Как российские школьники выбирают между православием и светской этикой: итоги 2024 года
- 12:00 9 мая
- Дарья Николаева

В 2024 году российские школьники активно выбирали модули предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), который изучается в 4-х классах.
Этот курс помогает детям познакомиться с различными религиозными традициями и светской этикой, формируя уважение к многообразию культур и нравственных ценностей.
Самые популярные модули
По данным Минпросвещения, примерно из 1,8 миллиона четвероклассников:
-
38,9% (около 707 600 детей) выбрали «Основы православной культуры» - модуль, знакомящий с традициями и ценностями православия как одной из главных религий России.
38,78% (примерно 705 400 детей) предпочли «Основы светской этики», где изучают общечеловеческие нравственные принципы без религиозного контекста.
17,06% (около 310 300 детей) выбрали «Основы религиозных культур народов России» - модуль, охватывающий разнообразие религий и культур страны.
3,07% (примерно 55 900 детей) изучают «Основы исламской культуры», которая особенно популярна в Северо-Кавказском федеральном округе.
Менее 1% выбрали «Основы буддийской культуры» (0,22%) и «Основы иудаизма» (0,04%), что отражает региональные особенности и интересы.
Почему именно так?
Выбор модулей отражает культурное и религиозное разнообразие России, а также интересы и предпочтения родителей и детей. Предмет преподают более 75 тысяч учителей по всей стране, среди которых есть представители разных конфессий, что помогает сделать обучение максимально объективным и уважительным.
Как проходит обучение?
Программа построена с учётом возраста детей и принципов гуманизма, мультикультурности и духовности. Учителя - чаще всего специалисты по истории, обществознанию, праву и начальным классам - проходят специальное повышение квалификации. В рамках курса дети узнают о традициях, праздниках, этических нормах и культурных особенностях различных религий и светской этики.
Зачем это нужно?
-
Формирование уважения к разным культурам и религиям.
-
Развитие нравственных ориентиров и гражданской идентичности.
-
Подготовка детей к жизни в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
-
Обеспечение правовой и этической грамотности с учётом конституционных норм.