В наши дни о детском садике мамы начинают задумываться с самого рождения ребенка. Нужно вовремя подать документы, встать на очередь, чтобы к садовскому возрасту малыша пришла путевка в дошкольное учреждение. Кому-то из мам детсад даст хорошую возможность выйти на любимую работу и почувствовать себя деловой леди, кому-то придется вынужденно отдать ребенка, чтобы зарабатывать и сводить концы с концами, кто-то оформляет дитя в садик, потому что так принято в нашем обществе.
- Надоела мне уже моя работа, - поделилась 30-летняя Елена с соседкой, - устала я целыми днями тяжело трудиться и получать за это мизерную зарплату.
- А почему ты пошла работать за такие маленькие деньги? – спросила Елену собеседница.
- Я отдала двоих детей в сад, и дома стало сидеть скучно, поэтому решила устроиться работать лаборантом в институт овощеводства, т.к. это не далеко от моего дома.
Изначально детские сады были открыты для того, чтобы женщины, нуждающиеся в заработке, могли продолжать работать, даже родив ребенка. В деревнях существовали сезонные ясли, действующие лишь во время полевых работ и сбора урожая.
Сегодня в детский сад отдают детей и те мамы, которые имеют возможность не работать. Аргументы приводятся разные, порой самые неожиданные: «Старшие не ходили в сад и были стеснительными, младшую решили отдать, чтобы была без комплексов», «Я не умею дома заниматься с ребенком, а возить его в школу раннего развития неохота, пусть ходит в детсад».
Прежде чем сделать выбор: детский сад или альтернатива, необходимо серьезно задуматься. Нужно взвесить многие вещи, ведь в любом случае придется чем-то жертвовать. Что принести на алтарь – решать вам.
Чего мы ожидаем от детского сада?
Социализация
В детском саду ребенок постепенно учится вести себя в обществе сверстников, налаживать контакты, строить отношения. Дети, находящиеся на домашнем воспитании, и не имеющие возможности проводить достаточно времени с другими малышами, в определенных обстоятельствах могут растеряться и не сориентироваться, как нужно реагировать на те или иные действия ровесников.
Посещая детский коллектив, ребенок учится делиться своим имуществом, отстаивать свои права, уступать, осуществлять совместную с другими малышами деятельность. Все эти навыки чадо получает и, воспитываясь в многодетной семье, посещая различные секции и кружки, либо регулярно встречаясь с друзьями на детской площадке.
Ребятишки в детсаду перенимают друг у друга многие навыки. Вместе им веселей учиться самостоятельности. Малыши, которые начинают ходить в детский сад с полутора-двух лет, уже в три года способны одеться без помощи взрослых, заправить свою постель, аккуратно сложить одежду, обслужить себя за обедом.
Развивающие занятия
Помимо всех прочих удобств образовательных дошкольных учреждений, в программе каждого детского сада обязательно присутствуют развивающие занятия. Насколько качественными они будут – зависит и от самого садика и от воспитателей, осуществляющих обучение.
Как правило, помимо подготовки к школе, в детских учреждениях с малышами каждый день проводятся творческие занятия: ребятишки рисуют, делают аппликации, различные поделки.
Также в развивающую программу входит и подготовка детской самодеятельности: малыши репетируют песни, стишки и танцы в ожидании какого-либо праздника. Раз в несколько месяцев проводится утренник, на котором родители могут увидеть выступление своего чада – плоды усилий воспитателей и музработников.
Друзья
С приходом в детский коллектив, малыш постепенно обзаводится друзьями. В контакте с ними ребенок не только проходит социализацию, но и восполняет свои потребности в привязанности, общении, любви, понимании.
Как правило, с возрастом у детей все четче определяется круг «родственных душ», и в 5-6 лет дружба становится особенно крепкой и может продолжаться на протяжении всей школьной жизни, если ребята идут учиться в одну школу или один класс.
Ребенку, идущему в один класс с несколькими одногруппниками, гораздо проще освоиться в новой для него школьной обстановке. Такие дети чувствуют себя более уверенными и защищенными, нежели те, кто приходит в общество абсолютно незнакомых ему людей.
