И как же тогда выбрать для своего ребенка - чем ему действительно интересно было бы заниматься?
Часто вид дополнительного занятия выбирается родителями по принципу модного, либо того, что нравится самим.
Большой теннис, горные лыжи, йога – казалось бы – что сложного, в том, чтобы определиться?
А бальные танцы – вообще красота. Пусть моя девочка ими занимается – решает мама. Она у меня дома все время танцует!
Но ведь есть много направлений в танцах. И если ребенок любит двигаться и чувствует музыку – это еще не значит, что именно в бальных он будет делать успехи. Возможно, ему больше подойдет, например, хореография. Необходимо дать ребенку выбор.
Но каким образом, спросите Вы? Бальные танцы нынче увидеть разве что по телевизору на канале Спорт, а современные – на каждом углу.
Конечно, ребенок, в силу того, что он современный ребенок, и в силу того, что современных видел больше выберет, к примеру, тот же Хип-хоп. Когда выбор такой - безсознательный, возможно, это не есть верно, в любом случае, маленькому человечку нужно показать, что есть такнцы разные, а в музыка бывает и классическая, и популярная, и народная, и джаз. Часто ли мы ходим на концерты классической музыки? А популярную ребенок слышит каждый день. Так с какой же стати он будет бежать на урок в музыкальную школу по фортепиано, если эстрадная студия – просто и круто?
Еще чаще то, куда водить ребенка выбирается – по принципу – вот у меня не было возможности заниматься в детстве фигурным катанием, а у моего ребенка есть. Выходит ребенок должен осуществить ваши мечты? Но у него ведь своя жизнь, а не ваша…
Но многие могут возразить – как же ребенку, не имеющему за плечами опыта, узнать, чего он хочет, и для чего тогда родители, если не для того, чтобы сказать, что есть хорошо, а что есть плохо, что красиво, что нет?
Выберите время – несколько выходных, чтобы сходить с ребенком на концертные программы, позволяющие ему составить представление о том или ином искусстве. Это не обязательно должны быть концерты, к примеру, в Большом зале консерватории…Для такого случая вполне подойдет даже открытый урок в ближайшей музыкальной школе. Узнайте у друзей-знакомых, чьи дети уже посещают какие-то секции или кружки, когда у них ближайшее выступление, приходите на них – и друзьям-знакомым будет приятно, а вам и вашему ребенку - полезно.
Сходите на несколько концертов или выступлений, чтобы у ребенка была возможность сравнить. Ваша задача здесь – лишь рассказать ребенку о том, что стоИт за виртуозной игрой на музыкальном инструменте или красивым акробатическим номером – рассказать ребенку о том, что ему необходимо будет приложить усилия, чтобы достичь того уровня мастерства, которое он видел на выступлении. Поинтересноваться, понять, что ближе ему по темпераменту – гаммы или физические нагрузки, к чему он готов? Именно на это можно ориентироваться в том, чтобы помочь выбрать ребенку – чем заниматься.
Другая распространенная ошибка – отдавать ребенка в кружок, где с ним будут заниматься тем, что ему не очень нравится делать, иными словами – развивать то, что не развито. Не любит рисовать – пусть идет в художественную школу, медведь на ухо наступил – в музыкальную. Наверное, что-то в этих рассуждениях есть – школа она на то и школа, чтобы учить. Однако необходимо отдавать себе отчет в том, что ребенок – существо тонкое, ранимое – будет видеть, что выходит у него хуже всех. Да и так ли необходимо в этой жизни уметь рисовать или петь, если совсем не хочется?
А если не хочется, когда уже год-два отходили? Это уже совсем другой вопрос. Здесь необходимо в первую очередь выяснить причину. А термин «бросили» вообще стараться не употреблять. Обидно наблюдать, когда ребенок запросто рассказывает о том, что ходил на танцы, но бросил, ходил на хор, но бросил. А потом мы удивляемся, что нас друзья бросают, мужья…
Может быть уже на этом этапе объяснять маленькому человеку понятия о том, что если взялся что-то делать – делай до конца…Хотя бы до какого-то логического завершения. Не через силу, разумеется. Найти какие-то компромиссы. Возможно, обнаружив у ребенка отсутствие желания ходить на занятия, вместо уговаривания – «ну хоть этот год доходим», имеет смысл подойти к руководителю, преподавателю, поинтересоваться более подробно успехами ребенка, честно рассказать ситуацию о настроении ребенка. Если преподаватель считает, что ребенок делает определенные успехи, и заниматься ему стоит продолжать, попросите более внимательно относиться к тому, как проявляет себя на занятиях ваш ребенок – пусть его лишний раз похвалят, обратят внимание на него, даже поставят в пример – очень возможно, что это мотивирует ребенка не бросать занятия.
