Писатели - детям: "Б" - орешки все грызет, "Г" - по озеру плывет!..
Детских книжек сейчас - завались. Развивалки, обучалки, раскраски, азбуки, атласы, энциклопедии, сказки, комиксы, а также всевозможные журналы для мальчиков и девочек.
Меж тем книжку в руках наши дети держат все меньше и меньше. Уже десять лет «самая читающая» в прошлом страна переживает кризис чтения...
То, что мы в кризисе, я заподозрила, как только моему маленькому сыну подарили сразу аж трех «Мойдодыров» (в разных изданиях) уважаемого и незабвенного Корнея Ивановича Чуковского.
Уверилась в этом, когда в нашей домашней детской библиотечке одновременно появилось несколько новомодных «Азбук» следующего содержания:
А - найдешь на остановке.
Б - орешки все грызет.
В - течет, течет из крана.
Г - по озеру плывет.
Буквой З раздвинь ЕДУ
И узнаешь про ЕЗДУ.
Подумалось: неужто со времен автора «Мойдодыра» для детворы не понаписано ничего столь же поучительного, но более актуального? Книжек-то полным-полно...
Как оказалось, из пристойной литературы для детей в продаже и в самом деле в основном народные сказки и признанные мэтры: Эдуард Успенский, Корней Чуковский, Сергей Михалков, Григорий Остер. Значит, с тем же успехом мы враз могли бы обзавестись четырьмя «Дядями Степами». А что-нибудь такое же хорошее новенькое придется еще поискать.
Интересно, где тиражи молодых и талантливых? Где современные повести про первую любовь и виртуальные приключения? Мы с пеленок пичкаем детвору откровенной печатной гадостью и потом удивляемся: чегой-то детки такие косноязычные и чегой-то они, мерзавцы, к 10 - 12 годам напрочь теряют интерес к чтению?
Кушай, дочка, кушай, сын,
Ем-лянику, е-пельсин!
Ильф и Петров в свое время, прочитав «Наши милые детишки, уважайте тракторишки. Трактор ходит на врага и возделывает га. Га-га-га, га-га-га», не выдержали: «Отдельные авторы отдельных книг, в единичных случаях изданных отдельными издательствами! Любите детей! Не бойтесь, тут нет биологии! Уважайте их! Ничего, что они маленькие. Они заслуживают хорошего обращения. Не нужно их обижать. А это уже не просто «стишки» - это разбойное нападение на детей, подпадающее под действие Уголовного кодекса: нападение, сопряженное с физическим или психическим насилием!»
Увы, сегодня воззвания к отдельным авторам и изданиям не изменят общего падения культуры чтения и книгоиздания. Читаем мало и не то. По показателям продаж в цивилизованном мире на семью приходится не меньше 8 книг в год. А российская семья в прошлом году в среднем приобрела 2,2 книги.
По данным Российской книжной палаты, по сравнению с 1990 годом тиражи книг для детей и юношества сократились более чем в 5 раз. При этом в самом выгодном положении находятся малыши, несмотря на «епельсины». А вот подросткам, судя по цифрам, вообще нечего читать: из 2843 книжек, изданных в прошлом году для детей всех возрастов, только 46 единиц предназначаются старшеклассникам.
И хотя постепенно рынок насыщается научно-познавательной, справочной, исторической литературой для тинейджеров, они все равно не видят этих книг. Потому что родители не в состоянии их купить. Библиотеки тоже не решают проблемы. Например, в 1999 году они получили лишь 3,9% от названий всех выпущенных в стране книг и 0,001% от их тиража.
Но проблема не только в низкой покупательной способности населения и нищете библиотек.
Во-первых, как объяснили мне в Министерстве по делам печати, в течение последних десяти лет в России не проводилось никаких фундаментальных исследований рынка книгоиздания и периодики для детей и юношества. Никто толком не знает, что ребятам нравится читать и что они хотели бы прочесть. Выявлены лишь приблизительные их читательские приоритеты. Естественно, непонятно, что в таком случае следует заказывать авторам и поставлять на книжные прилавки. Издательства сами проводят опросы. По данным журнала «Книжный бизнес», 55% из опрошенных детей заявили, что они предпочитают фантастику; 41% - детективы; 36% - приключения; 33,7% - книги о животных; 26% - энциклопедии; 20% - комиксы, 13,7% - сказки; 2,5% - любовные романы.
Во-вторых, известно - спрос определяет предложение. А это значит, что мы, родители, воспитанные на «Мойдодыре», а то и на «тракторах и гектарах», сами поощряем очередной выход этих творений в свет. Для наших детей мы спрашиваем в магазинах книжки своего детства. А магазины на вопрос издательств «Что берут?» неизменно отвечают: «Чуковского, Остера, Успенского». Ну, еще пяток-другой известных фамилий называют. Круг замыкается. Юным дарованиям не пробиться.
В-третьих, у школьников резко выросла потребность в информации. Художественная литература отошла на задний план.
В-четвертых, и это главное, на данный момент в России и в помине нет целостной государственной просветительской политики. Ничего не делается для того, чтобы «мальчик тыкал в книжку пальчик». Хотя мировой положительный опыт по этой части накоплен немалый.
Во Франции, например, специальное управление по делам книги и печати «пасет» новую книгу на всем пути ее выхода в свет - от момента создания ее автором до предложения читателям.
