Как говорить с детьми о сексе В издательстве «АСТ» выходит книга-тренинг известного ведического семейного психолога и философа Сатьи Дас «Нескучная детская психология. Как общаться с ребенком, чтобы он вас и слушался, и слышал».

Сатья Дас (Сергей Яковлев) – счастливый отец и опытный психолог, автор популярных в странах СНГ и Европы семинаров «Философия счастливой жизни», «Нескучная семейная психология», «Очарование женственности». Его тезисы подкупают прямотой, емкостью и яркими примерами.

Но к сожалению, в текст вплетены религиозные установки восточных культов, такие как реинкарнация, карма, чакры и медитация. Поначалу текст выглядит вполне светским и очень правильным с точки зрения семейной и детской психологии, но по мере того, как автор завладевает вниманием и симпатией читателя, религиозные нотки звучат все отчетливее, и наконец подаются уже не завуалированно, а вполне открыто.

Портал Материнство публикует ответы Сатьи Дас на некоторые вопросы о воспитании, призывая настороженно относиться ко всему остальному, в особенности к семинарам Сатьи Дас. Данный текст адаптирован, в нем удалены фразы, отсылающие к индуистской религии и сохранено то, что, по мнению редакции, может быть интересно и полезно широкому кругу читателей.

Почему полезно рассказывать и читать детям сказки?

 

Детям до пяти лет сказки просто необходимы. Важно рассказывать сказки именно до пяти лет, потому что потом ребенок входит в период «Ученик» и мир им воспринимается уже по-другому, мозги меняются — появляется возможность анализировать.

Сказки — это удивительное сочетание знания и любви. Древние люди об этом прекрасно знали. Как обычно читают сказки? Лежа, в обнимку на кровати или на диване. Это абсолютная любовь, ребенок чувствует, как в него входит эта любовь. И одновременно в него вливается некий шифр сказок. Сказки — это образы и шифр, все хорошие сказки — зашифрованы. Впитывая этот шифр, ребенок учится чему-то, причем обучение происходит без малейшего напряжения. И это запоминается навсегда.

Как воспитывали детей в далекие времена? Им рассказывали какие-то сказки, былины, истории, но не говорили в конце — вот так ты должен или не должен себя вести.

То есть сказка не расшифровывалась. Она давалась как эмоция, и ребенок сидел и внимал тому, что надо поступать как Алеша Попович или Илья Муромец. Потому что они стопроцентные идеальные герои. А Баба Яга — стопроцентный отрицательный герой, и как она поступать не надо.

Случается потом в его жизни какая-то ситуация, и ребенок действует так, как научился по сказке — мы же помним, что сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Объяснять сказки не надо, потому что, когда вы начнете это делать, ребенок перестанет их воспринимать. Не надо ему говорить что-то вроде: «Красная Шапочка и Серый Волк — это аллегория. Здесь два психотипа — незащищенная девочка столкнулась с нереализованным в детстве мужчиной, у которого психопатические склонности. А в образе охотника мы видим правоохранительные органы нашей страны». Или: «Давай разберем психотип Алеши Поповича. Алеша Попович — это закомплексованный сын священника, который совершил акт вандализма над Бабой Ягой». Зачем такие вещи объяснять детям?

Ребенку просто необходимы сказки, в которых есть символы и смысл. «Волшебник Изумрудного города» — шикарная сказка, в которой куча символов. Ребенок просто слушает, как Элли встретила Страшилу, Железного Дровосека, Смелого льва. Он погружается в эту сказку, и не надо ему объяснять, что к чему, у кого тут сердце, а у кого мозги. Просто читайте сказку, в которой все красиво — дорога, вымощенная желтым кирпичом, Изумрудный город, волшебная страна.

Расшифровать сказку можно только взрослым. Рассказать, что Царевна-лягушка — это символ изменчивой женщины: она не может быть всегда царевной, и иногда становится жабой, у нее бывают критические гормональные дни. Но жабью шкурку нельзя сжечь, как это сделал Иван-дурак. Почему дурак? Потому что не знал женской природы. И в результате ему пришлось решать кучу проблем. И в итоге он всех победил и вернул обратно свою Царевну-лягушку. И в результате понял, что раз в месяц надо терпеть, когда жена превращается в жабу, потому что женщины так устроены. В этот период из нее выходит грязь, выходят эмоции, ее надо оставить в покое и издалека за ней наблюдать.

