Учителя рассказали, чем обернется для школьников и родителей урезание часов по английскому языку
- 15:00 25 августа
- Дарья Николаева

Сокращение учебных часов связано с необходимостью внедрения нового предмета — «Духовно-нравственная культура России». Именно он, начиная с сентября 2026 года, будет изучаться по одному часу в неделю с 5 по 7 класс, направлен на знакомство с духовно-нравственными ценностями русской цивилизации через рассказы о подвигах и жизни исторических личностей.
Однако эксперты, в том числе заведующая кафедрой лингводидактики МГЛУ Галина Фролова, предупреждают, что уменьшение времени на английский язык приведет к большим перерывам между уроками, вследствие чего учеников ждет «процесс забывания» и снижение навыков. Сокращение домашнего задания и увеличение количества учеников в классе также усугубляют проблему — у учителей просто не хватает времени уделять внимание каждому.
Учитель английского Екатерина Ахмеева утверждает, что двух часов в неделю хватит лишь на базовые навыки общения (уровень А1-А2). Для более глубокого освоения языка, необходимого для свободного общения и успешной сдачи экзаменов, понадобится дополнительное время и другие формы обучения: кружки, клубы, онлайн-курсы и занятия с носителями. Директор Центра изучения иностранных языков ИТМО Анастасия Никуленко добавляет, что учителям предстоит осваивать новые методы и технологии обучения, чтобы сохранить качество знаний в новых условиях, и технологии искусственного интеллекта могут в этом помочь.
Педагог Ахмеева и другие специалисты отмечают, что сокращение часов особенно чувствительно повлияет на пятые-седьмые классы, где ученики только начинают осваивать язык в более серьезном объеме. С восьмого класса часы английского увеличиваются до трех в неделю, что позволит поддержать и углубить знания.
Падение популярности английского в ЕГЭ — тревожный сигнал: с 2022 по 2025 год число сдающих экзамен упало с 87,3 тыс. до 75,5 тыс. человек, а средний балл снизился с 73,3 до 64,1. Сокращение учебных часов в школах может способствовать дальнейшему снижению интереса к предмету.
Введение предмета «Духовно-нравственная культура» вызвало разные мнения. Пока одни видят в нем важный элемент воспитательной работы и укрепления национальной идентичности, другие выражают опасения насчет дополнительной нагрузки на учащихся и педагогов.
Исторически при реформировании школьной программы происходили подобные изменения, когда выделение времени на новые направления образования сопровождалось сокращением часов по другим предметам. Важно найти баланс, чтобы и новый предмет не стал лишней нагрузкой, и языковое образование сохранлось на высоком уровне.
Таким образом, российские школы вступают в новую эру перемен. Вопрос только в том, насколько эффективно удастся сохранить качество изучения английского и передать школьникам масштабные культурные и духовные ценности через новый предмет.