Чаще всего из кабинета врача мы послушно отправляемся в аптеку, и пребываем в тихом шоке от стоимости лекарств. А дома, основательно порывшись в интернете, выясняем, что назначенный врачом препарат имеет более дешевые аналоги, которые производит отечественная или малоизвестная зарубежная компания. И оказываемся перед непростым выбором – покупать ли те препараты, что прописал врач, дорогие и брендовые, или же заменить их более дешевыми аналогами?

Можно ли так делать? Будут ли дешевые аналоги столь же полезны и эффективны, как прописанные врачом? Не окажутся ли они опасными, особенно если речь идет о серьезном заболевании у ребенка, беременной, кормящей мамы? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Дорогие лекарства и их дешевые аналоги

Болеть сегодня – очень дорого. Цены в аптеках больше напоминают номера телефонов, и некоторые пациенты резко выздоравливают от одного только вида этих ценников. Это конечно, шутка, но зачастую очень горькая. Особенно если семья малоимущая, состоящая из пенсионеров или мамочки в декрете, не имеющей никаких доходов, кроме детского пособия. И поэтому, когда в интернете мелькают данные о том, что аналог, например, Сумамеда (стоимостью 450-500 руб.) стоит 90-100 руб., невольно задумываешься – а может, стоит заменить препараты на более доступные?

Сравнительные таблички препаратов говорят о том, что аналоги хотя и дешевле, но ничуть не хуже дорогих собратьев, и не стоит переплачивать. Так правда ли это и можно ли лечиться более дешевыми аналогами вместо брендов?

 

За что переплачиваем?

Чтобы разобраться в заменяемости препаратов, нужно подробно остановиться на некоторых терминах.

В основе любого препарата лежит действующее вещество, некая химическая формула. Именно оно вызывает терапевтический эффект, после того, как из сиропа или таблетки попадет в плазму крови.

Чтобы препарат хорошо всасывался, активно действовал и не давал побочных эффектов, производители затрачивают много средств и сил на то, чтобы разработать лекарственные формы (растворимые таблетки, в оболочке, сиропы, суспензии и т.д.), которые помогают веществу максимально сохранить свою активность внутри упаковки, не разрушаясь под воздействием внешних факторов.

Кроме того, состав препарата должен быть таким, чтобы основное действующее вещество могло быстро, полноценно и в максимально полной концентрации всосаться в кровь. И концентрация препарата должна достигнуть своего максимума за строго указанное в инструкции время.

Зачем мы об этом говорим? Это важно потому, что, когда мы приобретаем таблетки, сиропы или капсулы, то ожидаем, что они помогут в лечении заболевания, причем быстро и без побочных эффектов.

К примеру, у вас тошнота и болит живот, вы можете принять мотилиум (в таблетках для рассасывания), он подействует через 8-10 минут, облегчив ваше состояние. Стоит он около 300-350 рублей. Можно принять и более дешевый препарат, метклопрамид, в таблетках, препарат стоит 20 руб. Подействует он минут через сорок, и около 10% тех, кто его принимают, жалуются на резкое снижение давления, и состояние некоей оглушенности.  Если вам стало плохо на работе, придется отпроситься домой, и подумайте, захочется ли вам снова лечиться таким средством, пусть и в 10 раз дешевле?

Об этом хорошо знают врачи, назначая строго определенное вещество (а не аналоги подешевле), и если имеется возможность выбрать для пациента из нескольких средств более дешевое, не теряя эффективности – врач сделает это. Главное при замене препаратов – знать, какие из вариантов подходят, а какие заменять не стоит!

  

Какие бывают лекарства?

С точки зрения медиков, каждое лекарство обладает следующими свойствами, проявляющимися при попадании в организм:

  • основное действие
  • вспомогательное действие
  • побочные эффекты

Исходя из этого, лекарства можно разделить на четыре большие группы:

  • брендовые препараты
  • дженерики
  • лекарства-копии
  • поддельные лекарства

Брендовые препараты, они же оригинальные – это лекарства, которые открыты, тщательно разработаны, протестированы фармацевтической компанией и выпущены на рынок. Они отличаются от всех ранее имевшихся медикаментов по своему химическому составу и принципу действия. Такой препарат патентуется на срок 10-25 лет, то есть фирма получает на него своего рода «авторское право», позволяющее ей производить и продавать новый и уникальный продукт. На время действия патента никакая другая компания не имеет права производить препаратов с тем же составом действующего вещества и дополнительных компонентов.

Дженерики – более дешевые аналоги брендовых препаратов. Они начинают появляться на рынке после того, как истек патент на уникальное лекарство. Тогда это же действующее вещество уже разрешено выпускать в виде дженериков в упрощенном и удешевленном варианте. Рекламы для такого уже раскрученного препарата не нужно, равно как и исследований по безопасности, уже все проведено ранее для брендового средства. Дженерики могут выпускаться на тех же фармацевтических заводах из более дешевого сырья, но контроль осуществляет производитель и разработчик препарата. Это самый лучший и самый дорогой вариант дженериков. От оригиналов они мало отличаются как по качеству, так и по цене.

