет информацию просто приняла к сведению, как-то меня это не очень касалось тогда. А вот через год, когда начала встречаться с 19-летним парнем, мне все это пригодилось. Всплыло в памяти, как вы говорили о разнице в психологии парня и девушки, и я решила его помариновать, а не сразу в койку (тоже ваше выражение!). И очень хорошо, потому что его «чуйств» хватило ровно на месяц, а потом он меня «бросил». Зато не поматросил!»

«Сейчас мне 17 лет. Недавно я вспомнила, как вы объясняли, почему секс без чувств – это физкультура. То есть тела двигаются, но от этого ни уму ни сердцу: на сердце пусто, душа молчит, голова ясная. Вы были правы…»


И напоследок – отзыв, который касается темы моего факультатива «Этапы отношений: от симпатии к любви или от любви до ненависти?». Сначала приведу цитату из своего конспекта этой темы: «Каждый этап в отношениях нужно проживать, а не перепрыгивать. Возникло какое-то чувство – не торопитесь думать, что вы влюблены в этого мальчика или в эту девочку. Подождите немного. Чуть позже росток интереса к другому человеку в вашей душе либо распустится в прекрасный цветок, либо зачахнет. Это зависит от поведения этого человека, от вашего настроения, которое у подростков постоянно меняется. Не спешите. Наслаждайтесь первым этапом в отношениях, когда все еще так зыбко, так чисто, так сладко. И главное – так безопасно».
А вот отзыв бывшей восьмиклассницы, от которой я получила сообщение спустя 7 лет (она нашла мою страничку в одной из социальных сетей).

«…Из факультатива про секс мне особенно запомнилась, как вы говорили о том, что первый этап в отношениях надо длить. Сейчас я как раз на первом этапе – мне нравится однокурсник. Мы проучились вместе два года, но только сейчас я его разглядела! Наслаждаюсь первым этапом и хочу находиться в этом состоянии еще по крайней мере месяца три, не буду ему ничего говорить. Мне так хорошо!!! Случайно нашла стихотворение, которое отвечает моему состоянию. Хочу поделиться с вами и сказать спасибо. Вот это стихотворение:

Стоим глаза в глаза.
Нет, это можно тронуться,
как тянется рука
к щеке твоей – дотронуться.
Как тянется душа
(как ее было много!)
к теплу, слегка дрожа
у нежности порога.
И слабенький пока
росточек нежно колется:
дотронуться. Дотронуться.
Дотронуться».