Если бы кто-нибудь мне предложил в августе поехать в Краснодарский край, я бы только пожала плечами и ответила, что не люблю жару и толпы народа. И вот, будто в насмешку над собой, я сижу в автомобиле и мчусь к югу под палящим солнцем. Три часа дня, позади восемьсот пятьдесят километров, впереди – гладкое полотно трассы М4, а снаружи – плюс тридцать шесть.

Вообще-то мы уже много лет предпочитаем ездить к северу, за ягодами, грибами и прохладой. Но в этом году на Норвегию не хватило длины отпуска, а Карелия настолько приелась, что уже не манила. И вот в порядке бреда мы набрали в гугле «конный поход».

Направлений много. Но Средняя полоса – нам показалось скучно, Алтай – далеко, Урал – прекрасно, но берут только всадников от 16 лет, да и то со справкой от врача. Таким образом выбор пал на Сочи – необременительный тур на 6 дней с проживанием в гостевом доме (а не в палатке, что немаловажно), куда берут детей от 9 лет.

Оставалось выяснить всего один момент – смогут ли нас поселить с собакой? Но и это оказалось возможно. Таким образом, мы купили путевку всего за 3 дня до выезда. А накануне отъезда даже успели устроить пробную тренировку для десятилетнего сына (он до этого ни разу не сидел в седле), ну и заодно освежить навыки мне и шестнадцатилетней дочери (мы с ней не ездили верхом уже года три). Остался не охвачен только папа, который был на работе.

Добираться решили, конечно, на машине – мы изначально были настроены на автопутешествие. Трасса М4 довольно комфортна: на ней много платных скоростных участков, которые удобно проходить по транспордеру (мы приобрели это устройство после нескольких пропускных пунктов оплаты, очереди на которых все возрастали).

 

Пункт отплаты на М4

Поля вдоль трассы М4

 

 

По мере продвижения на юг поток машин с московскими и подмосковными номерами все возрастал, достигая 80-90%. Пару раз пришлось постоять в пробках в местах, где дорога заужена из-за ремонта. Особенно утомительной оказалась пробка в районе реки Лихая, где ремонтировался мост. Другая пробка (к сожалению, я не запомнила, в каком населенном пункте) является источником дохода для местных жителей: молодежь на мопедах и скутерах дежурит у ее начала с табличками «Обведу пробку». В этом самом узком месте трассы (тут всего по одной полосе в каждую сторону) уже строится обводной участок, и местные, наверное, этому не рады. Ведь в самом посёлке есть и кафе, и автомойка, и торговые точки, рассчитанные на проезжающих.

Заночевали в заранее забронированном отеле «Дио Лакруа» в городе Шахты. Нам достался роскошный двухкомнатный номер с огромной спальней, двумя плазменными панелями (которые мы не включали) и кондиционером. В стоимость был включён также завтрак, не очень обильный, но вполне съедобный. Все удовольствие обошлось в 4700 на четверых, причём собак не только разрешают размещать, но и не берут дополнительной платы.

Номер в отеле в Шахтах

День второй. Суббота, 5 августа

Прекрасно выспавшись, в 8:30 двинулись дальше, и сразу же столкнулись с затруднённым движением на подъезде к Ростову. В 9:30 подъехали к ТЦ у въезда в город, в котором, согласно гуглу, должен был быть Декатлон, но на деле его там не оказалось. Пришлось проехать на другой конец города, но мы были не в обиде – заодно устроили себе небольшую экскурсию по городу. Пробок не было, проблемы с движением только на мосту через Дон, который тоже частично перекрыт из-за ремонта.

Пока дети с собакой посидели в машине с работающим кондиционером, мы с мужем быстро сбегали в Декатлон (на улице плюс 38), и купили ему за полторы тысячи самые дешевые ботинки и краги для верховой езды.

Немного покрутившись по развязкам (дороги в Ростове в довольно плачевном состоянии, сильно разбитые), снова вышли на М4 и двинулись в сторону Краснодара.

По пути я недоумевала и удивлялась количеству детей, справляющих нужду на самой обочине, в паре метров от проносящихся машин. Некоторые семьи завтракали, расстелив покрывало в придорожной траве под кустами. Но ещё более впечатляли велосипедисты и автостоперы, направляющиеся на юг, особенно те из последних, что даже уже не голосовали, а просто брели под палящим солнцем по обочине, груженые рюкзаками с притороченными сверху туристическими ковриками.

Самое большое сочувствие всю дорогу вызывали у меня дорожные рабочие, лопатами ворочающие асфальт на сорокаградусной жаре. И ещё комбайнеры, в жестяных кабинах у которых уж точно нет никакого кондиционера! А они работают на открытых полях, в пыли и соломенной крошке, в самый кубанский полдень.

Краснодар. Вид с моста через Кубань

После Краснодара приятный участок скоростной автомагистрали, но, к сожалению, короткий. Вдоль дороги постоянно торгуют сельхозпродукцией: дынями, арбузами, абрикосами и другими дарами Адыгеи и Кубани. А на горизонте уже видна полоса гор, отделяющая манящую прохладу субтропиков от степной жаровни…

Рынки и ярмарки вдоль шоссе

 

 

Кубанские кони ждут автобуса :)

Но в Горячем Ключе встали в очередную пробку перед сужением дороги, и провели в ней почти час. Суббота, многие местные жители едут купаться (за рулем соседней машины с Краснодарскими номерами – девушка в купальнике), нередко тосол вскипает, и люди с открытыми капотами стоят на обочинах.

Пробка в Горячем Ключе

После Горячего Ключа дорога уходит в горы, но езда по ней становится все мучительнее. Короткие промежутки свободной езды перемежаются с томительными пробками, вплоть до самой Джубги. Номера машин чрезвычайно разнообразны: от Омска до Астрахани, от Карелии до Нижнего Новгорода, от Пскова до республики Марий Эл, от Башкортостана до Пензы. Непременно захватите с собой таблицу регионов по номерам – помогает скоротать время в пробках. По-прежнему больше всего московских и подмосковных номеров, но их уже не более 30% от общего числа автомобилей.

