Профессия по списку: дипломы с ограничениями назвали "новой формой рабства"
- 19:00 15 июля
- Дарья Николаева

Российское образование вновь в центре бурного обсуждения.
На этот раз страсти разгорелись после сенсационного предложения ректора МГУ Виктора Садовничего: вносить в диплом выпускника список разрешённых профессий. По замыслу главы главного вуза страны это якобы должно помочь решить острый кадровый голод, особенно в инженерии, медицине, науке и других ключевых для государства отраслях. Но не успело отгреметь первое обсуждение, как эксперты и общественники назвали идею «современной разновидностью рабства».
В чём суть идеи?
Садовничий уверен: если в дипломе будет прописан перечень профессий, на которые выпускник имеет право претендовать, это обеспечит целенаправленное пополнение нужных сфер молодыми специалистами. Например, окончивший медфак сможет выбрать лишь из списка — врач-терапевт, хирург, участковый; учёный-физик — только работу в НИИ или преподавание по специальности.
«Это повысит ответственность университетов за подготовку специалистов, а страна получит прогнозируемых работников, а не абстрактных выпускников», — аргументирует ректор.
Но почему идею назвали рабством?
Эксперты бьют тревогу — подобные шаги ограничат базовые права выпускников. Такой подход напоминает систему распределения времён СССР, где за молодого специалиста уже всё решили.
-
Потеря свободы выбора: Диплом перестанет быть трамплином к кому угодно чему угодно — теперь он будет, по сути, ярлыком, закрепляющим человека в рамки рынка труда.
-
Ограничение мобильности и самореализации: Захотел человек стать предпринимателем, айтишником или пойти в креативную индустрию — а в дипломе этого нет? Значит, путь закрыт.
-
Инертность системы: Мир профессий меняется с бешеной скоростью — сегодня перспективная профессия может устареть за пару лет.
Какие риски видят специалисты?
-
Рост теневого рынка труда и уход от официального трудоустройства.
-
Утечка молодых мозгов: самые мотивированные и креативные будут искать реализацию за рубежом.
-
Массовое падение привлекательности высшего образования: зачем идти в вуз, если за тебя уже решили, кем ты можешь быть?
Что думают студенты и родители?
Реакция в соцсетях и среди абитуриентов — буря возмущения и шуток:
«Буду выклянчивать “разрешение” на блогера и фотографа»
«Верните крепостное право: теперь не помещик, а диплом?»
«Завтра в дипломы пропишут — “репетитор по русскому языку”, и всё, больше никуда»
Появились даже мемы на тему «Кем ты хочешь быть по разрешению министерства?» и опросы, какие бы профессии россияне позволили себе сами.
Какую альтернативу предлагают эксперты?
-
Гибкая профподготовка: Больше программ переподготовки и трендовое образование в вузах.
Финансовые и нематериальные стимулы для дефицитных профессий, а не искусственные ограничения.
Система кураторства и профориентации: где студент и работодатель выбирают друг друга, а не идут «по разнарядке».
Итог
Попытки решать кадровый кризис директивным способом вызывают в обществе сильнейшую дискуссию.
Вопрос на миллион: поможет ли «запретительный» диплом стране или добьёт инициативу и желание учиться у молодёжи? Пока понятно одно: дорога к сильной экономике и счастливому будущему лежит через свободу выбора, а не через ограничения и списки разрешённых специальностей.