6 июля
Собираться пришлось быстро, пока солнце не поднялось над забором и не спалило нас совсем. Уложив вещи, пошли купаться. Пляж был отделен от моря грядой камней, в бухте море было спокойное и… не особо интересное. Это было последнее наше купание в нынешнем путешествии.
После купания приняли душ, разложили купальники и полотенца сушиться в багажнике и поехали в Равенну. До нее можно было бы добраться на велосипедах: всего 8 километров и указатели на велодорожках направляют движение. Но у нас, в отличие от многих отдыхающих в кемпингах, велосипедов с собой не было. Нам даже не удалось взять их на прокат, хотя и очень хотелось. К сожалению, прокат детских велосипедов почему-то не предусмотрен.
Часа четыре мы гуляли по центру Равенны. Билет дает право на посещение всех четырех объектов, содержащих знаменитые равеннские мозаики, плюс археологического музея. Мы посетили все, кроме музея – всем пятерым идти туда не хотелось.
Мозаики, конечно, восхитительны.
Базилика Санта Мария ин Порто. Из названия видно, что когда-то здесь располагался порт. С тех пор береговая линия отодвинулась на 8 километров из-за песка, нанесенного рекой По.
Базилика построена на месте, куда, по преданию, приплыла по морским волнам из Константинополя скульптурная икона Богоматери с воздетыми в молитве руками, именуемая "Греческой Мадонной".
На улицах Равенны
Деталь здания в Равенне
Улица в Равенне
Здание театра
Раннехристианская церковь Сан Витале - самая знаменитая достопримечательность Равенны.
Даже внешне она обладает впечатляющим силуэтом, но главное сокровище, конечно, таится внутри.
Базилика построена в форме восьмиугольного мартирия византийского типа.
Базилика была заложена в 527 году равеннским епископом Экклесием после его возвращения из Византии. Храм был освящён в честь раннехристианского мученика святого Виталия Миланского.
Вход в Сан Витале
Мозаики Сан Витале
Купол храма и подкупольные ниши, ранее не имевшие украшений, расписаны в XVIII веке.
Купол Сан Витале
Наибольшую ценность представляет алтарная часть, покрытая раннехристианскими мозаиками.
Арочные проемы поддерживают византийские капители
В конхе апсиды размещена мозаичная икона Иисуса Христа в образе юноши, сидящего на лазоревой небесной сфере, в окружении двух ангелов. Христос в одной руке держит свиток, опечатанный семью печатями (Откр. 5:1), а другой протягивает мученический венец славы святому Виталию, которого подводит к нему ангел. Второй ангел представляет Иисусу равеннского епископа Екклезия, подносящего в дар макет основанной им базилики Сан-Витале.
Из под ног Иисуса Христа по каменистой почве, поросшей лилиями, вытекают четыре реки Эдема: Фисон, Гихон, Хиддекель и Евфрат. Эта деталь прославляет Иисуса как источник воды живой.
В. Н. Лазарев отмечает, что мозаика конхи является одной из самых тонких по исполнению, отличается подчёркнуто симметричной композицией и торжественным характером. По его мнению, над её созданием работали мозаичисты, знавшие византийское искусство в его столичных вариантах.
Арка, обрамляющая конху апсиды, по причине богатого мозаичного украшения получили название триумфальной. Она украшена мозаикой с изображением семи пар рогов изобилия в окружении цветов и птиц. Около верхней пары рогов помещены изображения императорских орлов, а между ними — монограмма Иисуса Христа.
Наружная сторона арки, обращённая в пресбитерий, украшена изображением двух ангелов, возносящих медальон с крестом. Они изображены между двумя центрами христианского паломничества — Иерусалимом и Вифлеемом.
На склонах входной арки пресбитерия помещены 14 медальонов (по 7 на каждой стороне) с полуфигурами апостолов и святых, а в замке арки медальон с ликом Христа. Медальоны разделяются парами дельфинов. Медальоны представлены в следующем порядке (по направлению слева направо, если смотреть из основного пространства храма): мученик Гервасий; апостолы Фаддей, Матфей, Варфоломей, Иоанн Богослов, Андрей Первозванный, Пётр; Христос; апостолы Павел, Иаков, Филипп, Фома, Иаков Алфеев, Симон Кананит, мученик Протасий. Таким образом, кроме двенадцати апостолов на арке изображено двое святых — Гервасий и Протасий, которых традиция называет сыновьями святого Виталия. Помещение этих святых в один ряд с апостолами демонстрирует, с одной стороны, связь Равенны с Миланом, где были обретены их мощи, и напоминает, с другой стороны, о духовном участии этих святых в победе над арианством.
Свод украшен медальоном с изображением апокалипсического Агнца (Откр. 5:12), поддерживаемого четырьмя ангелами в позе Оранта, символизирующими стороны света. Белоснежный агнец, увенчанный нимбом, изображен на фоне звёздного неба, медальон с ним обрамлён венком. Композиция окружена райскими деревьями, растениями, птицами и животными.
Основное пространство базилики украшено мраморной инкрустацией
Фрагменты древнего мозаичного пола
Контрфорсы Сан Витале