Насколько бы бдительными мы ни были, каждая мама может вспомнить хотя бы один случай, когда она ненадолго выпускала ребенка из виду. Наверняка бывало хоть раз и так, что ребенок “терялся”, и уходило некоторое время на поиски.

Оговоримся: если это не про вас – вы молодец! Скорее всего, вы внимательны, не посещаете с ребенком людные места в часы пик, и у вас есть бабушка, готовая остаться с малышом, когда вам нужно сходить по делам в банк или в торговый центр. Давайте начистоту: вам везло. Малоприятные приключения в духе “потерялся - нашелся” случаются с лучшими из нас. Как же научить детей не теряться вне дома?

Кадр из фильма "Подкидыш" (1939)

Почему они теряются?

Ситуация распространенная: у каждого родителя ребенок может потеряться, так есть ли смысл в обвинениях?

И все же “потери детей” случаются и по недосмотру родителей, и по вине детей.

Мы их иногда теряем:

  • потому что нас, взрослых, все время что-то от детей отвлекает. Мы не можем, даже если очень хотим и стараемся, постоянно держать малышей в поле зрения;
  • потому что иногда мы выходим в большой мир по своим нуждам, решать свои задачи, а детей берем, так как некому за ними присмотреть. Раз приоритет здесь отведен задачам, то и внимание основное уделяем им.

 

Дети иногда теряются:

  • потому что мир вокруг очень интересный, а дети любознательны - настолько, что забывают об инструкциях родителей “стоять не месте и не отходить далеко”;
  • потому что у детей пока нет негативного опыта (кстати, однажды потерявшийся ребенок будет в разы бдительнее в следующий раз);
  • потому что дети бывают непослушными (а еще уставшими, скучающими, упрямыми) и могут поступать “вопреки и назло”;
  • потому что у детей “короткая” память, и увлекаясь чем-то, они забывают о том, что им взрослые говорили раньше;
  • наконец, очевидная причина: в большом городе - даже в большом торговом центре - и взрослому то потеряться или заблудиться легче легкого, что уж говорить о ребенке?

 

В каком возрасте они чаще теряются?

Малыши до года далеко из коляски не убегут. Дети полутора-двух лет ходят еще неуверенно и не очень быстро. В “группе риска” дети в возрасте от 2 до 5-6 лет. Двухлетки неимоверно любопытны, а в три года детей настигает “кризис трех лет” - но и те, и другие пока с трудом выражают свои мысли и желания, особенно если их захлестывают эмоции. Потерявшихся детей старше 5-6 лет найти проще: многие уже имеют телефон, знают домашний адрес и могут самостоятельно найти свой дом. Если же к “сознательному” возрасту прибавить отрицательный опыт - пережитые прежде ситуации “потерялся” или “заблудился”, то дети становятся бдительнее, и в критических ситуациях способны вспомнить, как в прошлый раз все кончилось благополучно (читайте: меньше неконтролируемой паники) и благодаря каким действиям (читайте: алгоритм можно повторить).

Таблица умножения для “потеряшек”

Перечислим простые инструкции, которые родителям нужно внушать ребенку с того момента, как тот начал уверенно ходить и по всем признакам преждевременно стремится к самостоятельности. Эти правила ребенок должен знать настолько хорошо, чтобы вспомнить о них даже в разгар интересной игры, посреди любимого мультфильма и, конечно, в критической ситуации.

Правила поведения на улице

  • Не отходи далеко от взрослого - мамы или папы, бабушки, воспитателя детсада и т.д.
  • Послушно иди за руку с взрослым, не вырывайся, не капризничай.
  • Беспрекословно слушайся взрослого, если находишься среди большого числа людей и вдали от дома.

 

Правило “стой где стоишь”

Объясните ребенку, что найти “потерю” проще, если она сама не пытается тебя искать. Мама просто вернется по собственным следам туда, где она с ребенком рассталась. Это правило действует и на тот случай, когда кто-то из взрослых пытается ребенка куда-то увести. Объясните ребенку, что помощь принимать можно и нужно, но уходить с того места, где “потерялся”, нельзя. Психологи даже советуют потерявшимся детям садиться на землю или на пол - эта поза привлечет внимание проходящих мимо взрослых, и те сразу поймут, что ребенку нужна помощь.

Правило “взрослый поможет”

Если ребенок соблюдает предыдущее правило, но долгое время ничего не происходит, ему нужно обратиться за помощью к взрослым. Объясните малышу, что не каждый взрослый “подойдет”. Нужны:

  • “люди в форме” (должностные лица - полицейские, охранники и администраторы в торговых центрах);
  • “другие мамы” (женщины с детьми) или “бабушки” (женщины в пожилом возрасте).

