Как помочь ребенку выучить таблицу умножения? Ведь еще вчера у него было беззаботное детство, а теперь необходимо запоминать непонятные символы в виде цифр, да еще в особенной закономерности. Осложняется обучение еще и тем, что внимание младших школьников малоустойчиво, часто детям сложно концентрировать его на одном занятии более 20 минут. Что же делать?
Движемся от простого к сложному. Легче осваивать таблицу умножения по столбикам и строчкам, начиная с самых простых.
Используем образы. Для ребенка в начале обучения цифры являются абстрактными символами. Помогите ему связать каждую цифру с определенным образом. На первом этапе важно чтобы ребенок понимал смысл умножения.
Дети, как и взрослые, могут иметь склонность к восприятию информации: визуалы-воспринимают зрительную информацию, аудиалы - на слух, кинестетики лучше воспринимают информацию через осязание. Соответственно, создавать образы в сознании для запоминания таблицы умножения, нужно используя эти особенности.
Порисуем. Нарисуйте вместе с ребенком несколько животных. Например, зайцы убирают урожай на грядке, у каждого из них в руках по две морковки. Сколько морковок у всех зайцев? Рисуем любимую собаку. У нее четыре ноги. На улице она встретилась с другими собаками. Сколько ног у всех собак? Таким образом, можно объяснить ребенку взаимосвязь процесса сложения с процессом умножения.
Карточки. Сделайте для каждой строчки отдельную карточку размером 10*15 см. На ней поместите пример крупными печатными цифрами: «2*2=4», «2*3=6» и т.д. Показывайте ребенку карточку и проговаривайте вместе ее значение. Затем показывайте карточку, а ребенок самостоятельно проговаривает, может сам брать карточки. Далее используйте карточку только с начальным заданием: «2*2=…». Ребенок должен назвать ответ. Карточки можно развесить по всей квартире, так, чтобы они были доступны ребенку и он имел постоянный контакт с ними. Возьмите их с собой в поездку, повторяйте во время прогулки.
Поем песенку, учим стишок. Вместо зубрешки, попробуйте напевать эти примеры: «шестью шесть-тридцать шесть», читайте с интонацией, будто стихотворение. Отличным подходом является таблица умножения в виде стихотворения. Такой стишок создает образы, связывая их с цифрами, рифма помогает легче запоминать. Таких произведений достаточное количество. Подберите для своего ребенка наиболее подходящее и доступное по звучанию.
Как в сказке. Перенеситесь в любимую сказку или мультфильм. Изобразите Карлсона за столом, на котором несколько тортов со свечами. Сколько свечек на всех тортах? Красная шапочка испекла пирожки, сколько их на противне? Чебурашку нашли в коробке с апельсинами - обыграйте эту ситуацию. Приблизьте обучение к игре.
Тарелки, спички, конфеты. Доходчивым примером будет раскладывание на столе перед ребенком небольших одинаковых предметов. Их можно раскладывать как сами по себе, так и на тарелки, объясняя пример. На столе две тарелки, на каждой по три спички. Сколько всего спичек? И далее в подобном ключе.
Денежный перевод. Достаточно живо дети воспринимают математические задачки с учетом денег. Их можно, подобно спичкам раскладывать на тарелки. Можно воспользоваться «номиналом». Например, учить столбик с умножением на два при помощи монет с номиналом «2 рубля». Таким же образом используем пятирублевые монеты.
Время занятий. Начинайте с короткой демонстрации одного из способов изучения таблицы умножения. Если ребенок готов к дальнейшему изучению - продолжайте. Если нет, повторите завтра, немного усложнив занятие и удлинив его. Наиболее эффективными являются ежедневные занятия.