Существовал на Руси замечательный обычай - разрешать будущим мамочкам заходить в любой сад и огород и срывать все, что ее душеньке было угодно - яблоко ли, вишню, а то и огурчик с репкой. В старые времена бережное отношение к беременной было типичным для всех слоев русского общества.
Все смешалось в нашей жизни, как в доме Облонских... С одной стороны - сумасшедшие скорости, невиданные технологии, когда расстояния сокращаются до размера крохотного мобильного телефона. С другой - желание остановиться, передохнуть, посмотреть назад, где могли мы забыть что-то очень и очень важное, возможно, самое главное для себя, для своей жизни. Нам кажется, что мы - особенные, непохожие на тех, кто жил прежде нас. Мир же меняется только внешне, по сути своей, оставаясь прежним. Как и сто, и двести лет назад, так и сейчас мы радуемся, печалимся, смеемся, плачем, влюбляемся и, в конце концов, мы все так же зачинаем, вынашиваем и рожаем наших детей, как это было не только сотни, но и тысячи лет назад. Конечно, некоторые различия все же появились - медицина не стоит на месте, но так не хочется терять драгоценного опыта наших прабабушек, который сегодня может показаться иногда наивным и забавным, но, как правило, полезным и мудрым. Потому что опыт этот рождался (в прямом смысле слова) не теоретически, в кабинетах ученых, а в реальной жизни, вместе с миллионами малышей, проходивших через руки повивальных бабок. Старинные русские обычаи, связазанные с беременностью и родами, стоят особо, потому что сфера их "применения" считалась на Руси не просто интимной, деликатной, но и почти священной. Недаром знакомая врач-акушер в разговоре на эту тему назвала процесс рождения человека прекрасным словом "таинство". И сегодня, когда многое в нашей жизни сведено до уровня обыденности, радостно сознавать, что мы продолжаем помнить о том, что плод во чреве - это уже дитя, а ребенок - это дар Божий, как помнили и знали наши предки.
Русская семья исторически была большой, в ней вместе жили представители разных поколений, которые вместе вели хозяйство, собирались за общим столом, отмечали праздники. По данным переписи 1913 года, среднестатистическая крестьянка Костромской губернии рожала в течение своей жизни 15,3 ребенка. Причем, на рождаемость не влиял и высокий уровень образования родителей. Так в семье директора Тобольской гимназии к 1834 году родилось 17 детей, последним был Д.И.Менделеев - наш прославленный ученый-химик. Сегодня такие семьи кажутся уникальными, в старину же многодетность не вызывала ни восторга, ни изумления. Много детей - значит, Бог благосклонен к человеку, значит, и дом будет богат, и домочадцы счастливы. Беременность всегда была своего рода событием в деревне и как только она становилась заметной, соседи начинали обсуждать "брюхатую", гадать, кто же родится. Считалось, что пол ребенка можно точно предсказать по форме живота матери. Если живот острый, то женщина носит мальчика, если широкий и плоский - родится девочка. В прежние времена вообще существовало неимоверное количество народных примет и обычаев, связанных с беременностью, примет, основанных на многовековом опыте, который не следует сбрасывать со счетов. "Беременной нельзя смотреть на страшных зверей и уродцев: ребенок некрасивым будет", - учили старики. Так и есть - находясь еще в материнской утробе, ребенок реагирует на звуки, свет, на эмоциональное состояние матери. Поэтому будущим мамам рекомендуется смотреть на что-либо красивое, приятное, чтобы испытывать положительные эмоции, иначе стрессовое состояние матери от созерцания чего-то страшного может передаться ребенку и оказать неблаготворное воздействие. А вот еще один "закон" "Беременная не должна есть тайком: ребенок родится пугливым или вором". Эта примета, о существовании которой мало кто сейчас помнит, врямую направлена на защиту беременных, гастрономические пристрастия которых могут поменяться самым неожиданным образом. Еда тайком, в темноте, на ходу и не полезна, и может привести к внезапному испугу. Кроме того, через эту примету пытались повлиять и на отношение мужа к беременной жене: ее повышенный аппетит надо воспринимать доброжелательно, не заставляя ее спешить или прятаться, чего бы ей не хотелось в данную минуту. Кстати, существовал на Руси замечательный обычай - разрешать будущим мамочкам заходить в любой сад и огород и срывать все, что ее душеньке было угодно - яблоко ли, вишню, а то и огурчик с репкой. В старые времена бережное отношение к беременной было типичным для всех слоев русского общества. В деревнях даже самые сердитые мужья переставали "учить бабу", свекровь освобождала ее от тяжелых работ по дому, для беременной часто готовили отдельно что-нибудь вкусное и питательное, старались исполнять ее прихоти, с пониманием относились к ее подчас странным желаниям и брезгливости. О том, что беременная - существо совершенно особое, свидетельствовало, по мнению наших предков, и ее специфическое поведение. Издавна обращали внимание на то, что женщина начинает воспринимать себя и других иначе, чем обычно, у нее возникают своеобразные и неожиданные желания, она острее воспринимает окружающую действительность. В народе о прихотях беременной говорили - "забожала". Чувствуете, какое слово? Прихоти беременной связывались с Божьей волей, а этой воле не перечат. "Это большой грех", - и сейчас еще говорят в деревнях в ответ на вопрос, почему нельзя не "ублажить" беременную. Считалось, что прихоти беременной - это, собственно, не ее желания, а желания ее ребенка, который так высказывает свою волю, поэтому и последствия отказа могут сказаться на нем. А кто же может обидеть невинное дитя?