В США свежую литературу пропагандирует Центр книги, имеющий полномочия правительственного агентства и являющийся частью библиотеки конгресса.
Многие страны практикуют «Неделю детской книги» и «Год юного читателя», передвижные книжные выставки, конкурсы на лучшую детскую книгу. Вручаются премии издателям, писателям, иллюстраторам.
А иначе все будет так, как десятилетия назад, во времена Ильфа и Петрова:
«Папа сажает на колени дошкольное чадо и говорит:
- Ну, пигмей, я купил тебе книжку про пожарных. Интересно. Правда? Пламя, факелы, каски. Слушай.
И начинает:
- «Пожарное дело в СССР резко отличается от постановки пожарного дела в царской России...» Ай, кажется, я совсем не то купил...
Странно улыбаясь, папа откладывает книжку в сторону и быстро произносит старое, проверенное веками заклинание:
- Жилбылубабушкисеренькийкозлик.
Чадо смеется. Занавес».
Подготовила
Марина АНИКЕЕВА.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
С 1990 по 2000 год наиболее популярные произведения Корнея Чуковского переиздавались:
«Доктор Айболит» - 40 раз, общим тиражом 3 млн. 42 тыс. экземпляров;
«Котауси и Мауси» - 11 раз, общим тиражом 2 млн. 320 тыс. экземпляров;
«Краденое солнце» - 8 раз, более 600 тысяч экземпляров;
«Федорино горе» - 13 раз, общим тиражом 1 млн. 200 тыс. экземпляров;
«Телефон» - 14 раз, 2 млн. 200 тыс. экземпляров;
«Тараканище» - 16 раз, 3 млн. 60 тыс. экземпляров;
«Чудо-дерево» - 12 раз, 1 млн. 400 тыс. экземпляров;
«Мойдодыр» был переиздан 26 раз, общим тиражом 1 млн. 611 тыс. экземпляров;
«Муха Цокотуха» - 25 раз, 3 млн. 505 тыс. экземпляров;
«Путаница» - 13 раз, общим тиражом 1 млн. 770 тыс. экземпляров;
«Вредные советы» Григория Остера - 16 раз, общим тиражом более 900 тысяч экземпляров.
ПЕРСПЕКТИВА
А есть ли в России молодые, талантливые детские авторы?
По мнению знатоков-литературоведов детишкам совсем не плохо почитать современных российских авторов - Марину Бородицкую, Андрея Усачева, Петра Синявского, Виктора Лунина, Льва Яковлева, Инну Гамазкову, Виталия Татаринова, Светлану Пшеничных, Михаила Есеновского, Нину Пикулеву, Михаила Яснова, Марину Москвину, Сергея Седова, Татьяну Пономареву, Олега Кургузова, Аллу Ахундову, Ирину Пивоварову, Елену Матвееву...
Если удастся найти их книги на прилавках магазинов.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
Нас давят комиксами!
Ольга КОРФ, директор московского Дома детской книги (ДДК):
- Наши новые издатели взяли для себя за образец поведение западных коллег. А на Западе распространены книжки-картинки - комиксы. Собственно, это и считается детской литературой. Редко, когда создаются полновесные произведения искусства. А что такое книжка, где под рисунком всего одна строчка текста? Она рассчитана на то, чтобы ребенок прочитал ее сам. И никого бы собой не беспокоил. К тому же у нас возник особый спрос на так называемую развивающую литературу. Молодые родители почему-то считают, что книга обязательно должна напоминать учебник. Спросим-ка себя: так ли увлекательно читать спецкнигу?
Раньше азбуку писали люди, достигшие высокого уровня мастерства. Прежде чем Толстой взялся за ее сочинение, он стал Толстым. То же самое - Саша Черный, Самуил Маршак, Борис Заходер. Теперь же печатают дешевых и бездарных авторов.
Из книжки уходит теплота. Разве может возникнуть личное отношение к одинаковым героям и однотипным стихам?
Повальное косноязычие венчает повальное, очень огрубленное мультяшное рисование под Диснея. Если и дальше мы так пойдем, то через двадцать лет читающих людей можно будет в музее показывать.
Лев ЯКОВЛЕВ, издательство «Черная курица»:
- Непрофессионализм основной массы детских издательств привел на книжный детский рынок толпу графоманов, к тому же невежественных. Агния Барто - тоже графоманство, но хоть умелое и грамотное. Увы, маленький ребенок не понимает, как опасна графомания в смысле русского языка.
Григорий ОСТЕР, писатель:
- Я сам пишу сейчас азбуку. Те, что я видел, меня не вполне удовлетворяют. Они не дают понимания, что буква - это картинка, которая может обозначать несколько понятий сразу - «звук», «предлог», «союз» и т. д. Что, объединяясь с другими буквами, она образует слова и части слов. В игровой и веселой форме я пытаюсь донести это детям. Ведь малыши всегда рядом со мной, я вижу их реакцию. Это служит мне ориентиром.
У букв может быть свой характер. Например, А - крикунья, Б - мечтательная (шоколаду б, мармеладу б), В - проныра, с ее помощью можно проникнуть куда угодно.
Чтобы не наделать методических ошибок, я консультируюсь со специалистами.