На автомобильном термометре в этой пробке температура за бортом +52 С

 

 

Пробка в направлении Джубги

 

 

Пробки, бесконечные пробки...

В Джубге тоже долго ползли в пробке мимо Дальфинариума. Много предложений жилья вдоль дороги: хозяева дежурят в машинах и просто на стульчиках с табличками «жильё у моря», а кроме того есть стационарные киоски, занимающиеся размещением отдыхающих.

 

Киоски, занимающиеся размещением отдыхающих в Джубге

 

 

Частники дежурят в ожидании жильцов

 

 

Океанариум в Джубге

 

 

Пингвинарий и Парк Юрского Периода в Джубге

 

 

Контактный зоопарк в Джубге

Дорога вдоль берега тяжелая: вроде бы не так далеко, но узко, медленно, с задержками и серпантинами, поэтому каких-то 50 км ехали добрых два часа. В Джубге улицы узкие, толпы отдыхающих идут с пляжа, словом, обычная курортная жизнь.

Туапсе удивил меня – я полагала, что это крупный город-курорт, а вместо этого мы увидели город-завод. Огромные цистерны нефтеперегонного завода, трубы, производственные и административные здания формируют пейзаж Туапсе.

Туапсе. Завод Роснефть

 

 

Туапсе. На многих домах мы видели табличку "продается" - видно, жизнь тут - не сахар

 

Наконец мы добрались до Аше, где был запланирован ночлег в кемпинге. К сожалению, в кемпинге «Берег», который мне понравился по фотографиям, нам отказали в размещении с собакой. А по соседству, у их конкурентов – в кемпинге «Астра» - разместили без проблем. Ночлег обошёлся в 1300 руб. за машину, 4 человек и 2 палатки, без электричества и wi-fi.

После приятного кондиционированного воздуха здешняя жара и влажность перекосились трудно. Хотя температура на побережье ниже, чем в степи, но зато влажность очень высокая – сразу покрываешься испариной. Обливаясь потом, разбили палатки и пошли купаться. Вода была тёплая, как в ванне, и мы вдоволь наплавались вместе с псом. Пляж каменистый, причём камни разного размера, есть крупные, и вход в воду затруднён. К счастью, море было спокойное, и волны почти не мешали купанию.

После купания, уже в темноте, сварила на ужин макароны с тушенкой. За ужином играли в города, которые сегодня проезжали – пытались вспомнить как можно больше. Потом стали играть просто в слова на заданную букву, но тоже из тех, что видели сегодня. Оказалось очень весело, особенно когда в ход пошли и прилагательные, и глаголы.

День третий. Воскресенье, 6 августа

Спали беспокойно: жарко, да к тому же постоянно будят проезжающие поезда. В 7:00 встали (солнце уже поднялось), и начали собираться. Сварили овсянку на завтрак, сложили палатки, поели и перед отъездом вдоволь накупались. В 9:50 покинули кемпинг (жарища уже стояла жуткая, +33), и поехали в Дагомыс, до которого 73 км.

Перед нами автомобиль с кодом региона 28 – доехал сюда из Амурской области!

В 20 км от Дагомыса встали в мертвую пробку перед Лоо. Постояв минут 10, мы уже были уверены, что впереди какая-нибудь жуткая авария, но через полтора часа, когда добрались наконец до центра Лоо, оказалось, что дело всего-навсего в трёх светофорах в центральной части города. Надо сказать, что движение в Большом Сочи организовано из рук вон плохо, и ездить по побережью – настоящее мучение.

В конце концов доехали до места. Дорога в 73 км заняла полных 3 часа. Нас разместили в отдельном домике с участком на берегу речки. Через час за нами прислали машину, и отвезли нас на обед в основное здание – гостевой дом Фишт. После вкуснейшего домашнего обеда на машине с кондиционером отправились в Сочинский Дендрарий – эта экскурсия являлась частью программы.

Триптих в столовой гостевого дома "Фишт"

Сочинский Дендрарий

Собственно, экскурсии не проводилось, нас просто привезли на хорошей машине к Дендрарию и выдали денег на билеты. Но мы решили взять от жизни максимум и оплатили услуги экскурсовода – миниатюрной пожилой дамы, которая тут же у входа зазывала посетителей на экскурсию. Взяли и не пожалели: одни мы бы тупо походили по дорожкам, изнывая от жары, а под ее живой рассказ даже о жаре и невыносимой духоте как-то подзабыли.

Ежовая сосна имеет иголочки вдоль ствола

 

 

Фонтан "Ныряльщица" (все фонтаны выполнены по эскизам С. Н. Худякова)

Узнали, например, что настоящий кипарис – раскидистый, почти как сосна, а всем знакомый пирамидальный – результат селекции. Что у болотной сосны бывают наросты на корнях – воздушные корни, пневматофоры. Что бамбук не мог служить орудием китайской пытки, потому что он не прорастает не то что сквозь тело человека, но даже сквозь газетный лист, но если ему не мешать, то он в сутки может вырастать на полтора – два метра. Правда, быстро достигнув максимальной высоты, он уже больше не растёт.

Кстати, основал Дендрарий в Сочи удивительный человек – Сергей Николаевич Худяков – имевший юридическое образование, постом ставшим издателем газеты в Петербурге (он публиковал молодого Чехова), после увлекшийся театром и написавший либретто ко многим знаменитым балетам, например, «Баядерке», и наконец, собравшим уникальную коллекцию растений и положившим начало этому великолепному ботаническому саду.

Самшит, которого в Сочи больше нет - об этой экологической катастрофе рассказ ниже

 

 

Скульптура "Танцовщица"

 

 

Корни американской секвойи

 

 

Бамбук

 

 

Бамбук - это трава :) Высокая, некошеная трава

 

 

Японский садик

 

 

Воздушные корни болотного кипариса (пнефматофора)

 

 

Какое-то дерево в японском садике. Название забыла, но красиво!