А избежать забастовок со стороны чада поможет только грамотно выбранный вид занятия, а не спонтанное решение, такое, как например: художественная школа рядом – грех не ходить туда; друзья из соседнего подъезда водят своего Петю в бассейн – а чем мы хуже.
Еще один важный момент – возраст. Когда начинать водить ребенка?
На этот вопрос однозначного ответа нет. Бывают дети, которые и в 3 года готовы. Но в среднем, раньше 5-ти особого смысла – нет. Так считает большинство преподавателей.
Если вам говорят, что деток принимают и с 3-х лет, то скорее всего, принимают всех подряд, а ближе к 7-ми уже работают с теми, кто поспособней, и скорее всего коллектив этот платный, а родители 3-х летних малышей так же платят за занятия, и отказываться от дохода у руководителей нет оснований. Тогда как есть ряд занятий, в которых ребенок в силу своих физических данных просто не в состоянии достичь какого-то результата в 4 года, тогда как в 7 это не составит для него особого труда. Так стоит ли тратить эти 3 года на то, чтобы ходить на такие занятия?
Но все же если Вы решились отдать малыша петь-танцевать-рисовать уже в таком возрасте, нужно помнить, что самое главное в данном случае не престижность заведения, не титулы руководителя, а только лишь педагогические качества преподавателя.
Пусть это будет ближайший досуговый центр, а не известный детский эстрадный коллектив, пусть это будет изостудия при детской библиотеке, а не художественная школа, лучшая в районе. Талант он всегда обнаружится, если он есть. А что дальше с ним делать – решать Вам и вашему ребенку.
К слову о таланте. Много о нем сказано, много исследований, наблюдений существует на данную тему. Наша же задача – задача родителей – сделать так, чтобы талант не мешал ребенку быть счастливым. Зачастую, увидев одаренного, талантливого малыша, педагог пытается убедить его, и его родителей в том, чтобы заниматься этим, как говориться серьезно, поступать в профильное учебное заведение, делать это своей профессией.
Большинство занятий предполагают творческую деятельность. Но увы как же несладно живется в нашей стране музыкантам, художникам, артистам и спортсменам. За очень редким исключением. Уверена, здесь нужно быть очень осторожными. Безусловно, приятно, когда твой ребенок успешен в чем-то, но не стоит при этом сильно увлекаться. К сожалению, есть много примеров, когда поездка на гастроли, сборы, оборачивается для ребенка проблемами в школе, неуспеваемостью. Многие школьные учителя делают таким деткам скидки – мол – он же у нас звезда – победитель, призер, наверное и не понадобится ему в жизни моя физика, поставлю ему четыре. Увы, встречаются родители, имеющие такую же точку зрения. А ребеночек вырастает, и понимает, что пением на жизнь ему не заработать…И вот здесь-то и начинаются проблемы…Солист в хоре – в жизни он оказывается совсем слабым по сравнению со своими сверстниками. В институт не поступает – потому что в школе не учился. Некогда было. Да и зачем…А одноклассники, не отличающиеся особо никакими талантами – и в институты хорошие поступили, и работу интересную нашли и путешествуют…
Поэтому талант – тема тонкая.
Вернемся все же к принципам выбора вида занятия для ребенка.
«Мы походим – а там посмотрим» - зачастую именно так родители объясняют появление ребенка на том или ином занятии. Но так тоже неверно. Преподаватель тратит на ребенка время. Поэтому, опять возвращаемся к тому, что прежде, чем вести ребенка, к примеру, на хор, необходимо ему этот хор показать, дать послушать. Потому что хор – это не только «вы там песенки будете петь».
