Фото из семейного альбомаУ вас дома есть семейный альбом? «У нас все фотографии – в компьютере», – ответит большинство. Это понятно, а вот так, чтобы сесть вечерком в кресло, открыть толстый альбом и увидеть не только снимки с отдыха в Турции этим летом, а целую историю семьи в фотографиях? Нет? Я так и думала. У меня тоже не было до недавнего времени.

Но вот я полезла убирать антресоли и достала оттуда два старых альбома – один в бархатном переплете арбузного цвета, с металлической застежкой, а второй – в обложке из «крокодиловой» кожи. В первом самые ранние фотографии датированы началом 20 века, последние – 40-ми годами; во втором – снимки родственников начиная с 50-х годов и заканчивая 80-ми. Период 80-х отмечен моими детскими фотографиями, есть снимки молодых родителей с друзьями. Начиная с конца 90-х – все в компе. Покажи я сейчас сыну фотографию моего деда, сообразит ли он, кто это? Да и разве я рассказывала мальчику о нем? Нет, не было как-то повода. А вот если бы старый семейный альбом лежал на журнальном столике, мы бы его листали, дети спрашивали бы, кто на фотографиях, и я бы рассказала о каждом что знаю.

Например, на толстом картоне изображение прабабки и прадеда: она сидит в кресле с высокой резной спинкой, он стоит рядом. У нее нарядное платье, ажурные вязаные воротник и манжеты (рукава чуть ниже локтя), на груди медальон на цепочке внутри цепочки более длинной. В руках клатч (обалдеть, и сейчас такие в моде, только раньше, наверное, они иначе назывались), пышная коса вокруг головы, взгляд спокойный, прямой. А прадед похож на Дон-Кихота: худой, кончики усов торчат вверх, в сюртуке, жилете и при галстуке. Одна рука за спиной, вторая опирается на спинку кресла. На обороте снимка написано: Фотографiя Р. Баденмюллеръ, Астрахань, ул. Ахматовской и Табачного ряда Д.Агамджанова. Фотография других моих прадеда и прабабки – иная: там он сидит, в пиджаке и косоворотке, брюки заправлены в сапоги, взгляд цепкий, цепочка от часов выглядывает из кармана; она стоит рядом, положив тонкую руку ему на плечо, в длинной бархатной юбке и блузке с оборками, на запястье широкий браслет с камушками (по рассказам знаю, что золотой, в войну его обменяли на хлеб). Первый снимок – начало 20 века, второй – примерно 1918 год.

Более ранних фотографий у нас, к сожалению, нет. Значит, свой семейный альбом начну с этих. Дальше идут снимки 20-х, 30-х годов – у молодых женщин стрижки каре, все почему-то загорелые, даже на черно-белых изображениях это заметно, в белых блузках, мужчины – в просторных белых парусиновых брюках, волосы зачесаны надо лбом. Вот мой дед в таких штанах, а вот бабушка, ее сестры, младшая – в матроске (интересно, знает ли моя дочка, что такое матроска? А когда-то детей поголовно наряжали в эти костюмчики). Вот 40-е годы – здесь в основном фронтовые фотографии моего второго деда – смотрю на них, и сердце сжимается. В 50-е годы у мужчин макинтоши, шелковые шарфы, шляпы. Это интеллигенция. А рабочий люд – в фуфайках, в шапках-ушанках с кожаным верхом, наверху тесемочки видны. Разные лица, разные судьбы, но все они – моя родня и должны попасть в мой семейный альбом. Не буду трогать старые альбомы, где снимки вставлены уголками в прорези и даже приклеены. Я возьму новый альбом, сделаю копии старых снимков и разложу их по годам. Каждую можно подписать – кто, годы жизни, чем занимался. А потом продолжу историю семьи нашими фотографиями.

Мама мне говорила, что во времена ее детства разглядывание семейного альбома было одним из способов занять гостей. Содержимое регулярно пополнялось. Родственники присылали свои карточки с надписью на память, эти снимки обязательно попадали в семейный альбом. Вот сестра моей прабабушки летом в ситцевом платье и в калошах на босу ногу – худая, взгляд внутрь себя, это деревня, голодный 1947 год. Вот племянник бабушки с друзьями на целине в Казахстане, конец 50-х. Можно с детьми историю страны изучать по фотографиям одной семьи!

Уверена, что подобные фотографии есть и у вас дома. Ой, а как этот снимок попал к нам? Дядя моей мамы в черных семейных трусах стоит у кромки прибоя. Смешной какой, улыбается, зубы железные. Но от нехитрой слегка безграмотной корявой надписи: «Дорогой Лилички от мужа Феди на отдыхе в санатории г. Сочи, 1954 год» почему-то щиплет глаза.

От семейного альбома можно перейти к созданию книги – летописи семьи. Сейчас есть программы, с помощью которых нетрудно сверстать и распечатать. Но начать все-таки лучше с семейного альбома, который, на мой взгляд, должен быть в каждом доме даже в эпоху всеобщей компьютеризации. И тогда мы наконец сядем с детьми зимним вечерком, будем разглядывать фотографии, и я расскажу им о своих родителях, о бабушках и дедушках и скажу несколько слов о прабабушках и прадедушках (мало о них, к сожалению, знаю). Пусть дети поймут, что мы – всегда чье-то продолжение, что семья – это не только живущие ныне папа-мама-дети, но и предки, а также потомки. Заведите семейный альбом!