Денег много, да разума мало
(русская народная пословица)
Буквально пару лет назад Максим (в возрасте 3 – 3.5 лет) совсем не понимал, что такое деньги. Моя бабушка очень любила дарить ему шуршащие бумажки каждый раз, когда мы приходили к ней в гости. Да, она уже старенькая, в магазины не ходит, и ей проще дать внуку гостинчик в 100-200 рублей. Но Максим совершенно не понимал, что означает эта непонятная бумажка, которую суют ему в ручку. Мгновенно терял к ней интерес, а потом терял и саму бумажку, если я ее вовремя не убирала к себе. Потом я покупала на эти деньги ему какой-нибудь сюрприз и тщетно пыталась восстановить для него цепь событий: помнишь, мы ходили в гости к бабушке Шуре? Она дала тебе денежку, а я на эту денежку купила для тебя эти наклейки, это тебе от нее подарок. Но это была слишком сложная для него схема.
Клуб Нытиков и Попрошаек
К 5 годам Максим разобрался и, на мой взгляд, даже слишком хорошо разобрался в том, что такое деньги, для чего они нужны, и главное – что на них можно купить!
Некоторое время назад у Макса был жуткий период, который я сейчас вспоминаю с содроганием, который назывался «Купи-купи-купи-купи!». Купить надо было абсолютно все, что попадалось на глаза по дороге – конфеты, мороженое, игрушки, журналы, воздушные шарики, паззлы. Доходило до того, что Макс упирался всеми конечностями в дверки магазина и кричал: «Ну, купи хотя бы что-нибудь!!». Я была в отчаянии. Советовалась с подругами, но все только поздравляли меня со вступлением в клуб «Нытиков и попрошаек» и разводили руками. Все мои доводы, что Максиму это сейчас не нужно, что подобных игрушек у него уже стопицот штук, что это вредно-не нужно-плохого качества на него не действовали никаким образом! Не помогало даже мое вранье о том, что денег у меня с собой нет.
Однажды я настолько отчаялась после очередного «купи-припадка», что села с Максимом прямо на ступеньки магазина и начала втолковывать ему, на что расходуются деньги в нашей семье. Я ему перечислила все статьи расходов – квартплата, еда (нам и коту), одежда, обувь, бензин для машины, деньги на садик, на подарки друзьям, на море и на игрушки. И чтобы нам на все хватало, надо умело распределять деньги, а если часто покупать игрушки и сладости (так часто, как просит Макс) – то этого не получится. На Максима весь мой список, требующий регулярных финансовых вливаний, произвел огромное впечатление. По дороге домой мы еще закрепили успех моей пламенной речи юмором. Всю дорогу до дома мы шутили и смеялись, представляя различные ситуации финансового кризиса в нашей семье.
- Если мы все потратим на игрушки, то на обед будем есть твои машинки!
- Да! Ха-ха-ха-ха! А в бак машины вместо бензина будем заливать мои краски!
- А летом во что будем одеваться, если все деньги на игрушки и сладости потратим? В обертки от шоколадок! Ха-ха-ха! Хи-хи-хи!
Великое дело – смех! Но после этой беседы постепенно, медленно, но верно Максим перестал клянчить игрушки. И я вздохнула с облегчением! А «Клуб Нытиков и Попрошаек» потерял своего активного участника.
***
С недавних пор у Макса появился собственный кошелечек, в который он складывает сдачу от своих походов за хлебом, пятаки и железные 10-рублевые монетки, которые мы с мужем иногда выделяем ему. Свой кошелек я ему подарила специально, в воспитательных целях. Таким образом я хотела показать ему на практике, что можно и нужно иногда откладывать деньги, чтобы купить что-то дорогое и желанное. Да, можно спустить все на сиюминутные удовольствия – вроде автоматов со жвачками или игровых автоматов. А можно насобирать достаточную сумму и купить что-то стоящее. Я надеялась, что это поможет Максу развивать логику, терпение и прочие прекрасные качества. Но… не тут-то было!
Несколько дней Макс просил купить ему жутковатый китайский паровозик в «Союзпечати». И хотя он стоил всего 80 рублей, я не хотела его покупать. Во-первых, я понимала, что он ему не нужен, это сиюминутное желание. А во-вторых, он был такого плохого качества, что казалось, он разваливается у меня на глазах прямо в упаковке. Но Максим продолжал выпрашивать паровозик. И тогда я предложила ему накопить на него. Я подумала, что 80 рублей – вполне подъемная сумма, которую можно относительно быстро накопить. Но Максиму это оказалось не под силу. Каждый выпрошенный пятачок он опускал в автомат в магазине рядом с домом и получал 100-й по счету ненужный ему попрыгунчик, не взирая на мои доводы, что таким образом паровозик из палатки так и останется в палатке. Из этого эксперимента я сделала вывод, что Максу пока рановато проводить самому какие бы то ни было финансовые операции. И что до карманных денег он еще точно не дорос.
Максим сейчас только приближается к возрасту, когда деньги становятся неотъемлемой частью жизни. Он только учится с ними обращаться. Поэтому в теме «Дети и деньги» у меня пока больше вопросов, чем ответов.
Когда давать ребенку карманные деньги и сколько? Являются ли карманные деньги – только его деньгами, которые он волен тратить по своему усмотрению – покупать журналы с «Человеком-пауком», ерундовые быстро ломающиеся игрушки из ларьков, вредные жвачки и чипсы или 25-го по счету бакугана – или же скопить на какую-нибудь достойную развивающую игру. Должно ли наказание за непослушание или какие-то проступки распространяться на карманные деньги? Или, выдав ребенку обозначенную сумму, вы уже не вправе отнять ее назад, чтобы он не натворил? И в обратной пропорции – за успехи и достижения увеличивается ли размер детского довольствия, или это величина – неизменная? Могут ли деньги быть средством поощрения – за оценки, за успехи, за помощь родителям? Я знаю, что во многих семьях есть система денежного поощрения за «пятерки» - не вырабатывается ли в таком случае нездоровое отношение к учебе? На все эти вопросы у меня нет ответов, потому что и денег у Максима пока своих нет. Поэтому очень хочется послушать мнение старших товарищей! :)
Елена Сай | Счастье быть мамой | или 1000 идей, чтобы ребенок вырос любящим, умным, здоровым |
Читайте также:
Выделяем ребенку карманные деньги: шесть правил от психолога