Каждый раз, когда ребенок уходит из коллектива – даже если он посетил 2-3 занятия – для преподавателя – разочарование, неприятность. Он задается вопросами – что не так, даже опытный, уверенный в себе.
Иногда наблюдаю, как мамы, ожидающие своих деток после занятий, «меряются» - у кого ребенок в бОльшее количество секций и кружков ходит, не понимая, какую же они совершают ошибку.
Тогда как 2-это максимум, который может быть.
За очень редким исключением.
А после окончания ребенком начальной школы желательно определиться с чем-то одним.
Не говоря о физической и умственой нагрузке ребят, посещающих несколько секций – достаточно просто понять, что в каждом случае – это другой коллектив, другие отношения, друзья. Помимо того, что все это есть и в школе (детском саду) – представьте себе – еще 2-3 коллектива, в которых свои правила и участники…Это очень тяжело психологически для ребенка.
Есть родители, которые отдают своих детей заниматься в известный коллектив. Тем самым предполагая, что именно в таких коллективах преподаватели точно проверенные, профессиональные, и именно они смогут дать ребенку все необходимое. Однако, смотря правде в глаза, как правило это делается для престижа. Ребенку же, по большому счету, все равно. Не говоря уже о том, что обучение в коллективах «с именем» стоит очень недешево.
Другой вопрос, если ребенок действительно проявляет успехи. Зачастую грамотные преподаватели досуговых центров сами предложат, порекомендуют более сильную школу, секцию для Вашего ребенка. В этом случае обучение в престижном коллективе, безусловно, оправдано.
Цена вопроса
К сожалению, в Москве очень мало секций, кружков и коллективов, в которых обучение – бесплатное. Но они есть. Искать их нужно в районных досуговых центрах, они есть в общеобразовательных школах – в качестве дополнительного образования, во дворцах творчества. Но нередко пребывание и в этих, как бы бесплатных коллективах бывает только символическим. Как правило, руководители обращаются к родителям с просьбой собрать деньги на костюмы для выступлений, на инструменты, на ремонт и т д. Эти расходы вполне оправданы – бюджет на них редко закладывается, а если и есть – то символических, недостаточный. Поэтому этих «поборов» как выражаются некоторые, бояться нельзя – деньги эти идут отнюдь не в карман руководителю, а лишь на улучшение качества работы с ребятами. Кроме того, рассписание работы таких коллективов не всегда удобно.
Гораздо большее число коллективов, в которые вы записываете ребенка предлагает именно платное обучение. И обучение это, кстати, Вы можете оплатить, например, из средств Материнского капитала – достаточно лишь того, чтобы у Организации, в которой будет обучаться малыш, была лицензия, и необходимо так же составить договор.
В среднем, в Москве обучение ребенка музыке, танцам, спорту, стоит 2-3 тыс. р в месяц. В эту сумму как правило не включается оплата за костюмы, индивидуальные занятия. Еще одна статья расходов – гастрольные поездки. Если тот вид занятий, на которые ходит ваш ребенок их предполагает. А если предполагает – надо участвовать.
Многие родители возражают – мол мы еще и деньги должны платить за то, что ребенок на сцене выступает. Но ведь большинство таких концертов не предполагает коммерческих целей, вход на них бесплатный, а бывает даже, что и аренду зала надо оплатить, и родителям приходится «выкупать» билеты.
Но незабываемые впечатления от гастрольных поездок, счастье находиться на сцене – этих эмоций однозначно нет у ребят, которые сидят дома перед за компьютером…
Дать ребенку выбор, но не навязать его.
Часто приходится слышать о том, что дети нынче растут неграмотными, в музыке не разбираются, красоту не понимают…
Всю беременность я слушала классическую музыку, ходила в оперу, когда родился – пела все самые красивые колыбельные, в квартире у нас всегда звучали мои любимые Моцарт, Шопен, Дунаевский.
И каково же мое недоумение - сын фанатично подпевает в машине Scorpions – «слушали с папой, когда ездили на дачу…»….Может быть их красота – красота наших детей, нового поколения - в ином?
А наша задача – лишь предоставить возможность выбора из того, с чем мы знакомим детей?