Большую часть дженериков выпускают заводы фармацевтических кампаний в странах с дешевой рабочей силой и сырьем – Китае, России, Пакистане, Индии. Дженерики отечественного производства неплохие по качеству, ведь производители обязаны соблюдать нормы СЭС и ГОСТы. Но за другие страны сказать невозможно, вопрос о качестве довольно спорный. Обычно применяются наполнители в виде талька, мела, что делает препараты дешевле и выгоднее в производстве.

Копии препаратов – это лекарства, беззастенчиво скопированные с оригинала, на который еще не истек патент. Производятся такие препараты на заводах, не имеющих отношения к оригинальному бренду. По сути, это пиратские копии лекарств, с которыми активно борются обладатели патентов и уникальных прав на препараты. Такого рода копий совсем немного, потому что за подобные нелегальные продукты могут последовать огромные штрафы. Такие препараты весьма эффективны, но по закону они не имеют права продаваться, даже если их делают для внутреннего рынка и оборота внутри одной страны. Пример копии – препарат Флустоп, разработанный и выпускаемый в Беларуси, он имеет состав, копирующий препарат Тамифлю (озельтамивир), но применим для внутреннего рынка страны. По сути, это не совсем законно с точки зрения разработчиков препарата Тамифлю.

Поддельные (контрафактные) препараты – это самая опасная группа лекарств, они представляют собой пустышки с мелом или тальком, в них нет активных веществ или они в них не изученные, упаковки же в точности воспроизведены под брендовые или дженерики. Это крайне опасная группа средств, они не принесут совсем никакой пользы, а вот навредить существенно могут хотя бы тем, что не лечат болезни. Продают их обычно мелкие аптеки или киоски, ими также налажена торговля через интернет. Важно внимательно изучать этикетки лекарств, покупать их только в нормальных аптеках, имеющих лицензии и проходящих регулярные проверки, всегда с кассовым чеком и сравнением коробочки с оригинальной. Поддельные препараты имеют некачественную бумагу упаковки, смазанные и смывающиеся краски на упаковке. Оригинальные препараты обычно защищены голограммами, специальным рельефным рисунком.

Из чего складывается цена на брендовые лекарства?

Для разработки и выведения на рынок новых препаратов важно иметь много денег и времени, так как изначально ведется теоретическая лабораторная разработка, испытания в условиях лабораторий тестовых образцов на животных или микробах, вирусах, с дальнейшим внедрением в клиническую практику, чтобы определить эффективность и безопасность на добровольцах. В среднем, на разработку одного нового препарата уходит около 500-800 млн. долларов. Это большой объем вложений, которые затем за 10-25 лет продажи брендового препарата по патенту окупятся многократно, если лекарство окажется эффективным. Фармацевтические компании вкладывают в разработку препаратов огромные средства.

Цена на оригинальные брендовые препараты складывается из многих компонентов, самого действующего вещества и высококачественного сырья для его производства, а также наличия дополнительных и вспомогательных компонентов, которые могут обеспечить сохранность и эффективность самого препарата. Особые технологии позволяют действующему веществу оставаться в первозданном виде, не портиться. Это значительно повышает стоимость лекарства.  Помимо этого, брендовые средства могут состоять из нескольких компонентов, обеспечивающих комплексный эффект.

Для брендовых компаний характерна высокая конкуренция на рынке лекарств, что приводит к борьбе за репутацию и высочайшее качество. Поэтому за производство своих препаратов эти фирмы отвечают по всей строгости, как говорится, головой. Если с препаратом что-то не так, это грозит огромными судебными издержками и миллионными компенсациями пострадавшим. В силу этого брендовые препараты дорогие, но при этом эффективные, так как они прошли многолетние и всесторонние исследования в лабораториях и клиниках. В странах Европы и Америки на долю брендовых препаратов выпадает около 80% рынка, в то время как дженерикам выделяется не более 15%-20%, а вот в нашей стране доля брендовых препаратов составляет около 5-10%, остальное – либо дженерики, либо копии препаратов.

Из чего складывается цена на препараты-дженерики?

Среди крупных фармкампаний – производителей дженериков – также велика конкуренция. Так, один и тот же препарат с истекшим патентом могут выпускать несколько фирм с названиями, имеющими созвучность, и при этом они будут иметь также достаточно высокую стоимость. Всем известное вещество ибупрофен, который, собственно, стоит сам по себе недорого, в составе популярных дженериков Ибуфена, Нурофена или Бруфена существенно подрастает в цене за счет создания удобной паковки, лекарственной формы и дозировки.

Бывают случаи, когда сам брендовый препарат стоит дешевле, чем его хорошие и качественные дженерики. К примеру, ацикловир стоит не так уж дорого, в то время как Зовиракс или Виролекс могут быть в 4-5 раз дороже.

