Недавнее исследование производителя шин компании Goodyear и Европейской ассоциации автошкол (EFA), Гильдии автошкол и Ассоциации автошкол оценило факторы, влияющие на поведение водителей моложе 25 лет. Результаты опроса инструкторов по вождению из разных европейских стран свидетельствуют о том, что молодые водители перенимают навыки неосторожного вождения у своих родителей.
По данным исследования, 64% инструкторов считает, что молодые водители перенимают навыки вождения у своих родителей, непосредственно наблюдая их за рулем. Результаты, аналогичные странам Европы, были получены в Турции и Южной Африке, где почти три четверти (74%) инструкторов полагают, что манера вождения родителей оказывает негативное влияние на детей. Исключением является Россия: по мнению российских инструкторов (72%), большинство родителей подают детям положительный пример своим поведением за рулем.
Комментируя результаты исследования, Мишель Рзонзеф, вице-президент направления легковых шин компании Goodyear в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке, заявил: «Хотя альтернативы качественному обучению вождению с опытным инструктором не существует, опрос явно свидетельствует о том, что формирование навыков безопасного вождения должно начинаться в семье с самого детства».
Хотя исследование показало, что родители и сверстники подают водителям до 25 лет плохой пример, они в то же время оказывают наибольшее влияние на отношение водителей до 25 лет к безопасному вождению, отметили опрошенные инструкторы. Самая главная задача родителей в воспитании у детей культуры безопасного вождения — подать правильный пример, но они могут принять участие в обучении и иными способами (например, рассказывать детям о безопасности на дорогах), а также в целом занимать более активную позицию в процессе обучения.
Инструкторы выделили меры, с помощью которых родители могут улучшить навыки безопасного вождения своих детей и их поведения на дороге:
• быть примером для подражания (86%);
• дома учить детей основам дорожной безопасности (42%);
• регулярно узнавать результаты обучения своих детей у инструктора по вождению (41%).
По мнению инструкторов «родители могли бы помочь в воспитании чувства ответственности и контроля», кроме того, «родители должны быть уверены в том, что у их детей настоящие водительские права, которые они получили сами, а не купили».
Сверстники также являются важным фактором:
• 53% инструкторов согласны с тем, что сверстники оказывают большее влияние на исправление неправильных навыков вождения, чем родители;
• 51% инструкторов разделяют мнение, что групповые обсуждения рисковых случаев со сверстниками эффективны в воспитании серьезного отношения начинающих водителей до 25 лет к дорожной безопасности;
• 36% инструкторов выражают солидарность с мнением, что сверстники оказывают большее влияние на исправление неправильных навыков вождения, чем инструкторы по вождению.
Елена Зайцева, исполнительный директор Ассоциации автомобильных школ подтверждает результаты исследования: «Модель поведения родителей, а также старших друзей и ровесников действительно сильно влияет в будущем на поведенческие особенности молодого водителя. Необходимо давать понять родителям об ответственности перед собственными детьми, и, например, проводить с ними соответствующие семинары в автошколах».
В заключение Мишель Рзонзеф отметил: «Мы надеемся, что проведенное исследование заставит многих родителей осознать всю важность своих действий для воспитания в Европе нового поколения водителей, серьезно относящихся к безопасности на дорогах».
Своей деятельностью компания Goodyear стремится поддерживать культуру безопасного вождения и является ведущим разработчиком инновационных шин с использованием технологических достижений, которые способствуют безопасному вождению в любых дорожных условиях.
Действия, которые, по мнению инструкторов, должны предпринимать родители для обучения детей принципам безопасного вождения
Методология
Исследование проведено компанией ReputationInc по заказу Goodyear EMEA для лучшего понимания отношения инструкторов по вождению к осведомленности молодых водителей в вопросах дорожной безопасности. Исследование состоит из 37 вопросов, в нем приняли участие инструкторы из 15 стран: Австрии, Бельгии, Чехии, Дании, Франции, Германии, Италии, Нидерландов, Польши, Швейцарии, Испании, Великобритании, России, Турции и ЮАР. Ответы на вопросы исследования были обработаны и проанализированы, как на уровне отдельных стран, так и в общем. Страны, включенные в выборку по ЕС: Австрия, Бельгия, Чехия, Дания, Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Польша, Швейцария, Испания, Великобритания (число опрошенных - 2334). При выполнении общего анализа по ЕС были сопоставлены объемы населения выбранных стран, чтобы все страны были представлены в равных пропорциях.
Опросы проводились с августа по сентябрь 2013 года. Интервью проводились через интернет, на родном языке опрашиваемых. Полные результаты исследования могут быть предоставлены по запросу.
Это исследование дополняет данные, полученные в 2012 году, полученные в результате опроса 6400 молодых водителей в 16 странах: Австрия, Бельгия, Чехия, Дания,Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Польша, Россия, Испания, Швеция, Швейцария, ЮАР, Турция и Великобритания.