Мы поженились в 2003 году и только в 2013-м смогли купить квартиру. За эти десять лет наша семья прошла непростой путь к осуществлению мечты – приобретению своего жилья. Этой историей я хочу ободрить тех, кто стремится иметь собственную недвижимость, прилагает усилия для этого, но до сих пор вынужден снимать квартиру.
Ура, мы купили квартиру!
Через год после свадьбы мы решили купить однокомнатную квартиру. Часть денег нам дали родители, недостающую сумму мы заняли без процентов. Чтобы отдать долг, планировали сдавать свою однушку в аренду, пока сами живем в недорогой служебной квартире от работы мужа.
К сделке купли-продажи мы подходили очень аккуратно: тщательно проверяли документы, подключали приятелей, разбирающихся в вопросах недвижимости. С квартирой, которую планировали приобрести, было все в порядке, за исключением нескольких нюансов, которым мы не придали значения.
Во-первых, продавцы очень торопили нас с покупкой. Во-вторых, в процессе сделки они попросили оформить ее не от лица агентства, а от частного лица (якобы, от родственника директора этой фирмы). И, в-третьих, когда почти все документы были готовы, нам сообщили о какой-то «странной девушке», которая может прийти к нам, претендуя на квартиру: «Просто выгоните ее и все», - наставили нас в агентстве. Впоследствии мы поняли, что эти моменты были «звоночками» о том, чтобы нам насторожиться, но по неопытности мы не сделали этого.
Квартира была куплена, нас поздравляли родные и друзья, мы рассчитали, за какое время сможем собрать деньги, чтобы отдать долг. Квартирантов было найти не сложно, т.к. дом располагался в удобном районе: недалеко находились несколько вузов и колледжей.
Так прошел год. Мы постигали науку аренды: за это время у нас сменилось несколько квартирантов, некоторые из них ушли, не заплатив.
МЧС и «странная девушка»
Наконец, мы нашли молодую семью, которая планировала снять наше жилье надолго. Мы радовались этому, надеясь, что хоть какое-то время мы будем спокойно сдавать квартиру и выплачивать долг. Все шло по плану: мы оформили договор аренды, были куплены материалы для косметического ремонта.
Вдруг в один прекрасный день нам позвонили из семьи квартиросъемщиков: «Пришли люди из МЧС и взломали замки на вашей квартире. С ними какие-то женщины, они показывают бумаги и говорят, что имеют право вселения».
Как оказалось, пришла та самая «странная девушка», о которой нас предупреждали продавцы, но не одна, а в сопровождении мамы, заправлявшей этим делом, и МЧС. При себе она имела решение суда, в котором говорилось, что 2/9 части данной квартиры принадлежит ей с правом вселения.
Почему это решение суда не фигурировало в документах, когда мы покупали недвижимость, нам объяснили просто: «Суд был давно – три года назад – но мы не зарегистрировали решение вовремя». Позже мы узнали, что эти бумаги были сделаны «задним числом» - кто-то из суда помог провернуть такую аферу.
Год и пять месяцев испытаний
Когда началась наша тяжба с объявившимися совладельцами квартиры, нашей дочери исполнился 1 месяц. Мы были молодыми родителями, неопытными в большинстве житейских вопросов, и все произошедшее нам казалось каким-то недоразумением, которое должно вскоре разрешиться. Родителям мы ничего не сказали, чтобы они не волновались, полагая, что через неделю-другую все встанет на свои места, и тогда мы расскажем им о происшедшем.
Но проходило время, ситуация не решилась ни через неделю, ни через месяц, ни даже через год. Все было очень сложно, мы нарвались на аферу, которая запутывалась годами. Никто из юристов не способен был что-либо сделать, милиция возбуждать уголовное дело не собиралась, объясняя это тем, что таких дел, как у нас, великое множество.
Со стороны «странной девушки» и ее матери начался настоящий террор. Они поселили в нашу квартиру бабушку лет восьмидесяти пяти, совершенно не понимающую, что происходит. Эта старушка, как вещь, была «положена» на 2/9 части, чтобы занять их. В ее дом переселилась ее дочь (мама «странной девушки»). Продукты ей приносили раз в несколько дней, пенсию за нее получала ее дочь, телефона и других средств связи у нее не было. Таким образом, мы начали платить за коммунальные услуги, которыми пользовались аферисты, использовавшие нашу квартиру. Сами мы не могли ни поселиться в этой однушке, ни выгнать ни в чем не повинную бабушку.
Мать девушки вела себя напыщенно, нагло. Она утверждала, что легко отсудит у нас половину, если не всю квартиру, на которую они с дочерью, якобы, имеют полное право.
Помочь нам вызвался дядя нашего знакомого, опытный юрист. Он объяснил, что требовать разрыва сделки купли-продажи на суде нельзя, т.к. ответчик может сказать, что у него нет денег, и тогда ему назначат выплачивать каждый месяц небольшую сумму – так мы вообще ничего не увидим.
Лучшим путем для нас было предложить девушке и маме продать нам эти 2/9 части. По сути, вначале мы купили всю квартиру, а затем – еще раз должны были выкупить ее часть. В нашем случае это было путем наименьших потерь.