"Женщина в положении" - это словосочетание родом из недавних времен. Язык простого народа был ближе к правде - "тяжелая", а в близких к русскому сербохорватском, болгарском и македонском языках существует для обозначения беременной женщины одно слово - "трудна". Действительно, "работа" беременной трудная, будущее иногда пугает своей неизвестностью, страшит непредсказуемостью - что будет, как будет? Обращаются женщины с горячими молитвами к Богородице, просят у Нее защиты для будущего дитя. Особой же покровительницей будущих мам на Руси считается св. великомученица Екатерина. В Четьи-Минеи и Прологе о св. великомученице замечается, что она была очень просвещенная женщина и между прочими занятиями, "по врачебным умудрившися писменем, врачев книги добре уводе". Естественно предположить, что врачебные познания св. Екатерины как женщины могли быть преимущественно направлены к болезням своего пола, в каковом случае эта угодница и могла быть признана помощницею в болезнях чадорождения. Не забывали о молитве и в момент, когда "начиналось". Повитуха в дом, где у женщины появились первые схватки, шла тайком от деревни, огродами, задами, чтобы не привлекать внимания к событию, не создавать толчеи под окнами - не до любопытных будет. В дом повивальная бабка входила со словами "Помогай Бог трудиться!". Тут же роженицу переодевали в чистую рубаху, давали выпить крещенской воды, перед иконами зажигали свечи. После увещеваний и наставлений ее часто вели в нежарко натопленную баню, для массажа, как сказали бы современные медики: тело разминали, разглаживали, растирали коровьим маслом и сметаной, увеличивая эластичность кожи. Бабканье - повиванье - сопровождалось добрыми словами, добрыми травами, молитвами. Место, где готовились принять младенца, и саму рожденицу окуривали, одымляли березовой лучиной, полынью с бессмертником, выгоняя затхлость, очищая воздух, облегчая затрудненное и учащенное дыхание женщины в схватках. А вот залеживаться роженицам не давали - водили их под руки почти до того момента, пока не прорезывалась головка новорожденного, то есть роды в старину были, что называется, вертикальными. Рожали в банях, в хлевах, даже в печке (именно "в", а не "на") - какого-то специально оговоренного обычаем "роддома" не существовало. Случалось, что физически крепкие крестьянки рожали и в поле, за работой. Дальше все было так же, как и у нас - перевязывали пуповину (материнским волосом), обмывали, пеленали, прикладывали к груди. А что же мужья? А мужья волновались, как и положено волноваться мужчинам испокон века. Их присутствие дома в момент родов было под строгим запретом - считалось, что "не место мужикам видеть, как бабские дела делаются". Зато после родов новоявленному папаше подносилась особая каша - сильно перчёная и пересоленая, а то и просто горбушка хлеба с солью-перцем - для того, чтобы понял он, как горько и солоно пришлось его жене. Впереди были бессонные ночи с колыбельными ("Приди, котик, ночевать, приди Ванюшку качать"), крестины малыша, его первые улыбки и первые зубки, первые шаги...
Многие врачи, принимающие роды, говорят, что в глазах новорожденного они какое-то мгновение видят совершенно необъяснимое выражение - недетское, мудрое и смятенное, словно пришедшая из неизъяснимых высот душа человеческая с трепетом оглядывает впервые незнакомый мир. Задача женщины во время беременности заключается в том, чтобы объяснить ребенку, что его любят и ждут, проведя через родовые "огни, воды и медные трубы", и встречая его материнской любовью, а потом воспитывать его в целомудрии и духовной чистоте, оберегая от напастей молитвами и личным примером любви и милосердия к людям, не давая сбиться на пути возвращения туда, откуда пришел он гостем в наш мир.