Дисциплина
Посещение любого образовательного учреждения подразумевает приучение ребенка к определенной дисциплине. В первую очередь, дети привыкают к строгому режиму дня. Если родители уходят на работу рано утром, малышу придется научиться раньше обычного ложиться спать и раньше вставать. Днем в детских садах устраивают тихий час, когда ребенок может восстановить силы, отдохнув. Поскольку режим для всех одинаков, малыши в саду не сопротивляются установленным нормам, как это могли бы они делать дома, не желая спать днем.
Дисциплина присутствует и во многих других аспектах. В обычных детсадах не менее двадцати-тридцати ребятишек в каждой группе, поэтому воспитатели требуют строгого подчинения и соблюдения установленных порядков, иначе справиться с таким количеством детей им будет просто не под силу. Малышам дается определенное время на то, чтобы съесть свои завтрак, обед и ужин (иначе останешься голодным, «по заказу» тебе никто ничего не принесет), чтобы собраться на прогулку, сходить в туалет, помыть руки перед едой и т.д.
Свободное время для мамы
Даже если мама, отдавшая в детсад своего кроху, не нуждается в срочном выходе на работу, время, которое высвобождается у нее благодаря посещению ребенком детского сада, она может потратить, как того захочет.
Кто-то начинает активно приводить себя в порядок после нескольких лет декретного отпуска: посещать различные салоны по уходу за телом, спортзалы и т.п.
Кто-то, наконец, берется за дела «для души», на которые очень сложно найти время, занимаясь маленьким ребенком. Вышивка, бисероплетение, вязание, декупаж, шитье различных модных аксессуаров и многие другие интересные дела ждут освободившихся мам.
Даже если ребенок посещает сад не полный и не каждый день, высвободившееся время будет истрачено мамой с пользой для себя и всей семьи.
Обратная сторона медали
Дети не в радость
Не секрет, что далеко не все работники детских учреждений ценят свое дело, отдаются ему всей душой и стараются найти подход к каждому ребенку. Каждая мама мечтает определить свое чадо в группу к воспитателю, по-настоящему любящему детей. Порой очень сложно с первого взгляда определить настоящую сущность человека, который должен проводить с вашим ребенком целый день, что-то вкладывать в него, как-то реагировать на его достижения и шалости.
Стандартно ребенок находится в детском саду от 10 до 12 часов, на ночной сон у детей уходит примерно 9-10 часов, следовательно, работающие родители видятся с малышом от двух до пяти часов в день. Если сравнить время, проводимое с воспитателем и время, остающееся на общение с родителями, можно легко понять, что мама и папа проводят с малышом в два – в три раза меньше времени, нежели работник детского сада.
Поскольку дети садовского возраста еще достаточно малы, к ним легко «прилипают» комплексы и привычки, идущие от взрослого, стоящего над ними. Если рядом нет человека, способного проконтролировать, что «входит» в уши, голову и сердце малыша, если никто не подскажет ребенку, где права воспитатель, а где – нет, есть опасность, что дитя будет формироваться в ущербных для его психики условиях.
Никто, лучше любящих родителей, не сможет помочь маленькому человечку преодолеть свои страхи, стать уверенной, целостной личностью. Эти законы заложены самим Создателем, и они не меняются со временем: как в древности, так и в современном обществе лучшими воспитателями для детей были и остаются мама и папа.
Частые болезни
В группе, где постоянно находятся несколько десятков ребятишек, часто возникают вспышки различных инфекций. Одной из причин этого является тот факт, что некоторые родители не могут оставить работу во время недомогания ребенка, и приводят нездоровое дитя в садик.
Если у малыша слабый иммунитет, приготовьтесь, что вам придется достаточно часто брать больничный на работе и сидеть дома с хворающим малышом.
Еще одной из причин частых болезней детей могут быть случаи недосмотра или халатности со стороны няни и воспитательницы, когда ребенок выходит на прогулку, легко одевшись, либо, когда проветривания помещения производится при малышах и дети просто замерзают. А невымытые руки – нередкая причина кишечных и других инфекций.
