Мой опыт «хождения в школу» как родителя убедил меня в том, что учителя «любят» усидчивых, организованных, старательных и внимательных ребят, которые на уроках не отвлекаются, все делают быстро и без ошибок, выполняют все домашние задания. Если ребенок не соответствует данному идеалу, виновата семья: плохо подготовила ребенка к школе.
Сам вопрос: «Почему ребенок не может в полном объеме выполнять все многочисленные требования, которые сегодня предъявляет школа?» – учителей, как правило, не интересует. Есть «правила», которым должен соответствовать среднестатистический ученик, «извольте им соответствовать»! А если данный ребенок не вписывается в эту среднестатистическую норму? Приведу примеры тех «нестандартных» детей, которые описала в своей книжке «Проблемные дети» директор Института возрастной физиологии РАО М. М. Безруких.
Гиперактивные учащиеся
Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков такие нарушения фиксируются значительно чаще, чем у девочек. Эти учащиеся, как правило, неспособны удерживать внимание на деталях при выполнении заданий или во время игр. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
Из-за небрежности, легкомыслия гиперактивные дети допускают ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности. Избегают и сопротивляются вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения, что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять.
Гиперактивные дети часто теряют вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, рабочие инструменты), проявляют забывчивость в повседневных ситуациях.
Низкая успеваемость – типичное явление для гиперактивных детей. Между тем общий уровень интеллектуального развития таких учащихся в большинстве случаев соответствует возрастным нормативам. Однако определенные нарушения отмечаются для таких когнитивных функций, как внимание и память, характерна также недостаточная сформированность функций организации, программирования и контроля психической деятельности.
Эти психологические особенности затрудняют полноценное включение ребенка в учебу. Во время урока таким детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у них значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и с ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания.
Нарушения поведения гиперактивных детей не только влияют на школьную успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими людьми. В большинстве случаев такие дети имеют проблемы в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, среди детей являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.
Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания
- В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
- Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Поощряйте его за все виды деятельности, требующие концентрации внимания, например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение.
- Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
- Старайтесь избегать по возможности скоплений людей. Это оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Поэтому давайте ему возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка.
Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
Инертные учащиеся
Таким детям трудны ситуации, требующие быстрого переключения внимания с одного вида работы на другой. Например, когда учитель предлагает задания, разнообразные по содержанию и способам решения, и нет ясной последовательности вопросов, обращенных к классу. Такие дети теряются при выполнении заданий на сообразительность при высоком темпе работы.
Рекомендации учителям
- Не требовать от инертных детей немедленного включения в работу, их активность в выполнении нового вида задания возрастает постепенно.
- Следует помнить, что инертные дети не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий, а некоторые вообще отказываются работать в такой ситуации. Им необходимо время на обдумывание ответа, они чаще следуют принятым стандартам в ответах и избегают импровизаций.
- Поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации, например, от дел, которыми они были заняты на перемене, не следует проводить их опрос в начале урока.
Учащиеся со слабой нервной системой
Деятельность этих учащихся затрудняют ситуации, когда необходима длительная напряженная работа, причем как домашняя, так и на уроке. Детям предлагается усвоить большой по объему и разнообразный по содержанию материал, или учитель в высоком темпе задает вопросы и требует на них немедленного ответа.
Таким детям тяжело ориентироваться в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой, например, когда во время объяснения учитель одновременно ведет опрос учащихся по прошлому материалу, привлекает разнообразные дидактические пособия (карты, слайды), заставляет делать записи в тетради, следить по учебнику. Ребенок быстро устает, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки и медленнее усваивает информацию.
Психологические особенности учащихся со слабой нервной системой затрудняют выполнение задания в ответственных работах, требующих эмоционального, нервно-психического напряжения, например, контрольных или экзаменационных работах, особенно если на них отводится ограниченное время. Путем правильной тактики опросов и поощрений не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница», можно сформировать у такого ученика уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет учащемуся в экстремальных, стрессовых ситуациях экзаменов, контрольных и олимпиад.
