Недавно мне довелось побывать в одной из элитных подмосковных школ. Признаться, я ехала туда с некоторым предубеждением, ожидая увидеть «мажорных» детей богатеньких родителей. Люди, способные выложить за год обучения дитяти полтора миллиона, не входят в мой привычный круг общения.

Однако дети оказались самыми обыкновенными: веселыми, подвижными, куда-то бегущими, занятыми своими повседневными школьными делами. Многие из них вежливо здоровались с незнакомыми взрослыми и уступали дорогу. Одетые в одинаковую строгую форму, подобранную со вкусом и украшенную шевроном, они никак – ни внешним видом, ни поведением, – не обнаруживали уровень достатка своей семьи.

Многие частные школы сталкиваются с проблемой «звездности» своих учеников. Богатые родители зачастую считают себя вправе диктовать школе свои условия. Дети по своей воле или по желанию родителей пропускают занятия, устраивая внеплановые каникулы, а за успеваемость «заказчик образовательных услуг» спрашивает с педагогов и администрации школы. Такие истории мне приходилось слышать неоднократно.

В школе, о которой я веду рассказ, решили обезопасить себя от такого рода ситуаций. Согласно уставу, дети не имеют права пропускать занятия, а в случае пропусков вся ответственность за освоение учебного материала лежит на родителях (законных представителях) ученика. Правила едины для всех, не согласные с ними в гимназию не принимаются.

Находясь в стенах гимназии целый день (с 8.30 утра до 19 часов), учащиеся после обязательных уроков, обеда и прогулки, имеют время для посещения дополнительных занятий, кружков и спортивных секций, а также самоподготовки. Впрочем, дополнительное образование здесь не считается «довеском» к основному. Тут стремятся создать детям всестороннюю образовательную среду.

Классы в школе не маленькие – до 24-х человек. Сделано это намеренно, чтобы компенсировать проблему социализации детей из коттеджных поселков. Однако и качество обучения не страдает: для ряда предметов класс делится на подгруппы по 6-7 человек.



Первое, что поражает взгляд человека, переступившего порог школы – просторные коридоры-рекреации. В некоторых уголках оборудованы уютные пространства для отдыха, придуманные самими детьми. В средней школе это мягкие подушки-пуфы, на которых можно посмотреть фильм или посекретничать с подружками. В младшей школе – мягкий ковер, чтобы просто поваляться и поиграть.

Столь же просторны учебные аудитории. Блок химии состоит из четырех комнат: двух кабинетов для теоретических занятий, лаборатории и лаборантской. Аналогично устроен блок биологии, но здесь лабораторий целых две. На полках – микроскопы, на столах – смоченные йодом кусочки сырого картофеля и настоящие бараньи кости – ученики восьмого класса изучали устройство костной ткани.



Младшие классы оборудованы особо просторными партами, позволяющими держать на столе необходимые на весь день учебники и тетради, и не лазить за ними в портфель. Впрочем, у ребят нет необходимости вообще пользоваться портфелем, ведь домашнее задание они выполняют здесь же, в школе. В коридорах имеются шкафчики для хранения личных вещей и учебников.



Огромный простор предоставляет гимназия для занятий физкультурой, которые проходят трижды в неделю. Два спортивных зала, оборудованных по европейским нормам, позволяют мальчикам играть в регби, в то время как девочки в другом зале сдают норматив по прыжкам со скакалкой. Часть уроков проходит в бассейне, который по уровню оснащения позволяет проводить соревнования и присваивать спортивные разряды. В хорошую погоду дети занимаются на школьном стадионе.



Кабинет труда для девочек оборудован швейными машинками, на которых ученицы шьют мягкие игрушки, фартуки, и особенно любят декорировать свою одежду. Здесь же имеются макияжные столики – девочки учатся делать друг другу прически. В соседнем помещении – кулинарный класс, где проходят не только уроки, но и факультативные занятия, мастер-классы от мам.

Уроки технологии для мальчиков проводятся в другом помещении. Тут царит легкий творческий беспорядок, как в настоящей мастерской. Царапины и пятна на верстаках свидетельствуют о том, что оборудование не простаивает.

Актовый зал в школе – не просто помещение для торжественных мероприятий. Это настоящий театр, в котором продумано все, от уклона зрительных рядов до осветительных софитов и акустики. За кулисами – пульт помрежа, а за сценой, как положено – гримуборные. Пожалуй, не хватает только колосников и карманов.



Здесь ставят школьные спектакли, как драматические, так и мюзиклы. Собственная мастерская шьет костюмы и изготавливает декорации. Судя по фотографиям, спектакли получаются почти профессиональные.

Гуляя по школе, я невольно досадовала, что все эти удобные пространства, прекрасно приспособленные к нуждам учебного процесса, доступны только избранным за непомерно высокую плату. Здесь не было ничего сверхъестественного, необоснованно дорогого, сделанного для того, чтобы «пустить пыль в глаза». Все полезно, нужно, удобно, но используется лишь на треть своих возможностей: наполняемость школы, увы, далека от проектной. Как было бы прекрасно, если бы общедоступные школы имели подобное оснащение! Но увы, это пока лишь мечты. А потому, если хотите идеальной учебной среды для своих детей – готовьте ваши денежки.