Но вы же не будете так объяснять трехлетнему ребенку сказку. Нет, вы просто рассказываете ему про Царевну-лягушку. И когда он подрастет, то сам все поймет.

Нужно ли учить ребенка чтению с ранних лет?

Ребенок приходит в шесть-семь лет в школу, его там будут учить читать и писать. И зачем тогда ему все это уметь до школы? Зачем ему лично это нужно? Потребность в раннем чтении и обучении есть только у родителей, чтобы как-то выпендриться перед другими, мол, мой ребенок особенный, а ваши дебилы. У нас сейчас модно, чтобы дети были необыкновенными детьми-индиго. А если он, увы, не индиго, его надо напичкать информацией, чтобы он всех потряс своей эрудицией, чтобы поставить его на стул перед гостями читать Есенина. А какой смысл? Родители утверждают, что ребенку будет легче учиться в первом классе, если он с двух лет всему уже научился. Да, ему будет легче. Но зачем?

Вы знаете детей, которые не научились читать в начальной школе? Я — нет! Зачем было тратить на это время, когда ребенок должен был быть царем? Ранний возраст нужен для того, чтобы мать могла отдать ребенку свою любовь. Не надо дрессировать его с детства, потому что это ненормально. Даже зайца можно научить курить, но какой в этом смысл?

Сейчас упорно продвигают различные ранние развивающие методики. Но делается это потому, что людям это выгодно — продавать учебники, методики занятия. Люди зарабатывают на этом. Скоро уже, наверное, выйдут учебные пособия о том, как научить детей читать в утробе. Или книга о том, что папа с мамой должны делать во время зачатия, чтобы ребенок стал умным. И такие книжки будут активно продаваться.

Барыги — очень ловкий народ. Если им надо что-нибудь продать, они расскажут вам то, чего нет. И не надо на это вестись. Разумные психологи понимают это. Поэтому все обучение всегда начиналось после пяти лет, а до этого возраста ребенка не надо напрягать. Его психика ломается.

Когда я пошел в школу, я уже умел читать, меня мама научила. И вот я пришел в первый класс, посидел первую неделю, все палочки рисуют, проскучал. Потом начали буквы изучать, потом слоги, и, наконец, ко мне все присоединились, и мы стали вместе читать. И что — какой-то у меня рывок произошел, я стал умнее всех?

Прежде чем что-то делать, задайте вопрос — а зачем это надо? Фраза, что ребенку будет легче, — это стереотип, навязанный продавцами развивающих методик. Ты не можешь это проверить — легче или нет. Кто это подтвердил? Тот же, кто продает. На йогурте тоже написано — очень полезно. Но это написал тот, кто его продает, то есть сам производитель. А знающие люди понимают, что этот йогурт состоит из алебастра, воды, крахмала, загустителя, трех ароматизаторов и двух красителей. И все это не переваривается в желудке и вызывает у детей поведенческие проблемы. Но продать же его надо? Поэтому напишем и еще рекламу снимем: «Лучшие диетологи в мире доказали, что этот йогурт полезен для здоровья». Поэтому и все макароны, которые продаются в магазине, это «макароны номер один». И весь кетчуп сделан из помидоров, заботливо собранных херсонскими колхозниками. Вы думаете, что это правда? Конечно, нет. Не надо вестись на все, что вам рассказывают.

Если ваш ребенок против своего желания напичкан знаниями, из него может вырасти просто урод, потому что вы над ним издеваетесь. Все люди, над которыми издеваются, куда-то потом это выплескивают. Девочка, над которой издеваются, наживает кучу комплексов и становится постоянным клиентом психологов. А мальчик это выплеснет в социум. Потому тюрьмы забиты мужчинами, а кабинеты психотерапевтов — женщинами.

Есть ли опасность перехвалить мальчика за какие-то успехи и достижения?

Если вы говорите правду, то перехвалить нельзя. Мальчик что-то делает, вы его за успехи хвалите. Но нельзя хвалить просто так: «Ты у меня самый красивый, какие у тебя глаза замечательные» и так далее. Нет, поощряйте его только за настоящие успехи и достижения.