 

 

 

Агава цвете один раз в жизни, перед смертью

 

 

Дача Худякова

 

 

Вазы, обрамляющие лестницу - все разные, выполнены тоже по рисункам Худякова

 

 

В Сочинском Дендрарии снимали многие фильмы и клипы

 

 

 

Пеликан в нижнем парке (живой)

 

 

Лебеди на прудах в нижнем парке

 

 

Один из прудов полностью заполнен водяными растениями

После вернулись в Барановку, вкусно поужинали, и поехали домой. На этот раз в доме оказалось жарче, чем на улице. Пользоваться вторым этажом не представлялось никакой возможности – слишком жарко и душно. Но и на первом этаже в единственной спальне было невыносимо. Меня стали одолевать грустные мысли, что придётся уехать отсюда раньше срока, потеряв внесённые деньги. В конце концов приняли решение достать из машины надувные матрасы и лечь на полу в гостиной и кухне – двух самых прохладных помещениях, оставив открытыми двери и окна. Решение было верное – выспались неплохо, а под утро даже замёрзли под простынями.

День четвертый. Понедельник, 7 августа


В 8 часов позавтракали, переоделись в конную амуницию. Старт был намечен на 9 утра, но несколько задержался: группа большая, довольно долго седлали и раздавали всем лошадей. Мужу и сыну по нашей просьбе выдали шлемы – они новички в этом деле. Лошадь сына, как самого юного и неопытного участника (ему всего 10 лет), инструктор Иван привязал к своему коню.

Маршрут в целом был несложный: несколько раз переходили вброд реку, несколько каменистых подъёмов и спусков. В одном месте подъем был особенно крутой, но страшнее было с него спускаться на обратном пути. Около 45 минут в седле – и мы у Барановских водопадов. Водопадики небольшие, но купаться в их прохладных заводях чрезвычайно приятно в такую жару!

После конной прогулки и обеда мы поехали на море, где провели прекрасный вечер в веселом купании. А я к тому же дочитала повесть про Дживса, начатую пару недель назад.

День пятый. Вторник, 8 августа

Во вторник после завтрака нас ожидал уже более протяженный маршрут к Ущелью Ведьм, около полутора часов в одну сторону, со множеством подъёмов и спусков. Мы пересекли два перевала и достигли ущелья, где слабенький водопад «Девичьи слезы» наполняет лужицу, пригодную для купания. Честно сказать, вчерашние водопады были лучше для купания, но зато сегодняшний маршрут был гораздо интереснее. Особенно приятно было находиться в дубовом лесу на перевале. И впечатляющий вид открывался вблизи вершины от чайных плантаций.

Чайные плантации в окрестностях Дагомыса

После обеда опять поехали купаться, и провели на море больше двух часов. Очень весело играли «В собачки» с Тури, используя оранжевый поролоновый мячик.

На пляже в Дагомысе

День шестой. Среда, 9 августа

В среду по программе мы должны были провести день в Красной поляне, по попросили заменить нам автомобильную экскурсию на конную прогулку. На этот раз нашим инструктором была 16-тилетняя Арина, с которой вчетвером мы отправились на Чёрную гору. Матвея пришлось оставить дома, потому что ночью ему было нехорошо – то ли воды нахлебался, то ли акклиматизация так подействовала, только беднягу рвало всю ночь.

Маршрут пролегал по окрестностям Дагомыса, живописным склонам, покрытым ореховыми плантациями и дубовыми лесами. В тени этих высоких деревьев было прохладно и дышалось легче. А в садах местных жителей легко узнавался инжир и ещё совсем зелёная хурма.

Вид с вершины Черной горы

В пути у мужа случилось два приключения, причём оба – на одной и той же поляне. Едва мы отъехали от базы, буквально через 10 минут у него порвалось путлище стремени. Надо сказать, что амуниция у здешних лошадей очень сильно потрепанная, и находится в весьма плачевном состоянии. Уздечки дешевые, не кожаные, а из стропы, седла потертые, ремни и путлища старые. Поэтому такой случай был вполне предсказуем.

Мы проехали ещё метров 200, и вышли на дорогу, куда к нам приехали на машине и привезли новое стремя. Неисправность устранили, и мы двинулись дальше.

Ореховые плантации (фундук)

А на обратном пути на той же поляне конь мужа (по имени Шайтан) споткнулся на спуске и упал на передние колени. Муж счёл нужным поскорее спрыгнуть, и совершил мягкую посадку. Он не пострадал, и мы все, отделавшись легким испугом, продолжили путь. Вообще муж, впервые севший в седло в понедельник, освоился довольно быстро, и справлялся с эпизодами рыси (когда кони один за другим устремлялись подтянуться вслед за широко шагающим жеребцом инструктора, что случалось регулярно, буквально каждые 5-10 минут), и даже с парой эпизодов (буквально в несколько тактов) галопа вполне уверенно. Но, как он признался мне позднее (в четверг), особого удовольствия от такого времяпрепровождения он не получал.

Тем временем, пока нас не было, Матвей поиграл в геймбой и поспал, и к обеду ему полегчало. Он немного поел, а вечером смог даже поехать с нами на море. Вдоволь накупались в тёплой воде, почитали на пляже. Перед закатом облака затянули небо, но облегчения это не принесло. Климат в Сочи чрезмерно влажный, и некуда деться от жары и духоты. За несколько дней мы слегка адаптировались, но все равно это было больше похоже на выживание, чем на отдых.

Вообще, первое ощущение, которое возникает, когда вы вылезаете из кондиционированного салона автомобиля (где провели два – три предыдущих дня) – это будто вас опустили в чан с горячей водой, и просят в нем дышать. Ну или загнали в турецкую баню, и никак не выпускают на свободу. Не представляю, почему сочинский климат путеводители называют целебным. По-моему, эти субтропики – настоящее мучение!

Даже после пяти дней такого отдыха ты все равно живёшь ожиданием ночной прохлады, когда ты ляжешь во влажную постель, прилипая к простыне, и будешь пытаться уснуть. Под утро можно даже немножко озябнуть и укрыться одеялом (если, конечно, спать на полу в кухне напротив открытой настежь двери). Но ночь коротка, и уже с 9 часов утра снова начнётся пекло.

