По понедельникам первый урок у меня долгое время был в девятом «Б». Многие приходили довольно рано, и мы имели возможность пообщаться. Я не была классным руководителем ребят, но отношения у нас сложились хорошие, многие из «бэшек» дружили с моими «ашками», поэтому общие темы всегда находились. Римма же приходила, как правило, перед самым звонком. И её появления мы обычно ждали с некоторой долей предвкушения.
Всё дело было в том, что в первый понедельник каждого месяца Римма появлялась в классе с новым цветом волос. Короткая мальчишечья её стрижка с сентября по январь успела побывать зелёной, розовой, синей, ярко-оранжевой и бирюзовой. Несмотря на пристрастие к радикальным цветам и некоторую замкнутость, Римма была отличной девчонкой, доброй и не подлой, училась неплохо, не вредничала и охотно давала списывать нуждающимся, и в классе её любили. Да и я тоже. Но сколько пришлось пережить её классному руководителю, который горой стоял за ученицу и регулярно был «бит» на планёрках за неформальный внешний вид Риммы!
Бунтари в школе
В каждой школе есть такие ученики, как наша Римма. Их внешность или поведение (а то и всё вместе), если не раздражают, то уж точно привлекают внимание. У них могут быть разные взгляды на жизнь, они могут принадлежать к различным, даже враждующим между собой, молодёжным течениям, но результат один и тот же – в школьном коллективе они белые (ну, или цветные, чёрные, кожаные и т.д.) вороны.
Склонность к бунтарству обычно проявляется в подростковом возрасте. Это вполне естественно. Только каждый бунтует по-своему. Кто-то отказывается надевать шапку в мороз и начинает курить, чтобы быть «как все» и стать своим среди сверстников, а другой наоборот старается выделиться из толпы любыми способами.
Как быть и что делать?
Как же быть взрослым? Как родителям и учителям реагировать на вызов?
Ну, для начала вспомнить себя в подростковом возрасте. Вы были круглыми отличниками и ничего такого-этакого не вытворяли? Тогда придётся утешать себя тем, что все люди разные. Конечно, вы можете «ломать через колено», запрещать, скандалить или устраивать бойкот. Но стоит ли?
А вот что можно сделать:
-
Попробуйте понять
Мой опыт общения с детьми и их родителями (а я, как уже неоднократно упоминала, всегда работала только со старшими классами, то есть теми самыми подростками), подтверждает только одну прописную, но от этого не теряющую своей верности и актуальности истину: хотите иметь авторитет у своих детей, влиять на них как можно дольше – живите их интересами. Обязательно старайтесь их понять и разделить увлечения. Не отрицайте по принципу «не читала (не видела, не слышала, не знаю), но считаю, что это плохо». Сначала разберитесь. А вдруг всё не так уж и страшно?
Однажды один из моих великовозрастных учеников подошёл ко мне и попросил:
- Яна Александровна, вы не могли бы сказать моей маме, что «Чёрный обелиск» - это хорошая группа?
А ситуация была такая. Этот ребёнок всерьёз увлекался русским роком. Для тех, кто не в курсе, поясню: в нашей культуре сложилась удивительная ситуация. Русский рок – это не просто громкая и довольно «тяжёлая» музыка. Это ещё и прекрасные тексты, многие из которых имеют полное право называться поэзией. Однако за внешней формой и особенностями подачи это замечают далеко не все, в том числе и сами горячие поклонники творчества наших рокеров.
Мама этого моего ученика относилась к «роконенавистникам». Но она была хорошей любящей мамой, готовой к диалогу. Зная это, мы с её сыном внимательно изучили все тексты песен группы «Чёрный обелиск». Мальчик с удивлением обнаружил, что в них поднимаются вечные темы, что за короткими, рублеными фразами – глубина и непростая философия.
- Теперь я их ещё больше люблю, - сказал он мне. – Только вот песня «Убей их всех!» мою маму уж очень пугает.
Песня, действительно, сложная. Из тех, что обязательно нужно слушать до конца, до последнего выдоха певца. Потому что только в этом случае становится понятен смысл провокационного текста, который поначалу может показаться откровенно призывающим к насилию.
Понимая это, я предложила своему ученику попросить маму не послушать песню, а именно прочесть текст. Последние, самые главные слова, объясняющие всё сказанное выше, обычно выделяют более крупным шрифтом или набирают заглавными буквами. Делают это именно для того, чтобы обратить внимание на три самых важных слова, стоящих в конце: «НАЧНИ С СЕБЯ».
- После этого мама мне скажет, что здесь ещё и призыв к самоубийству, - засомневался мой ученик.
- А ты ей перед этим обязательно дай послушать песню «Я остаюсь». И текст покажи. Тогда она убедится, что ни о каком самоубийстве и речи быть не может. Наоборот «Убей их всех!» песня о том, как нельзя относиться к людям, и о том, что если хочется убить всех вокруг, нужно сначала посмотреть на себя.
- Да, я, кажется, понял… - поклонник «Чёрного обелиска» вдруг улыбнулся и негромко напел:
Я здесь привык, я здесь как будто в строю,
Я вижу все, хоть здесь и мало огней.
И на ногах я здесь так твердо стою,
А чтоб стоять, я должен держаться корней.
Я здесь привык, я здесь не так одинок,
Хоть иногда, но здесь я вижу своих.