Дамы не соглашались продавать свою долю. Только второй по счету суд вынес решение, принуждающее девушку и ее мать к сделке. Все еще сопротивляясь и угрожая, они приняли от нас деньги за 2/9 части. Конечно, мы не были уверены, что у аферистов не возникло еще каких-либо планов относительно нашей квартиры, тем более что задействованы в этом деле были многие заинтересованные лица и все, кроме нас, заработали на нем.
Кризис
Когда суды прошли, нам пришлось продавать квартиру, т.к. где-то нужно было брать деньги на 2/9-х, а также на юридические услуги. К этому времени квартира выросла в цене, поэтому, продав ее, мы смогли заплатить по всем счетам и отдать долг, который брали на покупку этой однушки. В итоге у нас осталась небольшая сумма, на которую ничего из недвижимости приобрести было невозможно.
Один знакомый бизнесмен, узнав о нашей истории, предложил нам вложить оставшиеся деньги в его фирму: он строил дома на продажу. По-дружески он пообещал нам через год вернуть сумму с самым большим процентом.
Мы с радостью приняли предложение приятеля. Но через год в стране грянул кризис, дома перестали продаваться и стройки «заморозились». Так мы прождали вместо одного года больше двух лет.
Новые идеи и новые провалы
Сумма, которую мы получили после вложения в бизнес, все еще была ничтожно мала, чтобы купить жилье. Мы продолжали поиски возможностей «взрастить» то, что имеем.
Оценив ситуацию на рынке недвижимости, мы увидели, как стремительно растут цены на земельные участки в пригороде. Нашей суммы как раз хватало на то, чтобы приобрести 4 сотки земли в одном из дачных поселений, что мы и сделали. Мы планировали дождаться, когда цена на нашу землю достигнет максимума, и тут же продать ее, чтобы двигаться дальше в приобретении жилья.
Но и в этот раз нам не удалось осуществить свои планы: стоимость участка прекратила расти через короткое время после того, как мы стали его владельцами. Более того, спустя несколько месяцев грянул очередной кризис, и цена нашего участка резко упала. Продав его, мы потеряли треть вложенных денег.
Поскольку стоимость рубля из-за кризиса быстро падала, мы поняли, что самое время покупать доллары. И снова мы попали на «пик» роста цен. Все имеющиеся рубли мы поменяли на доллары, а позже, когда кризис миновал, продали их, выручив меньшую сумму, чем вложили.
Так мы снова остались практически «у разбитого корыта» с небольшим капиталом, не зная, что еще предпринять и как в очередной раз не потерять то, что имеем. Денег у нас по-прежнему не хватало даже на самое захудалое жилье.
Поймать волну
Помню, как-то я гуляла с дочерью на детской площадке, которая была построена в районе новых дорогих многоэтажек. Я рассматривала дома, красивые машины, стоящие рядом, видела веселые лица ребятишек и их родителей, очевидно, живших в этих многоэтажках. Мне пришла в голову мысль, что я не знаю никого, кто в моем детстве жил бы в съемной квартире. Так стало горько от того, что мы не имеем ни машины, ни своего жилья, и наша дочь растет, «кочуя» с нами по арендованным квартирам. Меня накрыло какое-то ощущение беспомощности, безвыходности.
Примерно через год Бог послал нам выход. Наши родители скопили определенную сумму и отдали нам ее, чтобы помочь вопросу недвижимости сдвинуться с «мертвой точки». Единственным верным решением мы видели взять деньги родителей, добавить свои, и вложить их в долевое строительство. На имеющуюся сумму мы могли купить однокомнатную квартиру на стадии фундамента.
Лет шесть назад долевое строительство как раз начало набирать обороты в нашем городе. Застройщики предлагали хорошие варианты, в обещанный срок сдавали жилье и начинали новые объекты. Таким образом за год мы могли получить квартиру, цена на которую в готовом виде возрастала на несколько сотен тысяч рублей.
Если прежде мы попадали в неприятности и кризисы, то в этот раз мы «поймали волну» в долевом строительстве. Такое благополучие у застройщиков длилось недолго, всего несколько лет, затем у многих компаний начались проблемы и жилье стали задерживать, появились долгострои, некоторые многоэтажки пошли под снос. В этот раз Бог уберег нас от потерь, и мы смогли вначале получить 1-комнатную квартиру, затем, продав ее, вложили деньги в 2-комнатную, и так далее.
Всего за три года мы увеличили начальный капитал и купили 3-комнатную квартиру. Сейчас, когда мы оглядываемся назад, кажется, что вся эта история случилась не с нами. Первое время, переехав в свое жилье, нам хотелось ущипнуть себя: не снится ли нам все это? Мы спрашивали друг друга: «Ты веришь, что это – наша квартира?» И, конечно, вначале совсем не верилось.
Этой осенью исполнилось три года с момента нашего переезда в свою квартиру. Мы хотим пожелать всем семьям, не имеющим ни жилья, ни особых перспектив: не отчаивайтесь и не теряйте надежды. Будет и на вашей улице новоселье!
Фото - фотобанк Лори