День седьмой. Четверг, 10 августа

В четверг у нас был совсем короткий маршрут, всего на полтора часа. Матвея взяли с собой – он уже чувствовал себя неплохо, и поход предстоял недолгий. Правда, выехали мы позже обычного – в 11:30 вместо 9:30. Было уже очень жарко, но все же дорогу перенесли неплохо.

Самое трудное в жизни туриста-конника – это заставить себя в жару натянуть плотные эластичные штаны для верховой езды. В дополнение к ним необходимы специальные ботинки и краги. Все это малоприятно, когда хочется ходить (а лучше лежать где-нибудь в тенёчке) в шортах и маечке, но необходимо, чтобы комфортно ощущать себя в седле. Хорошо, что во время верховой езды жара как-то отходит на второй план, о ней попросту забываешь.

 

Справа - домик, где нашу семью поселили с собакой. Весь дом был в нашем распоряжении

 

 

Переправа через реку Дагомыс

 

 

 

Через чайные плантации

 

 

Небольшой привал в тени перед обратной дорогой

 

Маршрут четверг проходил по окрестностям Барановки, мимо двух озёр и речки. Плантации чая, орешника  заросли дикой ежевики разнообразили наши впечатления.

После очень вкусного обеда и непродолжительного отдыха у себя в домике мы снова отправились на море, где провели время до ужина. По пути заехали в шиномонтаж и сменили резину (она у нас была старая, прошла 80 тысяч километров, и муж все равно собирался вскоре ее менять, а пробитое на грунтовке колесо и связанная с этим замена запаски ускорили дело). В шиномонтаже сработали быстро, я даже не успела вдоволь посидеть в интернете за чашечкой кофе на соседней заправке). А после ужина муж решил ещё и масло в автомобиле сменить, уже самостоятельно. Он у меня очень деятельный, просто отдыхать и ни о чем не думать не может. Поэтому постоянно, иногда даже во время конных прогулок или сидя на пляже, отвечал на телефонные звонки, вел переговоры по работе, а вечерами или во время дневного отдыха работал на ноутбуке и отправлял файлы по мобильному интернету (wi-fi в месте нашего размещения не было, только в центре Дагомыса на заправке).

День восьмой. Пятница, 11 августа

В пятницу я встала пораньше, чтобы хорошенько выгулять и искупать собаку, прежде чем мы уедем на полдня. Матвея после завтрака отправили домой, поскольку предстоящий маршрут был для него слишком сложен и долог. Он прекрасно провёл время с фильмами и геймбоем. А мы совершили увлекательную прогулку к Самшитовому лесу.

Путь в один конец занял более двух часов. К счастью, дорога пролегала преимущественно в тени деревьев, ведь жара в этот день была ещё сильнее, чем в предыдущие. Путь проходил в основном по каменистой лесной дороге, сначала вполне проходимой даже для легковушек, потом – лишь для внедорожников, а под конец и вовсе непролазной. Финальную часть маршрута (около 500 метров) мы, привязав лошадей в лесу, шли пешком, минуя кристально-чистые заводи, перелезая через огромные валуны и переходя ручей по камушкам. Наконец мы оказались перед красивым водопадом с глубокой заводью перед ним. Купание было восхитительным! Вода поначалу кажется довольно холодной, а через несколько минут плавания разгоряченное тело начинает колоть как иголочками. В качестве особого экстрима можно было заплыть под водопад и получить сеанс довольно жесткого массажа. Вода совершено чистая и ее можно пить прямо во время купания.

Прямо у воды мы устроили небольшой перекус, потом окунулись ещё разок и отправились в обратный путь. Собственно самшитовый лес определить трудно: к сожалению, перед Сочинской олимпиадой для оформления олимпийских объектов в регион завезли саженцы самшита, заражённые самшитовой бабочкой, которая уничтожила все дикорастущие самшитовые деревья. Биологи считают, что они уже не восстановятся. Несколько кустиков самшита осталось лишь в Сочинском дендрарии, где их сумели защитить.

Предположительно, это бывшее самшитовое дерево

На обратном пути мы с мужем поменялись лошадьми, потому что конь его не слушался. Мне удалось за несколько минут призвать его к порядку, и он уже дальше слушался беспрекословно. Таким образом, мне удалось опробовать тут уже четырёх коней (у остальных членов семьи – только по два). В целом, все лошади хорошо управляемые, заезженные под движение в смене по пересечённой местности. Под туристами работают преимущественно мерины, лишь некоторым особо продвинутым, да инструкторам достаются жеребцы. Кобылы вовсе не работают в прокате, они вместе с жеребятами пасутся где-то высоко в горах.

На обратном пути дорога шла под гору,  мы много ехали рысью и даже галопом, что доставило нам с дочерью много радости, а вот мужу далось тяжело. В целом поход длился 6 часов, вместе с купанием.

После позднего обеда и арбуза поехали на пляж. На шоссе ощущались пятничные пробки, а вот на море народу было неожиданно мало. Причина, видимо, была в холодноватой воде. Мы искупались дважды, но недолго.

День девятый. Суббота, 12 августа

В субботу наш поход начался раньше – в 8:20, сразу после завтрака. Жара в последние пару дней сделалась ещё более жестокой, поэтому нам предложили выехать часом раньше. Собирались поехать на «Большой круг» - трёхчасовой маршрут по окрестностям Дагомыса, но из-за сложности одного из подъёмов ради Матвея выбрали более простой – к Варваровскому водопаду. Мне дали Сокола, на котором я уже ездила в первые два дня – конь бодрый, резвый и слушался на этот раз лучше – а может, я научилась кое-чему за эту неделю. Муж снова сел на Шайтана, и был рад – с этим конем у него сложилось лучшее взаимопонимание. Ульяне по ее просьбе второй раз дали Джанкоя, на котором она накануне с большим удовольствием галопировала. Матвея посадили на Орлика – серого крапчатого мерина почтенного возраста.