Перехвалить вообще сложно, а вот недохвалить — запросто. Особенно если в семье несколько детей. Помните, любовь должна поровну распределяться между всеми детьми. Если вы больше любите младшего, то дети и даже муж будут ревновать. При этом вы портите жизнь именно младшему, потому что остальные дети начнут ему завидовать и обижать, пока вы не видите.

Как окружение влияет на ребенка?

Существуют простые правила, которые важно знать всем родителям.

  • Если ребенок окружен критикой, он учится обвинять.
  • Если ребенок окружен насмешками, он будет недоверчивым.
  • Если ребенок окружен враждебностью, он учится с вами бороться. И не только с вами, а со всем окружающим миром.
  • Если ребенок окружен злостью, он учится причинять боль другим.
  • Если ребенок окружен обманом, он учится врать.
  • Если ребенок окружен позором, то у него возникает чувство вины.

И наоборот.

  • Если ребенок окружен поддержкой, он учится защищать других.
  • Если ребенок окружен ожиданием, то он учится быть терпеливым.
  • Если ребенок окружен похвалами, то он учится быть уверенным.

Найдите микроскопическое достижение вашего ребенка и хвалите за него — тогда ребенок становится уверенным в себе. А мы очень мало хвалим детей. Мы ждем, что они должны сделать что-то такое сногсшибательное, вот тогда-то мы и похвалим. Но хвалить надо за все, за каждый пустяк.

Когда ребенка хвалят, он хочет радовать родителей. У детей заложена такая функция и желание радовать родителей.

  • Если ребенок окружен честностью, то он учится быть справедливым.
  • Если ребенок окружен безопасностью, он учится доверять. Он должен быть постоянно уверен, что его защищают.
  • Если ребенок окружен одобрением, он учится уважать себя.
  • Если ребенок окружен любовью, он учится любить и дарить любовь.
  • Если ребенок окружен свободой выбора, то он учится брать ответственность за свои решения.

Почему нельзя кричать на ребенка?

Если вы повышаете голос, вы дисквалифицируете себя. Говорят, что если вышибала в ресторане подрался, то он дисквалифицирован, его уже можно увольнять. Потому что основная задача вышибалы — следить за тем, чтобы драки не произошло. Это в полной мере относится к родителям. Если они начали повышать голос, это говорит о том, что они как родители несостоятельны.

На самом деле на детей в большей степени окажет влияние тихий, спокойный голос: «Я очень недоволен тем, как ты поступил».

Не надо при этом обижаться и шантажировать своими эмоциями. Но в возрасте, когда ребенок уже понимает слова, можно говорить о том, что его поведение недостойно. Не надо орать, а нужно просто сказать, что вам это очень неприятно.

В детстве, в возрасте до четырнадцати лет, ребенок постоянно проверяет сферы своего могущества. Он не может этот мир понять иначе как через реакцию родителей. Он что-то делает и смотрит. Если родители говорят, что не надо так поступать, это нехорошо и неправильно, то ребенок понимает, что так делать не надо. А если на него будут орать, он сделает вывод: «Надо делать все то же самое, но так, чтобы никто не видел и не кричал на меня». Потому что он считает крик неадекватной реакцией. Надо не кричать, а говорить о своей любви, и это правило справедливо в любых отношениях.

Cabbage Kids Photograph by Anne Geddes

В каком возрасте с детьми надо говорить о сексе?

Все должно быть вовремя. Я считаю, что водить семилетнего ребенка на уроки сексуального воспитания и учить надевать презервативы на бананы — преступление. Чем дольше ваш ребенок будет думать, что его нашли в капусте или принес аист, — тем лучше. Дети должны верить в сказки как можно дольше.

Древняя мудрость гласит: «Чем позже дети поймут, откуда берутся дети, тем лучше». Оказывается, нормально для психики ребенка — как можно дольше думать, что дети берутся из капусты. Он в сказке живет, и знание нормально вписывается в его картину мира.

При этом некоторые родители так боятся, что кто-то их опередит и расскажет ребенку, откуда берутся дети, что сами рассказывают ему об этом в раннем возрасте.

Если в шесть лет рассказать, как один сперматозоид, самый активный из 25 миллионов, достигает яйцеклетки, и все это происходит в процессе соития папы и мамы, то ребенок будет в шоке, он не сможет даже воспринять эту информацию.