 

Кадр из фильма "Подкидыш" (1939)

Правило “никуда не уходить с незнакомыми людьми”

Важно, чтобы ребенок понимал: даже если взрослый предлагает помощь, уходить с того места, где малыш находится, никуда нельзя. Если же взрослый будет настаивать и попытается увести ребенка силой, ребенок должен без стеснения привлечь внимание прохожих, громко произнося, даже выкрикивая слова: “Ты не моя мама (ты не мой папа), я тебя не знаю! Помогите!”

 

Правило “держаться вместе”

Если ребенок потерялся не один, а с братьями-сестрами или друзьями, то они должны слушаться самого старшего ребенка и не должны расходиться. Старшему же следует вести себя ответственно, придерживаться родительских инструкций, не бросать малышей и - по возможности - не паниковать.

Техника безопасности и меры профилактики

Перечисленные выше 4 правила должны соблюдать дети: это поможет взрослым быстрее и легче их найти. Перейдем к мерам профилактики – тем аспектам, в которых безопасность детей и скорость их обнаружения в случае потери полностью зависит от близких взрослых.

Помогите ребенку выучить наизусть личную информацию

Малыш должен знать свое имя и фамилию, возраст, имя и фамилию мамы. Очень хорошо, если ребенок помнит и ее номер телефона. Можно использовать зрительную память (вместе с ребенком записывать номер на бумаге), мнемотехники (ассоциативную память) или сочинить стишок (рэп-речевку), который поможет вспомнить номер телефона (заветные 6-10 цифр). Важно также, чтобы ребенок знал, на что у него есть аллергии – речь не только пищевых аллергиях, но и о реакциях на укусы насекомых, лекарства.

Проговорите с ребенком ситуацию “потерялся”

Объясняйте спокойно и подробно, как в таких случаях следует действовать. Можно:

  • поставить тематические сценки с помощью игрушек (“Как мишка потерялся”);
  • разыгрывать ситуацию по ролям;
  • провести игру-квест для ребенка по квартире (схематически, условно) или по району (пройти квест вместе с ним);
  • (для детей старше 6 лет) организовать “учебную тревогу” - предупредить ребенка, что вы рядом, наблюдаете и в любой момент придете на выручку.

 

 

 

Кадр из фильма "Подкидыш" (1939)

Составьте базу телефонных номеров

В ней должны быть значимые в жизни ребенка люди: воспитатели, учителя, репетиторы, близкие друзья (и родители близких друзей!). По этим номерам вы будете звонить в первую очередь, если ребенок потеряется.

Всегда имейте под рукой актуальное фото ребенка

Фото должно свежим - сделанным не позднее, чем за 6 месяцев до текущей даты. Удобный и практичный подход: каждый месяц фотографировать ребенка на телефон крупным планом в анфас. Так вам будет, что показать прохожим, и ребенок быстрее найдется.

Научите ребенка без стеснения просить у взрослых телефон

Обсудите с ребенком формулировки, которые будут вежливыми, но настойчивыми, поведение, которое вызовет у взрослого доверие и желание помочь. В этой ситуации и пригодится знанием ребенком номера телефона мамы наизусть.

Будьте начеку в людных местах

Если собираетесь в место большого скопления людей, оденьте ребенка ярко либо добавьте детали, по которым его можно будет быстро опознать в толпе (например, бейсболку неонового цвета). Можно договориться с ребенком о “контрольной точке” - месте, где вы встретитесь в случае, если разминетесь (фонтан, детская площадка). Это место должно быть уникальным, единственным там, где вы находитесь. Придя в людное место, напомните ребенку кратко инструкции на случай, если он потеряется.

Не разрешайте ребенку держать вас за предметы одежды или сумку

Только за руку! Пробираясь в толпе, ведите ребенка (по возможности) перед собой.

Занимайте ребенка

Вовлекайте его в игры, поддерживайте разговор - не давайте ребенку заскучать и начать искать развлечения “на стороне”.

Заранее обсудите с ребенком действия на транспорте

Если вы разминулись на транспорте (вы вышли на остановке, а ребенок нет), то ребенок должен знать, что нужно выйти на следующей остановке и ждать там. Если наоборот, ребенок вышел раньше, то он должен стоять на остановке и ждать вас. Такие ситуации нужно (не раз и не два) проговорить заранее.

 

Убедите ребенка, что самостоятельность хороша в меру

Даже если ребенок довольно взрослый и знает, как добраться домой самостоятельно, объясните ему, что это не всегда безопасно. Если у ребенка нет с собой денег на проезд в общественном транспорте, то “на попутках” добираться ни в коем случае нельзя.