Путь туда прошёл легко и спокойно, примерно на середине маршрута я попросила отпустить Матвея, чтобы он попробовал самостоятельно управлять конём, а не просто ехать пассажиром. Поначалу у него получалось плоховато, один раз конь попытался вообще сойти с дороги и повернуть в сторону дома, но постепенно Матвей освоился и смог даже поднимать коня в рысь. Правда, сам Матвей быстро устал и просил снова пристегнуть шомбол, но я настояла, чтобы он работал, а не ленился.

Водопад оказался маленьким, а лужица перед ним была непригодна для купания. Но посидеть в холодке и умыться можно было. Передохнув, отправились в обратный путь. Подошли к озеру, остановились на минутку на симпатичной лужайке, как вдруг Шайтан решил поваляться на земле. Муж успел соскочить, но поднять коня не мог – тому понравилось кататься на спине. Когда он наконец поднялся, то стал шарахаться в сторону и не давал мужу сесть в седло. Инструктор Арина пришла на помощь, и, взяв хлыст, проскакала на Шайтане туда-сюда. Призвав его таким образом к порядку, она снова отдала его мужу; но пока она держала коня, а муж садился в седло, - внезапно улёгся конь под Матвеем. Парень успел соскочить, держа конец повода. Арина кинулась поднимать Орлика, но тем временем ее собственный жеребец, оставленный без присмотра, тоже улёгся на спину.

Наконец, всех коней подняли, всадники уселись в седла и мы тронулись в обратный путь. Было приятно покинуть эту жаркую лужайку, но и дальше дорога шла по солнцепеку. На одном из подъёмов Орлик под Матвеем вдруг попятился назад, разинув рот. Мы наперебой стали давать ему советы, но лишь Арина первой увидела, в чем была причина: конь каким-то образом зацепился нижней челюстью за нагрудный ремень. Через секунду он упал на колени, Матвей спрыгнул, а конь все продолжал инстинктивно пятиться, и подбежавшая Арина, пытаясь освободить коня, увидела, что тот закатывает глаза. Она не на шутку испугалась и закричала о помощи, муж соскочил с коня, которого подхватила Ульяна, и бросился помогать, а я тем временем держала своего и Ульяниного коней. Наконец, мужу удалось отстегнуть ремень, что-то там порвалось, и рот коня освободили. Но мы все здорово переволновались, и решили Матвея уже одного не отпускать. Все снова сели на коней, но Матвей вдруг начал жаловаться, что ему плохо, видно, от нервов да от жары. Сначала я не придала особого значения этим жалобам, но вскоре, глянув ему в лицо, поняла, что дело серьезное. Он просил о возможности прилечь прямо сейчас,  я увидела, что это не пустые слова: лицо его побледнело, а губы стали совсем белые. Ещё несколько метров мы прошли, пытались дотянуть до тенистого участка, но пришлось ссадить Матвея на землю прямо на солнцепеке: иначе он бы потерял сознание и свалился с седла. Он несколько секунд постоял на четвереньках, потом попробовал дойти до леса (оставалось метров 100), но через несколько шагов снова опустился на колени. Тогда Ульяна взяла под уздцы Шайтана и Джанкоя, а муж поднял Матвея на руки и донёс до тени. На беду, воды у нас собой не было, муж сорвал Матвею несколько ягод ежевики. Передохнув в тенёчке минут пять, Матвей пришёл в себя. Арина решила посадить его рядом с собой на седло, а Орлика привязать сзади. Так мы и направились в сторону конюшни. Шайтан и Джанкой постоянно отставали, возможно из-за жары, а может и потому, что Ульяна уже с утра была не вполне здорова. На горло она жаловалась ещё накануне, потом присоединился насморк, а утром мне пришлось даже дать ей фервекс. К вечеру того же дня у неё поднялась температура до 37,7, но с утра она ещё вполне уверенно держалась в седле и даже сделала два небольших галопа.

Прогулка завершилась без приключений, впрочем, их и так уже было достаточно. Матвей попил холодной воды и совершенно пришёл в себя. За оставшиеся до обеда полтора часа мы приняли душ, поели арбуза, собрали вещи и упаковали машину. После обеда простились с этим гостеприимным местом (давно я не питалась так вкусно, разнообразно и обильно), и поехали в Солох-Аул, где Матвей мечтал посетить музей русского чая.

В Красную Поляну решили не ехать, опасаясь увязнуть в пробках. Дорога в Солох-Аул оказалась узкой и петляющей, в одном месте пришлось постоять в пробке из-за ремонта. Сам музей особого впечатления не произвел, слишком все простое, бедное и устарелое. Дегустировать чай не стали, слишком уж было жарко. Купили пару баночек мёда и поспешили уехать.

В музее чая

 

 

 

 

Необычный заварной чайник - из двух половинок, в виде разрезанного яблока

 

 

В коллекции чайников - экспонаты со всего света

 

Описание нашего маршрута на сайте, где мы его бронировали, обещало по пути в Солох-Аул наслаждение великолепными пейзажами, один из которых мы остановились сфотографировать. Вообще мы нисколько не пожалели о том, что договорились заменить две автомобильные экскурсии на конные прогулки. Особенно запоминающейся была вторая из них, самая дальняя, к Самшитовым водопадам.

Пейзаж по пути к Солох-Аулу

Приморское шоссе М27 было относительно свободным, и мы со средней скоростью 40 км/ч проехали около 150 км в направлении Джубги. Ночевали около посёлка Агуй-Шапсуг, у реки Агой. Нашли очень симпатичное местечко у самой воды, около кустов, которые поутру защитили нас от жары во время завтрака. На ужин поели картошку с тушёнкой. Ночь была довольно беспокойная: по другому берегу постоянно ездили машины с грохочущей музыкой, периодически кто-то ходил мимо по реке, Тури облаивал незваных гостей. И все же местечко нам очень понравилось: красиво, вода рядом и спать в палатке прохладнее, чем в доме.