На производство препаратов-дженериков не нужно получения дорогого патента, не нужно тратить большой объем средств на изучение лекарства и подтверждение его эффективности и безопасности. Но для производства дженериков необходимо строго соблюдать требования к безопасности состава дополнительных составляющих, а также соблюдать точность дозировки самого действующего вещества внутри лекарственной формы (сиропы, таблетки, капсулы). Обычно фармацевтические фирмы, которые производят дженерики, покупают у производителя брендового препарата с истекшим патентом оборудование для производства препарата и подробности технологического процесса, либо же саму формулу и исходное сырье для ее производства.

Естественно, что дженерики чаще всего стоят дешевле оригинальных препаратов в силу того, что для их производства применяют уже отлаженный конвейер, технологии доведены до совершенства, а рабочая сила стоит дешево.

 

Отношение врачей к дженерикам

Во многих случаях брендовые препараты и дженерики успешно конкурируют между собой. К примеру, если взять жаропонижающие средства – обе группы достаточно популярны. Так, сам по себе парацетамол как основа препаратов, обладает достаточно хорошим жаропонижающим эффектом, но в составе современных брендовых препаратов или дженериков с добавлением аскорбиновой кислоты, антигистаминных и устраняющих отек компонентов, эффект гораздо заметнее, но и цена, соответственно, выше.

Врачи предпочитают назначать бренды, поскольку знают, что их сбалансированный состав позволяет веществу максимально быстро всасываться, давая максимум пользы при минимуме побочных эффектов. Дженерики же не так хорошо подобраны по составу за счет более дешевых компонентов.

Всем известен препарат нестероидной противовоспалительной группы диклофенак. Его применяют при болях и воспалениях опорно-двигательного аппарата. Брендовый препарат на основе этого вещества Вольтарен стоит от 250 до 800 рублей в зависимости от формы выпуска и объема упаковки. Но стоит ли платить такие деньги, если есть препарат за 20 рублей и 200 рублей? Это решать только вам, но вопрос это очень сложный и спорный, особенно когда речь идет об острой боли в суставах или спине, когда не согнуться, не разогнуться.

После приема лекарства часть его разрушается за счет агрессивных сред и ферментов организма, а оставшаяся начинает действовать (это называют биодоступностью препарата). Чем более качественное лекарство, тем выше его биодоступность.

Для брендового Вольтарена производители добились 80%-ной биодоступности, в то время как для дженериков диклофенака она составляет от 30 до 50%. Что это значит? Одна ампула Вольтарена по своему действию эквивалентна минимум двум ампулам диклофенака. Вы скажете – ну и что? Можно же сделать два укола? Но диклофенак обладает еще и побочными эффектами на пищеварение и другие системы, и повышение дозировки вдвое увеличит негативное воздействие.

Низкая биодоступность дженериков сказывается и на суммарной стоимости лечения: одна упаковка за 200 рублей (4 укола) или 4 упаковки за 50 рублей (20 уколов) дадут одинаковый эффект.

 

Делаем вывод

Все вышеизложенные примеры показывают, что дешевые аналоги брендовых препаратов могут лечить, но делают это медленнее и не так эффективно, как брендовые. Это упрощенный вариант объяснения, но по сути, верный. В составе дженериков не проверяется биодоступность вещества, т.к. эти исследования дорогостоящие и длительные, поэтому при покупке дженериков мы можем лишь надеяться, что производители добавили хорошие компоненты к действующему веществу, и оно будет эффективно.

Естественно, что не во всех случаях необходимо покупать исключительно дорогие брендовые препараты. Зачастую можно обойтись более простыми и дешевыми средствами. Но когда заболевание серьезное, стоит тщательно взвесить все «за» и «против»!

Несколько советов в заключение:

  • Не следует покупать лекарства в другой дозировке действующего вещества, если нужная дозировка отсутствует. Дробление таблетки может привести к утрате части свойств (капсула защищает от разрушения препарат, «провожая» его именно в ту часть жкт, где он должен начать действовать).
  • Современная реклама лекарств – это настоящая «битва дженериков», оригинальных препаратов на российском рынке практически нет. Себестоимость препаратов примерно одинакова, цена складывается из расходов на рекламу и яркую упаковку. На многих из пациентов действует не сам препарат, а его грамотная реклама, эдакий «эффект плацебо».
  • Российские препараты сильно проиграли импортным производителям, они скромнее по внешнему виду и неброски, хотя по эффекту вполне сопоставимы с заграничными. Наши препараты дешевле благодаря низкой себестоимости, безопаснее, их невыгодно подделывать, но часто имеют устаревшие формы выпуска. Врачи вспоминают о них редко, находясь под прессингом рекламы, конференций и презентаций импортных фармацевтических компаний.

Фото - фотобанк Лори