Предупредите ребенка, куда можно или нельзя заходить

В незнакомых городах ребенок может зайти в государственное учреждение, больницу, большой магазин, аптеку, кинотеатр и попросить о помощи должностных лиц. В подъезды жилых домов или чужие квартиры заходить категорически нельзя!

Кадр из фильма "Подкидыш" (1939)

Технические помощники

Чем быстрее найдется ребенок, тем меньше будет переживать мама. Несколько достижений технического прогресса могут облегчить и ускорить поиски.

Мобильный телефон

Уговаривая родителей купить телефон, дети зачастую стремятся заполучить интересные игры в его “начинке”. Ваша же задача - научить ребенка пользоваться телефоном для звонков - в аппарате должны быть сохранены номера мамы и папы, близких родственников. Хорошо, если телефон - условно “детский”, с минимальным набором функциональных, интуитивно понятных малышу кнопок, в том числе кнопкой SOS. Можно установить на детский телефон опцию отслеживания местонахождения владельца. Обращайте внимание на то, чтобы ребенок всегда имел аппарат при себе в людных местах, чтобы баланс был положительный, и аппарат был заряжен.

Бирка/визитка

Это может быть кулон-талисман или пришитая к одежде бирка, заламинированная записка или визитка, которую нужно вложить в карман каждого предмета одежды ребенка (либо перекладывать перед выходом из дома). Главное - чтобы визитка содержала информацию, которая поможет вам быстро найти ребенка (номера телефонов мамы и папы, близких родственников). Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, в визитке нужно об этом написать (аллергии, непереносимости, серьезные заболевания и проч.).

Перед выездом за границу приготовьте визитку на английском языке. Выезжая на экскурсии или выходя на прогулки в город, засовывайте в карман ребенку визитки отеля, чтобы местная полиция могла быстро связаться с администрацией отеля, где вы остановились.

Часы-трекер

В продаже есть часы, позволяющие с помощью GPS-трекинга определять местоположение ребенка. Родителям важно следить за исправностью гаджета и тем, чтобы в нем была заряженная батарейка.

Браслет-”сигнализация”

Он состоит из 2 частей - браслета для мамы и браслета для ребенка (в некоторых версиях - два брелка). Один браслет или брелок находится у мамы, другой прикрепляется к одежде ребенка или надевается ему на руку. В настройках мама указывает предельно допустимое расстояние, на которое можно отходить ребенку. Если малыш уйдет дальше, то оба брелка начнут пищать. Для мамы это сигнал, что ребенок слишком далеко, для ребенка - (если предварительно проговорить и объяснить) напоминание, что дальше отходить нельзя, и нужно вернуться к маме. Важно следить за тем, чтобы в обеих частях “сигнализации” были заряженные батарейки.

Кадр из фильма "Подкидыш" (1939)

Что делать, если потеряли ребенка

  1. Запишите время, когда заметили пропажу.
  2. Убедитесь, что ребенок действительно потерялся - позвоните близким родственникам, друзьям ребенка.
  3. Обратитесь за помощью к администрации общественного места, где потерялся ребенок, воспользуйтесь громкой связью, попросите о помощи охранников с рациями.
  4. Через час (максимум) самостоятельных поисков обратитесь в полицию. Там потребуется фото и подробное описание ребенка. Важно! Нет законных оснований, чтобы отказать в приеме заявления, и отговорки “24 часа”, “трое суток” или “вы не с нашего участка” - противозаконна.
  5. Если у ребенка есть мобильный телефон - запросите у сотового оператора распечатку последних звонков.
  6. Внимательно расспросите тех, кто видел ребенка последним.
  7. Попросите о помощи как можно большее количество людей - через доски объявлений, объявления в социальных сетях.
  8. Обратитесь в волонтерские организации по поиску пропавших людей.

Кадр из фильма "Подкидыш" (1939)

 

Что делать, когда нашли

Ребенок не должен бояться, что его найдут! Нужно, чтобы он к этому стремился.

Если малыш на какое-то время потерялся, а затем нашелся - постарайтесь удержаться от ругани, криков, обвинений. Обнимите ребенка, подышите вместе с ним. Дайте ребенку понять, как вы беспокоились (и даже испугались) - но при этом безоговорочно рады, что ребенок нашелся. Похвалите, что он вел себя правильно, помог вам его найти.

Кстати, никогда не пугайте ребенка милиционером (полицейским), иначе в нужный момент малыш побоится обратиться за помощью к человеку в форме.

Позже дома обязательно обсудите, проговорите ситуацию. Разберите, в чем ребенок был не прав или ошибся, как этого можно избежать впредь, в чем малыш проявил себя молодцом, следовал вашим советам и правилам.