День десятый. Воскресенье, 13 августа

Проснулись в 6:30 от очередной проехавшей мимо самой палатки машины. Интересно, куда они едут в воскресенье в такую рань? Позавтракали овсянкой и бутербродами с паштетом, свернули лагерь и выехали ровно в 9:00.

В Лермонтово ужаснулись переполненному пляжу и в который раз подумали, как нам туда ничуть не хочется. В Джубге пришлось постоять в традиционной пробке. Мы планировали остановиться около Джубге в кемпинге, оставить там на день палатку и привязать рядом собаку, и сходить на весь день в аквапарк. Изучив аквапарки всего побережья, сначала по интернету, а после и воочию, проехав по приморскому шоссе, мы пришли к выводу, что в Джубге он самый интересный. Но из-за болезни Ульяны пришлось отказаться от всех этих планов. Да и не было уверенности, что в кемпинг около Джубги пустят с собакой.

Поэтому в 11 часов утра мы миновали Джубгинский аквапарк, и наш дальнейший путь лежал в сторону Таганрога. После Горячего Ключа деревья закончились, и мы оказались в бескрайней степи, однообразной и раскалённой. Дорога через степь под палящим солнцем очень скучна и утомительна. Миновали кусочек Адыгеи, где вдоль дороги торгуют адыгейским сыром; проехали Краснодар. По пути на заправке пообедали; к вечеру достигли Ростова и повернули на Таганрог.

Хорошие мотиваторы у батайчан

За Таганрогом на Беглицкой косе мы присмотрели по навигатору место для ночлега, но не знали, удастся ли там остановиться. Мне представлялись берега, застроенные турбазами и пансионатами, но все оказалось совершенно иначе. После станицы Беглицы, размером с небольшую деревню, мы выехали в степь на грунтовку, по которой добрались до берега. Тут кое-где были отдыхающие на машинах, но с палатками никто не стоял. Миновав маяк, мы проехали ещё дальше к концу косы, где и расположились на ночлег. Местечко было прекрасное – на пустынном берегу моря, у воды, на песочке. 

Беглицкая коса

 

 

 

На Беглицкой косе очень красиво

Все прекрасно, если бы не комары-однодневки, которых тут были просто несметные полчища. По словам местных жителей, эта напасть обострилась в последние 10 лет из-за отсутствия рыбы, которая поедала этих надоедливых насекомых. К счастью, они не кусаются, но лезут повсюду и все пачкают зелёными точками – и машину, и палатку.

Поденки на стекле автомобиля

Поначалу они все прятались в траве, а на берегу на ветру их не было. Но после заката весь многомиллионный рой зеленой биомассой поднялся в воздух, и начал проникать повсюду. Мы поспешно перенесли стол в тамбур палатки, закупорились – в таких условиях можно было относительно спокойно ужинать. В сгустившихся сумерках мы зажгли фонарь, но были вынуждены тут же его погасить: насекомые застучали по палатке, как капли дождя. В москитной сетке у нас ещё с прошлого года образовалась дырочка размером поменьше горошины, и в это отверстие, толкаясь, один за другим лезли зеленые комары. Словом, лучше уж было сидеть без света.

На ужин поели макарон с тушёнкой, и улеглись под равномерное гудение роя поденок снаружи.

Поденки живут в облике мотыльков всего один день, но до этого они 2-3 года проводят в морском иле в виде личинок, служа пищей для рыб. Так что если бы численность рыбы сохранялась на прежнем уровне, 90% этих насекомых не достигли бы финальной стадии развития. Кстати, у летающих подёнок даже не развит рот – в этот последний день своей жизни они не едят, их задача – оставить потомство.

День одиннадцатый. Понедельник, 14 августа

Проснулись утром в 6:30. Роя не было, но обе палатки и машина были сплошь покрыты зелененькими точками от комаров, и самими комарами. Особенно много их набилось в щели и подвернутые шторки палаток.

Позавтракали рисовой кашей, которая никак не хотела вариться на газу с местной заправки (наверное, целый час на неё потратила). За это время муж с сыном свернули палатки, а пёс не вылезал из воды, и постоянно громким лаем призывал нас купаться. Но море нас совсем не привлекало, оно было мелким и мутным, поэтому мы так и не составили ему компанию. Посуду я мыла из бутылок с технической водой, которыми запаслись накануне.

После завтрака поспешили собраться и уехать. Самым сложным было выгнать зелёных комаров из машины. А снаружи на стёклах они легко держатся даже на скорости 80 км/ч – привыкли к штормовым морским ветрам.

Мы решили на денёк остановиться в гостинице в Таганроге – осмотреть город и сходить в аквапарк. Но в первую очередь потратили пару часов на то, чтобы разгрести накопившиеся дела по работе. А накопилось порядочно: мы ведь больше недели не имели нормального интернета.

Наконец около двух часов дня вышли из гостиницы, оставив собаку в номере, и поехали в кафе «Фрекен Бок» - одно из культовых местечек Таганрога. По пути нашли дом, где родилась и выросла Фаина Раневская. В доме сейчас живут совсем другие люди, но перед фасадом установлен памятник великой актрисе.

Памятник Фаине Раневской в Таганроге

 
Во «Фрекен Бок» пообедать не удалось: столик тут надо заказывать заранее. Так мы и поступили, заказав столик на вечер, а пообедали в соседнем «Дяде Васе» - бизнес-ланч на четверых обошёлся в 900 руб.

В 14:55 подъехали к аквапарку «Лазурный», и сначала подумали, что он закрыт: на лестнице никого не было. Но выяснилось, что горки закрываются на перерыв с 14 до 15 часов, и пока брали билеты – горки открылись. Одновременно с нами пришла большая группа детей из лагеря. Да и без того в аквапарке народу было полным-полно, так что поначалу мы даже растерялись и расстроились. Но было жарко, поэтому залезли сначала в бассейн, а потом и встали в очередь на горки. Очередей несколько на одной вышке, дети лезут вперёд, расталкивая других посетителей, что конечно раздражает. Я съехала разок и пошла на лежак читать книжку. Дети поначалу тоже не особенно катались, очень уж доставало стояние в очереди.

