Игрушки и духовный суверенитет: почему выбор детских товаров — это вопрос будущего страны
- 10 июня 20:10
- Дарья Николаева

Вспомните своё детство: у кого-то был плюшевый медведь, у кого-то — деревянная лошадка или конструктор. Через эти предметы ребёнок учится, фантазирует, познаёт мир.
Но что, если игрушки рассказывают о чужих героях, чужих ценностях, чужих традициях? Валентина Матвиенко уверена:
«Это своего рода семена, которые, попадая в душу ребёнка, помогают воспитать цельную, гармоничную личность с правильным отношением к семье, к окружающим, к своей родине».
Как игрушки влияют на мировоззрение?
Эксперты в области детской психологии отмечают: образы, которые окружают ребёнка, становятся частью его внутреннего мира. Например:
-
Куклы и фигурки: через них ребёнок проигрывает жизненные ситуации, учится строить отношения, понимать эмоции.
-
Настольные и ролевые игры: формируют представление о справедливости, дружбе, семье, патриотизме.
-
Книги и обучающие материалы: закладывают основы языка, культуры, истории.
Таблица: Сравнение отечественных и зарубежных игрушек
Критерий | Отечественные игрушки | Зарубежные игрушки |
---|---|---|
Герои и сюжеты | Русские сказки, былины, история, современные российские мультфильмы | Супергерои, западные мультфильмы, фэнтези |
Ценности | Семья, дружба, уважение к старшим, Родина | Индивидуализм, приключения, конкуренция |
Материалы | Дерево, текстиль, безопасные пластики | Пластик, синтетика, иногда несертифицированные материалы |
Язык и оформление | Русский язык, национальные орнаменты | Английский язык, западная стилистика |
Доступность | Локальные магазины, ярмарки, интернет-площадки | Сетевые магазины, глобальные бренды |
Пример из жизни
Маша, ученица 2 класса, рассказывает:
— У меня есть кукла Алёнка, она любит слушать сказки про богатырей и помогает мне учиться читать. Мы с мамой вместе шьём для неё сарафаны, как в мультфильмах про русскую деревню. А у подруги — кукла Супергерл, она спасает мир и разговаривает на английском.
Почему важен приоритет отечественных товаров?
Валентина Матвиенко подчёркивает:
«Уже через пять лет каждый второй товар для детей в России должен быть отечественного производства... Это вопрос не только технологического, промышленного суверенитета, но и суверенитета духовного».
Объяснение:
Когда дети играют с игрушками, наполненными национальными смыслами, они впитывают родную культуру, язык, традиции. Это формирует уважение к своей стране, чувство принадлежности и гордости за свои корни.
Как государство поддерживает российских производителей?
-
Закрепление приоритета российских товаров при оснащении школ, детских садов, кружков.
Развитие инфраструктуры для производства и распространения отечественных игрушек.
Премии и конкурсы для лучших производителей (например, «Золотой медвежонок»).
Внимание к вопросу на уровне Совета при президенте по демографической и семейной политике.
Заключение
Игрушки — это не просто вещи. Это первые учителя, первые друзья и первые книги для ребёнка. От того, какие образы и смыслы они несут, зависит, каким вырастет новое поколение. Поддерживая отечественных производителей, мы не только развиваем экономику, но и сохраняем духовный суверенитет страны, воспитывая детей в атмосфере родных традиций, языка и ценностей.