Портал «Православие и мир» продолжает дискуссию о школьном образовании — новом законопроекте и шире — о том, в каком положении сегодня находится школа и каковы перспективы. Своим видением проблемы делится Александр Абрамов, член-корреспондент Российской академии образования.
— Закон «Об образовании» написан так, чтобы сохранить образовательную политику последних десяти лет. А самое характерное для этих лет то, что решение серьезных проблем в образовании подменялось эпизодическими действиями по изготовлению неких указов и директив, в которых вообще не затрагивались такие ключевые вопросы, как содержание образование, подготовка педагогических кадров.
Школа в эти годы превратилась в институт натаскивания на ЕГЭ со всеми вытекающими отсюда последствиями. Дошло до того, что в старших классах, в 11 уж точно, дети не ходят на уроки, так как бегают по репетиторам. Продуманы экзамены плохо — мы воспитываем малограмотных лентяев. Слова Пушкина «Мы ленивы и нелюбопытны» в полной мере применимы к современным школьникам.
По оценкам учителей, если сегодня провести диктант или контрольную по математике, по любому из предметов будет 30–40 процентов двоек. Это еще раз показывает, насколько неадекватна школьным задачам система ЕГЭ, по которой двойки получает только 5–6 процентов учеников. В предлагаемом законе ЕГЭ сохраняется.
Все это результат идеологической монополии Высшей школы экономики и диктата Министерства образования, которое протаскивает все их предложения. В принятой программе развития образования до 2020 года не предусмотрены никакие конкретные результаты, а деньги вложены. Бессмыслица.
В начале перестройки проблемы образования широко обсуждались, в 1988 прошел съезд работников образования, на котором приняли довольно разумную концепцию школы, действовавшую лет 15. С тех пор уже почти 25 лет такие съезды не проводятся, что для демократической страны недопустимо.
Пока профессиональное сообщество не проснется, трудно рассчитывать на какие-то позитивные перемены. Сегодня это сообщество рабски исполняет все предначертания, идущие из Министерства.
Мы делаем вид, что сохраняем советскую систему образования, но она давно рухнула — не достигает страна советских результатов в естественнонаучном образовании. Нужно наполнить программу принципиально новым содержанием, создать новые методики, положив в их основу то, что Симон Соловейчик называл учением с увлечением.
Для всего этого требуется время. Что касается закона, то идеальным решением мне представляется создание согласительной комиссии. Есть ведь альтернативный закон, подготовленный депутатом Смолиным — в нем много разумных предложений, но при нынешней монополии Высшей школы экономики и Министерства эту альтернативу просто игнорируют. Для того и нужна согласительная комиссия, чтобы внимательно рассмотреть все предложения и выбрать оптимальные.
Радует, что вопреки всему сохраняются школы, в которых учат и воспитывают детей, есть учителя, честно исполняющие свой долг. Но это скорее исключение, а не правило. Общая картина удручающая. Со своей главной задачей — прививать культуру и воспитывать личность — современная российская школа не справляется.