Аквапарк "Лазурный" в Таганроге

 

 

Вообще аквапарк в Таганроге оставляет желать лучшего. Пожалуй, это наименее интересный аквапарк из всех, где мне случалось бывать (самые интересные были на Кипре и на Тенерифе), даже сравнительно с московской «Карибией». Но его можно было бы значительно улучшить, расширив за счёт расположенного по соседству надувного катка (каток - дело хорошее, но можно его куда-нибудь перенести) – добавить пару-тройку оригинальных горок с катанием на ватрушках (на всех четырёх имеющихся горках катаются просто на попе) и «Ленивую реку» - и будет здорово.

В шесть вечера очереди резко уменьшились из-за того, что два детских лагеря ушли восвояси. Тут уж можно было прокататься вволю, и я опробовала наконец все четыре горки, причём некоторые даже по два раза. Впрочем, я была не прочь и просто почитать, лёжа в тенёчке, благо книжку захватила с собой увлекательную. Муж тоже больше читал, чем катался.

Но около семи часов на вышке стало прохладно (солнце клонилось к закату), и мы решили, что пора уходить. Забрали из гостиницы собаку, прокатились по городу. Мне хотелось посмотреть на знаменитую каменную лестницу, но навигатор привёл к другой лестнице, которой уже не пользуются – вход на неё закрыт. Тем временем стремительно темнело. Мы спустились к порту и только собирались прогуляться по набережной, как с ужасом услышали знакомый гул – сразу после заката в воздух поднялись полчища зелёных подёнок. Темными облаками они висели рядом с тополями. Желание гулять сразу отпало, мы поспешили запрыгнуть обратно в машину.

После вкуснейшего (хотя и недешевого) ужина в кафе «Фрекен Бок» мы вернулись в гостиницу и улеглись спать.

Кафе "Фрекен Бок" в Таганроге

День двенадцатый. Вторник, 15 августа

Снова наступил вторник, теперь уже 15 августа. Утром мы посмотрели особняк в стиле модерн на улице Фрунзе, 80. В доме располагается музей градостроительства и быта Таганрога, внутрь мы не пошли, может быть, напрасно – поскольку градостроительная система Таганрога слегка удивляет, в особенности некоторые улицы, идущие со смещением, будто у градостроителя рука дрогнула, когда он рисовал план города. Но главное, чем примечательно это здание – тот факт, что оно представляет собой уменьшенную копию Ярославского вокзала в Москве.

Потом мы поехали в музей «Лавка Чеховых», который накануне был закрыт. Музей небольшой, но колоритный, и он бы нам наверняка очень понравился, если бы не сердитая смотрительница, подпортившая впечатление. Как раз в тот момент, когда я рассказывала Матвею про «Волшебный фонарь» со слюдяными окошками и нарисованными на них иллюстрациями к русским сказкам, она вдруг грубо прикрикнула: «Так, выходите отсюда! Это кто вам тут открыл?» Оказалось, веревочка должна была быть натянута иначе. Словом, «все для людей». Фото в музее платное, я снимать не стала, хотя может быть и плата там была копеечная – как-то не хотелось, неприятно было.

Скульптурная группа перед музеем рассердила меня своими отполированными до блеска носами: нашим людям дай только за что-нибудь подержаться! Что за дурацкий обычай? На «Площади Революции» в Москве ярче всего сияют собачий нос и ствол нагана, здесь – почему-то носы всех персонажей, в том числе и ребёнка. А уж если встретишь где-нибудь скульптуру обнаженной девушки – будьте уверены, что самые выступающие части будут у неё сиять ярче солнца. По-моему, это так же глупо, как строить пирамидки из камней, напоминающие буддийские ступки или ещё больше – кучки известного происхождения. Даже фотографировать противно в таких местах.

Позавтракать (а заодно и пообедать, ведь было уже позже одиннадцати) заехали в тц «Мармелад», крупнейший в Таганроге. Взяли в дорогу сендвичи в «Сабвее», накормили собаку двумя пачками творога, и покатили прочь из города. Нам предстояло преодолеть 520 км до реки Битюг, где мы присмотрели место для ночлега.

Утром, ещё в гостинице, мы прикинули, что до дома осталось два дня пути, и следовательно у нас есть ещё денёк отпуска в запасе. И оказалось, что нам с мужем пришла одна и та же идея – усилить конную составляющую нашего путешествия за счёт посещения какого-нибудь конезавода. Поиск на гугл-картах сразу же дал великолепный результат: Хреновской конный завод, один из старейших в России, родина орловских рысаков, оказался как раз по дороге! Мы сразу же туда позвонили и договорились об экскурсии и прогулке верхом на следующий день.

Кстати, у Хреновского конезавода прекрасный, весьма информативный сайт, по нему интересно полазить. Там есть подробная информация о жеребцах и матках-производителях, о лошадях на продажу (кроме цен, к нашему разочарованию), об услугах туристам и, конечно, об истории завода и орловской рысистой породы.

Переночевали в чистом поле на берегу Битюга, перед сном сыграли в Румикуб-Слово. Вечер был прохладный, впервые за этот поход мне захотелось надеть джинсы.

Закат над Битюгом

День тринадцатый. Среда, 16 августа

Ночь тоже была свежей, благодаря этому удалось выспаться. Проснулись в 6:30, потому что солнце стало подниматься, и в палатке стало жарко. Хотя спешить нам было некуда: экскурсия была заказана на 12:30. В Хреново мы были за час до этого времени. Перекусили, заехали в «Пятерочку».

Экскурсия по конному закону началась с посещения конной части – манежей и конюшен. Здание построено знаменитым Кваренги – прекрасная классическая архитектура. Нам показали молодых жеребцов (лошади ежедневно тренируются на ипподроме, для молодых круг составляет 800 метров, для более старших лошадей требуется большая нагрузка, они работают на кругу в 1600 метров). Потом мы увидели молодых кобыл, которые скоро составят табун маток, и наконец, жеребцов-производителей. Нам также показали «брачный зал» - вязки на заводе проводят с декабря по апрель, сейчас не сезон; а беременность у лошадей длится 11 месяцев.