Когда начнет звенеть последний звонок,
Я буду здесь, если буду в живых.
Эта история закончилась хорошо. Мама мальчика, прочитав принесённые сыном стихи, успокоилась. Без жёсткой роковой музыки они показались ей очень даже неплохими и уж совершенно точно не опасными для её сына.
Но произошло всё именно так, потому что мальчик знал – его мама не закрыта для диалога, с ней можно и нужно говорить, а она обязательно постарается понять. А мама осознавала, что для сына важно её мнение, и с готовностью шла на контакт.
-
Изучите вопрос
Подросший ребёнок подался в одно из молодёжных течений? Тогда вам придётся как можно больше узнать о нём. Чаще всего ребят привлекает внешняя атрибутика, а истоки и историю движения они не знают и не считают нужным углубляться в это. Поговорите с бунтарём, чтобы понять, насколько серьёзно его увлечение, затронуто ли мировоззрение или всё дело в красивой, в его понимании, картинке.
Всё серьёзно? Тогда обязательно как можно глубже изучите вопрос, чтобы знать, насколько опасны идеи, которые разделяет ваш ребёнок.
Увлечение касается лишь экспериментов с одеждой и внешним видом? Решайте, насколько это важно для вас. Ведь, скорее всего, «бунт» не продлится слишком долго, и через год-два всё само собой сойдёт на нет.
-
Тряхните стариной
Этот способ подойдёт далеко не всем, а только тем, кто склонен к эпатажным выходкам или абсолютно нечувствителен к мнению окружающих.
В таком случае, если внешний вид вашего ребёнка совсем уж неприемлем, попробуйте выбить клин клином: облачитесь в старую косуху, обвешенную булавками и значками, или любимые панками девяностых потрёпанную шинель, рваные джинсы, заправленные в высокие ботинки, напульсники, браслеты и ошейники. Пусть ваш ребёнок поймёт, каково это – жить рядом с подобным оригиналом. Хотя… Те, кто был и до сих пор остался способен на такое, вряд ли будут против даже самого неформального внешнего вида собственных чад.
-
Подготовьтесь заранее
Это, пожалуй, самый действенный и правильный способ.
В одном из моих классов учился мальчик Гриша, который в четырнадцать лет имел необычное для этого возраста увлечение. Он был страстным поклонником Грибоедова. Причём не только и не столько как литератора, сколько дипломата, блестяще образованного человека и незаурядной личности. Юный «фанат» проштудировал горы книг про Грибоедова, знал наизусть «Горе от ума» и умел так читать отрывки из поэмы, что его одноклассники заслушивались, забыв буквально обо всём.
Необычное увлечение этого моего ученика, этакий бунт со знаком «плюс», поначалу озадачило его сверстников. Они недавно начали учиться вместе, поскольку школа была новостройкой и только открылась, каждому хотелось самоутвердиться и найти своё место в коллективе. Но так смело и решительно о себе не заявил никто. В первое время некоторые даже пытались подтрунивать над «оригиналом», но тот, довольно застенчивый и легко и быстро краснеющий в обычной жизни, в своём увлечении был непоколебим, и скоро его зауважали. Более того, одноклассники им гордились, а когда мы проходили «Горе от ума», даже советовались при подготовке к урокам. Щёки Гриши в такие моменты розовели, и трудно было понять, от смущения или от удовольствия.
Как-то я спросила его маму, откуда у мальчика такое необычное увлечение. Оказалось, мудрая женщина, хорошо зная своего сына и предвидя возможные трудности с самоутверждением мальчика после переезда с Дальнего Востока в Москву, задолго до подросткового возраста начала внушать ему, как полезно иметь небанальное увлечение. Конечно, немалую роль сыграла и удивительная судьба Грибоедова. Рассказ мамы о дипломате, поэте и композиторе так потряс мальчика, что он захотел узнать о нём как можно больше. А в результате серьёзная увлечённость помогла относительно легко пережить подростковый период.
Есть огромное количество увлечений, которые способны сплотить родителей и детей и помочь направить «бунт» в мирное, а то и полезное русло. Только вот готовиться к этому нужно загодя, когда ребёнок ещё маленький и с готовностью идёт на контакт. Совместное оригинальное хобби – прекрасный способ, с одной стороны, быть ближе к своему ребёнку, с другой – помочь ему выделиться.
А ещё лучше, если это какое-то серьёзное, в том числе социально значимое дело. Прекрасный вариант – поисковые отряды или волонтёрские организации. Вести раскопки в местах тяжёлых боёв, вырывать из лап безвестности имена погибших солдат или участвовать в поисках пропавших людей, вместе помогать другим – такие важные дела обязательно принесут пользу не только окружающим, но и вашей собственной семье.
За годы работы со школьниками, а потом студентами я ни разу не видела, чтобы бунтовали дети из семей, в которых есть серьёзное и ответственное общее дело. Им обычно не до этого, у них нет времени на подобное самовыражение. Нет, красить волосы, делать пирсинг, ходить в эмо-прикиде и использовать другие приёмы внешнего эпатажа, конечно, могут и занятые подростки, но ввязываться в сомнительные истории, хамить окружающим и рисковать собой их уже не тянет. Да и зачем, если и без того есть чем заняться, а рядом всегда родители, ставшие ещё и друзьями?
Фото - фотобанк Лори