Проблемой для детского организма также может явиться «общепитовская» кухня. К сожалению, насколько бы она ни считалась диетической и проверенной, зачастую детсадовские повара говорят о том, что продукты для приготовления пищи в муниципальные учреждения привозят низкого качества. Отсюда могут возникнуть нарушения пищеварения у малыша. Аллергические реакции на пищу – это также распространенная проблема, возникающая во время посещения детского сада.
Негативные привычки
Многие мамы жалуются на то, что у их чада, начавшего ходить в детсад, то и дело проскакивают скверные слова, его поведение ухудшается, оно, как будто испытывает терпение и без того уставших на работе родителей.
Капризы, нежелание слушаться старших, обидчивость, агрессия – все это и многое другое дети легко перенимают у своих сверстников и пытаются испробовать в своей жизни.
В детсад ходят дети из семей совершенно разного уклада, с совершенно разными отношениями: неполных, не совсем благополучных. Кто-то из детей обозлен и пытается вылить это на одногруппников, кто-то слышит дома непристойную речь и передает эти слова сверстникам, кто-то приучен добиваться всего обидами, манипуляциями и т.д.
Всему этому дети могут научиться друг у друга в группе, а если родители вовремя правильно не отреагируют на то или иное поведение малыша, не побеседуют, не предпримут нужных мер, оно будет постепенно закрепляться и превращаться в привычку.
Плохая подготовка к школе
К сожалению, малыши, идущие в 1 класс из детского сада, подготовлены к школе не всегда должным образом и значительно отстают от своих сверстников, прошедших обучение в школах раннего развития, дома с родителями, либо с репетитором.
Причин этому может быть несколько. Во-первых, не все воспитатели старательно и добросовестно подходят к своему делу. Для кого-то это просто занятия «ради галочки», на которых мало кто из детей что-то усваивает. Такие воспитатели не трудятся найти оригинальный материал, интересный и запоминающийся детям, не стремятся к результатам высокого качества.
Во-вторых, в группе, где больше 20 малышей, физически невозможно на занятиях использовать индивидуальный подход к ребятишкам. В итоге выходит, что детям дается стандартная информация, а как кто ее понимает и усваивает – это уже проблема самих детей и их родителей. Многие дети в силу своих ментальных способностей и особенностей восприятия так и не успевают постигнуть нужные знания и без дополнительного обучения не могут быть хорошо подготовлены к школе.
В-третьих, на обучаемость детей влияет и образовательная стратегия детского сада. Здесь играют роль такие вопросы: с учетом чего разработана программа, каких целей призвана достигать, кто ее составлял и корректируется ли она в соответствии с потребностями детей.
Отдаление от семьи
Простая формула, о которой мы говорили выше, легко может показать нам, кто оказывает большее влияние на нашего ребенка: мы, родители, или кто-то со стороны. Чем меньше ребенок, тем больше он впитывает особенности своего окружения, привязывается к людям, находящимся постоянно рядом с ним.
Этот факт неизбежно сказывается и на отношениях ребенка с родителями. Чем меньше времени они находятся с чадом пока оно мало, тем слабее их связь с ним, и тем пассивнее их влияние на него.
С возрастом ребенка будет увеличиваться и расстояние между родителями и им. Как правило, дети находят себе авторитеты на стороне, влияние которых особо сильно проявляется в подростковом периоде ребенка.
У каждой семьи своя ситуация и свои аргументы, почему их дитя должно ходить в детский сад, или не ходить в него. Именно мы, взрослые, решаем, кем и как будет воспитываться наш ребенок, сколько времени и какие заведения посещать.
Нам не легко, потому что постоянно нужно делать выбор: отдать ли дитя в сад на весь день, либо на полдня, вести ли приболевшее чадо в садик, либо остаться с ним дома и выслушать недовольную речь начальника, водить ли малыша вместо детсада в другое развивающее заведение или заниматься с ним дома. На этом нелегком пути хочется пожелать всем родителям, чтобы их выбор был мотивирован прежде всего максимальной пользой для их ребенка.