После осмотра конной части мы посетили музей, где нам рассказали об истории Хреновского конного завода (невероятно интересно! Даже Матвей слушал, затаив дыхание), о племенной работе, о некоторых самых известных представителях породы.

Памятник основателю Хреновского конного завода Алексею Григорьевичу Орлову

 

 

 

Орловские рысаки генетически настроены на бег рысью, и, ускоряясь, лошадь переходит не на галоп, а на более быструю рысь. Эти качества в них специально тренируются из поколения в поколение, и лучшие из лучших, победители соревнований отбираются для дальнейшего развития породы. При графе Орлове значение придавалось только жеребцам-производителям, тренировали именно их, и именно по ним вели родословные лошадей. Кобылы не участвовали в соревнованиях, их использовали только как маток, им даже не давали кличек, а иногда Орлов давал им какие-нибудь обидные клички. В наши дни кобыл тренируют и испытывают наравне с жеребцами, и некоторые кобылы даже стали основательницами собственных линий породы.

 

Клеймо на спине у лошадей ставят жидким азотом - он обесцвечивает шерсть в этом месте. На правом боку пишут год рождения жеребенка, на левом - порядковый номер, какой это по счету жеребенок в текущем году. Этот же номер указывается рядом с кличкой животного.

Молодые кобылы еще не сформировали табун, но иерархия отношений между ними уже выстраивается.

Племенные жеребцы содержатся в закрытых денниках, чтобы животные не видели друг друга и не волновались лишний раз.

 

 

 

Русский тяжеловоз - его задача обслуживать конюшню, возить грузы для ее обитателей

 

После экскурсии мы отправились на конную прогулку в лес. Матвея оставили, предполагая, что для него управляться с орловским рысаком будет сложновато. И правильно сделали, потому что сила в этих лошадях невероятная. Нам всем дали меринов, но даже при этом кони разительно отличались от тех, на которых мы ездили в Дагомысе. Порода очень чувствуется. Мне достался самый рослый мерин по кличке Бонапарт, который так рвался вперёд, что у меня онемели пальцы его удерживать. Как только он поднимался в рысь, - выгибал шею лебедем и тут же переходил на такой размашистый бег, что я едва успевала за его ритмом. Долго ехать такой широкой рысью мне было нелегко. А конь всем своим видом показывал, что ему очень хочется пробежаться, и он всячески протестовал против перехода на шаг. И это при том, что он уже сегодня работал – а ощущение было, будто несколько дней стоял в деннике без движения.

Ульяна на Минестреле

Я на Бонапарте

Временами казалось, что лошади чувствуют себя на соревнованиях, стараясь во что бы то ни стало вырваться вперёд. Темно-гнедой мерин под моим мужем постоянно вырывался вперёд инструктора Виктора, который ехал на молодой пугливой кобылке. Кобыла всячески дергалась и вертелась на шагу, а на рыси никак не могла угнаться за рысаком, так что Виктору приходилось поднимать ее в галоп. Ульяна на сером в яблоках Минестреле тоже справлялась с трудом. Что до моего Бонапарта, то он готов был обойти всех своей широченной рысью, и непременно так бы и сделал, если бы я его не удерживала изо всех сил. Словом, езда на породистом орловском рысаке требует немалой сноровки и далека от приятной расслабленной прогулки по окрестностям Дагомыса. Вымотались мы порядочно, но определённое удовольствие от преодоления трудностей получили. А главное – получили целостное, практическое представление об орловских рысаках. Очень познавательно!

Спустившись с седел, мы первым делом отправились в «Пятерочку» и накупили массу разных напитков – пить хотелось так, что казалось, все мало! Теперь нам предстояло преодолеть 280 км до места ночлега (в первую очередь собирались посетить Задонский монастырь, но стало ясно, что сегодня уже не успеем). В пути Матвей решал задачки за 4 класс, от стандартных до олимпиадных, а потом мы смотрели фильм «Спортлото-82».  Солнце село, когда до запланированного места ночлега на берегу Дона оставалось ещё километров 25. Уже начало темнеть, к тому же топливо кончалось, но заправляться времени не было – нужно было разбить лагерь до темноты. К счастью, на выбранном нами берегу никого не было, проехать туда удалось с первой попытки (а топлива оставалось на 5 км пути). Выбирать особо времени не было. Даже в сумерках был видно, что полянка сильно замусорена, но мы не стали искать лучшую.

Лагерь разбили быстро слаженно. Пока варился рис, я успела искупаться (хотя от кондиционера болело горло, но вымыться после конной прогулки очень уж хотелось). Уже в полной темноте мы сели ужинать в тамбуре палатки при свете фонаря. Казалось, стоит глубокая ночь, а между тем было всего девять вечера. Поужинали рисом с горбушей и луком – импровизированный тёплый салат, только без майонеза. В десять мы уже легли спать.

Наш пес прыгает за брызгами воды на полянке на берегу Дона, напротив Задонского монастыря

День четырнадцатый. Четверг, 17 августа

Утром встали в 7, собрали лагерь, поели, искупались, и поехали в монастырь (который был виден с места нашей ночевки). Но прежде пришлось понервничать по поводу топлива – ближайшая заправка оказалась закрыта, а более дальняя, к которой ехали уже на последнем литре горючего, оказалась метрах в 200 дальше, чем считал наш навигатор – так что успели испугаться, что ее вовсе нет. Но все обошлось, заправились, добрались до монастыря. Приложились к мощам святителя Тихона Задонского, поставили свечи, подали записки (те и другие тут очень дешёвые). Купили в дорогу пирожков с картошкой, а Ульяна выбрала себе несколько косынок разных цветов.

Рождество-Богородицкий Задонский мужской монастырь

Монастырская колокольня

Памятник святителю Тихону Задонскому

Теперь осталось только преодолеть 460 км до дома по дороге с множеством скоростных платных участков. В 16:45 мы были дома.