В школах убирают важный предмет: ученики рады, педагоги выражают беспокойство
- 12 июня 13:21
- Юлия Карамазова
В 2025 году в российских школах начнётся поэтапное изменение преподавания обществознания — предмета, который традиционно играет важную роль в формировании гражданской позиции и понимании устройства общества.
Согласно опубликованной информации, с нового учебного года обществознание исчезнет из расписания для учеников 6 и 7 классов, а в 2026 году — для восьмиклассников. Таким образом, с 2026/2027 учебного года предмет останется только в старших классах — с 9 по 11.
Причина таких изменений — стремление системы образования адаптироваться к вызовам современности. В эпоху, когда информация доступна мгновенно, важнее не просто накапливать знания, а развивать навыки критического мышления, умение анализировать, работать в команде и самостоятельно выстраивать образовательную траекторию. Это отражает переход к концепции либерального художественного образования, в которой акцент делается на познании и человеческом общении, а не на механическом запоминании фактов.
Вместо отдельного курса обществознания его ключевые темы — основы правовых знаний, экономическая грамотность и социальное взаимодействие — планируется интегрировать в другие предметы, например, в историю, математику и проектную деятельность. Также рассматривается возможность введения новых дисциплин, направленных на развитие так называемых "гибких навыков" (soft skills): финансовой грамотности, критического мышления, командной работы и решения проблем. Такой подход позволит учиться применять знания в реальной жизни и формировать навыки, необходимые для адаптации в быстро меняющемся мире.
Процесс отмены обществознания в средней школе будет проходить поэтапно, что позволит педагогам и школам плавно перестроиться, скорректировать учебные планы и разработать новые методики преподавания. Это важно для минимизации стресса у учеников и преподавателей.
Однако изменения вызывают вопросы у родителей и педагогов: как это повлияет на уровень подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по обществознанию, который остается одним из самых популярных предметов? Пока официальных разъяснений немного, но можно предположить, что выпускникам придется проявлять больше самостоятельности и использовать дополнительные ресурсы для подготовки.
В целом реформа обществознания — это часть более масштабной трансформации системы образования, направленной на повышение грамотности в широком смысле: умения ориентироваться в сложном мире, принимать взвешенные решения и эффективно взаимодействовать с окружающими. Время покажет, насколько успешной окажется эта реформа, но уже сейчас ясно, что она ставит перед школой новые амбициозные задачи.