"Лабиринт" продолжает цикл летних акций для всех любителей иллюстрированной детской книги. Каждую неделю мы будем "открывать" для вас одного из художников-иллюстраторов. И каждую неделю будет действовать дополнительная скидка 8% на его книги. Срок действия скидки – с понедельника по воскресенье.



Звонкое имя Ники Гольц знакомо каждому любителю хорошей детской литературы и иллюстрированной книги. Ника Георгиевна Гольц (1925-2012) была и остается подлинным классиком отечественной школы иллюстраторского искусства. Мы смотрим ее глазами на самые любимые и дорогие нашему сердцу детские истории: "Снежная королева", "Маленькая Баба-Яга", "Щелкунчик", "Маленький принц", "Черная курица и подземные жители".
Ее творческую судьбу во многом предопределили ее родители. Ее мать привила ей любовь к классической литературе.

Отец, Георгий Павлович Гольц, был архитектором, художником театра и великолепным графиком. Его трагическая гибель перевернула жизнь художницы.
В это сложно поверить, но сама художница и не думала, что будет заниматься книжной иллюстрацией. Ее привлекала монументальная роспись стен и создание панно. Но так уж вышло, что единственной ее монументальной работой стала роспись стометровой стены в строящемся детском музыкальном театре Н.И. Сац, в композицию которой она включила два панно по эскизам своего отца.

В мир книжной иллюстрации ее поначалу заставила прийти нужда – нужно было как-то поддерживать семью. Но неожиданно в книжной графике Гольц находит себя, она становится неисчерпаемым источником самовыражения. Ведь, по словам художницы, "...книга – это театр. Художник-иллюстратор разыгрывает спектакль. Он и автор, и актер, и мастер по свету и цвету, и главное, режиссер всего действа. Должно быть продуманное чередование сцен, должна быть своя кульминация".



Ее первой работой стала книжка "Стойкий оловянный солдатик" Ганса Христиана Андерсена. С тех пор с этим сказочником и его родиной Нику Георгиевну связывали особые отношения.

Сама она говорила, что рисует "русского Андерсена". Но и волшебная хрупкость ее детских фигур, словно бы передвигающихся на цыпочках, и яркие, округлые образы королей и кухарок как нельзя лучше иллюстрируют фантастические, смешные и печальные произведения датского сказочника.
А Дания стала для художницы любимой, почти родной страной.

Датчане даже создали частный музей Ники Гольц. А еще именно за Андерсена в 2005 году она получила серебряную медаль Академии художеств, а год спустя за иллюстрации к сборнику "Большая книга лучших сказок Андерсена" была удостоена диплома Г.-Х. Андерсена Международного совета по детской книге.

Пришелся по душе художнице и пантеон маленьких волшебных существ немецкого сказочника Отфрида Пройслера. Гольц превосходно передала озорной дух немного взъерошенных и вечно любопытных Маленькой Бабы Яги, Маленького Привидения, Маленького Водяного.

Еще одним знаковым автором стал для нее Эрнст Гофман. В "Щелкунчике" она сталкивает конфетный мир беззаботного детства с подземной стихией мышиного народа, который несет хаос в некогда светлую детскую.



Под ее пером оживает и гротескный, наполненный диковинными тенями мир менее известных произведений Гофмана, сказок "Золотой горшок", "Королевская невеста", "Повелитель блох".

Ника Георгиевна не разделяла "детскую" и "взрослую" иллюстрацию. Она всегда считала, что для детей нужно рисовать как для взрослых, это диалог на равных, ведь: "ребенок видит больше, чем взрослый. Ему помогает непосредственность, не обремененность условностями изображения".

Не случайно она стала автором иллюстраций к двум пронзительным историям о детстве и одиночестве: "Мальчике-Звезде" Оскара Уайльда и "Маленьком принце" Антуана де Сент-Экзюпери. Герой Экзюпери предстает перед нами среди бескрайних инопланетных пространств, с которыми порой сливается его золотое свечение. А Мальчик-Звезда сначала уподобляется античному Нарциссу, чтобы затем потерять свое лицо (художница не рисует уродство героя, а всего лишь "закрывает" ему лицо волосами) и обрести подлинного себя, пройдя через страдание.

Ника Георгиевна Гольц прожила удивительно долгую и полную творческую жизнь. Ее творчество оставалось востребованным у издателей даже в 90-е годы. В 80 лет ей по-прежнему были интересны герои ее иллюстраций, ко многим она даже возвращалась заново, ведь с годами по собственному признанию она стала рисовать еще интереснее и свободнее. Ее световой день был неизменно посвящен любимой работе (свои интервью она обычно давала вечером). Безупречные рисунки Гольц, созданные в традиционных техниках гуаши, пастели, акварели, были и остаются эстетическим камертоном в пестром и разнообразном мире детской иллюстрации.


Статья предоставлена книжным интернет-магазином Лабиринт.ру