И, конечно, несдержанность, вспыльчивость педагога, резкое замечание, сделанное учителем, вызывают у таких детей слезы, замкнутость, вообще отказ от работы.
Рекомендации учителям
- Для слабого по своим нейродинамическим особенностям учащегося благоприятнее ситуации письменного ответа, а не устного, в тех случаях, когда навык письма хорошо сформирован. Большой, сложный материал нужно постараться разбить на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
- Лучше всего не заставлять таких учеников отвечать новое, только что рассказанное на уроке, следует отложить опрос до следующего раза, дав возможность ребенку позаниматься дома.
- Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно относится к ним.
Медлительные дети
Самая характерная черта медлительных детей – низкая скорость работы. Это связано с малой подвижностью нервных процессов.
Для каждого человека характерен свой, индивидуальный, оптимальный темп деятельности, при выдерживании которого работа выполняется наиболее успешно. Взрослый человек способен произвольно менять этот темп, работая при необходимости быстрее или медленнее. Но изменения возможны до определенных пределов: самый быстрый темп медленного человека все равно будет ниже, чем у человека с высокой подвижностью нервных процессов. В связи с возрастными особенностями нервной системы ребенок младшего школьного возраста не может менять темп своей деятельности, он способен работать только в оптимальном для себя темпе.
У медлительных детей этот темп низкий. Поторапливания, окрики, команды «Делай быстрее!» заставляют медлительного ребенка суетиться, нервничать, что затрудняет правильную ориентировку в задании, скорость же выполнения самого действия при этом не меняется. Напротив, медлительному ребенку требуется больше времени, чтобы собраться и начать действие.
Это характерно как для внешних действий (движений), так и для умственных (медлительные дети, как правило, «тугодумы»).
Рекомендации учителям и родителям
- Подгонять, торопить таких детей не только бесполезно, но и вредно.
- Учитывать особенности медлительных детей, создавать условия, обеспечивающие оптимальный темп работы. Качество и точность выполнения заданий медлительными детьми могут быть весьма высокими.
Демонстративные дети
Постоянно нарушают дисциплину в классе не только гиперактивные, но и демонстративные дети. Эта категория детей оказывается одной из наиболее трудных для учителя.
Если демонстративный ребенок учится не блестяще и ничем не выделяется среди одноклассников, он может удовлетворять свою слишком сильную потребность во внимании, не зарабатывая особого отношения учителя и высокого статуса учебными достижениями. Используются другие способы, в частности, нарушение дисциплины, причем бурное, эмоциональное, с театральными эффектами, иногда даже с агрессивностью.
Нарушая работу всего класса, вызывая у других детей удивление, возмущение, смех или одобрение, такой ученик получает ответную эмоциональную реакцию учителя, что служит для него положительным подкреплением. Причем чем выше эмоциональное напряжение учителя, тем более удовлетворенным оказывается ребенок.
Рекомендации учителям
- Лучшее место для проявления демонстративности – сцена. Помимо участия в концертах и спектаклях, таким детям подходят другие виды художественной деятельности, в частности, изобразительная. В последнем случае необходимы коллективное обсуждение и подчеркивание достоинств выполненной работы, организация выставок, запись отзывов.
- Если демонстративный ученик нарушает дисциплину, важно снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения на уроке. А подкреплением для него служит ЛЮБОЕ проявление внимания взрослых. Спокойствие (идеально – безразличие) учителя снижает интерес класса к этому ребенку, а он сам, убеждаясь в том, что его усилия не приносят желаемого эффекта, начинает отказываться от привычного способа действий.
- Задача учителя, причем очень трудная, – не замечать реплик, глупых шуток, отдельных мелких проступков, обходиться без нотаций и назиданий. Если очередную выходку нельзя оставить безнаказанной, делать замечание или наказывать нужно как можно менее эмоционально.
Как уже упоминалось в самом начале статьи, некоторые учителя (как и родители) очень любят определенные правила, которым должны соответствовать их профессиональная деятельность. Так пусть учет описанных выше индивидуальных особенностей значительной части учащихся станет «правилом» как для учителя, так и для родителей.
Фото - фотобанк Лори