Для ребенка нормально считать, что его нашли в капусте. Но родители говорят: «Что за мракобесие, он уже должен знать, откуда дети берутся на самом деле». А у ребенка травма!

Он все узнает, когда время придет, и пусть даже не вы ему все объясните.

Но если вы хотите, чтобы он к вам обратился с этими вопросами, у вас должна быть связь с ребенком. Он не должен бояться задавать любые вопросы родителям. Ваша задача построить взаимоотношения с детьми так, чтобы у них не было комплексов, и они не боялись к вам обращаться.

Не надо им говорить: «Отстань от меня, я занят, подрастешь — узнаешь» и так далее. Пусть ребенок постоянно вас о чем-то спрашивает, обязательно отвечайте. И когда придет время, он не будет бояться или стесняться спросить вас о сексе, о том, что происходит с его телом.

Но если доверия нет, дети не спросят вас о том, что их очень интересует. Они будут спрашивать у приятелей, которые сами ничего не знают толком. Ребенок будет слушать того, кого он любит и кто для него авторитет. Просто любите ребенка.

Что делать, если девятилетняя девочка сказала, что она влюбилась? Как правильно реагировать на детские влюбленности?

А вы думали, что она фаянсовая, ничего не будет чувствовать до восемнадцати лет, а потом сразу влюбится в достойного человека и выйдет за него замуж? Давайте посмотрим на эту ситуацию с другой стороны. Я лично вижу тут огромное количество плюсов. А единственный минус — отсутствие знаний, и из-за этого вы испугались.

Плюс в том, что ребенок делится своими эмоциями с мамой. Но если вы будете неправильно реагировать, то лет в четырнадцать-пятнадцать в ответ на вопрос: «Как дела?» вы услышите: «Нормально».

Поймите, это потрясающе — ребенок делится своими эмоциями, переживает прекрасное чувство. Обязательно спросите — в кого ты влюбилась, как это случилось. И не надо переживать, что она беременна, у ребенка в жизни радость. Это не то же самое, что в семнадцать лет влюбиться в общежитии троллейбусного парка в 1989 году, когда все окончилось печально.

Поэтому не надо бояться, надо радоваться. Это повод для того, чтобы пообщаться, послушать. К кому она еще придет с такими эмоциями? Ребенок должен приходить к родителям и с радостью, и с горем. И мама должна это принять, порадоваться.

Однажды в одном американском городе пытались закрыть сериал «Симпсоны». Вызвали автора и объявили:

— Мы не будем показывать ваш сериал.

— Почему?

— Понимаете, он очень плохо влияет на наших детей. Они начинают быть похожими на хулигана Барта Симпсона.

И на это создатель сериала ответил:

— Для того чтобы ваши дети не были похожи на Барта, надо чтобы вы не походили на его отца, Гомера.

Нет смысла постоянно воспитывать своих детей и всего бояться. Есть смысл воспитывать самого себя. Не тратьте время. Ваши дети в любом случае станут вами. Дети будут такими же, как вы. Если мама адекватна, ведет себя правильно, то и ее девятилетняя дочь будет вести правильно. Но если в семье все через «нижнюю чакру», то неудивительно, если дочь в четырнадцать лет забеременеет.

Религия для ребенка: как выбрать?

Прежде чем воспитывать ребенка в той или иной религии, надо самому найти свой религиозный путь, установиться на нем, чтобы было то, что можно передать детям. При этом не надо вдалбливать религиозные постулаты детям, они сами переймут все, что надо. Религия, как еда, которую предпочитают в доме, — дети будут любить то, что готовят в семье. Если родители вегетарианцы, то и ребенок станет вегетарианцем.

Я считаю, что правильное питание — вегетарианское, и мой сын так питается. Когда он вырастет, то сможет делать так, как он сам захочет. Пока я его кормлю, то делаю это именно таким образом. Значит ли это, что мой ребенок стопроцентный кришнаит с жестокими постами? Нет, абсолютно не значит. Просто в посты мы едим постную пищу, и он ест то же самое. Если он хочет печенье, но сегодня постный день, то он с удовольствием съест яблоко. Он не бегает с четками и не ходит в балахонах. Он себе сам выберет свой религиозный путь, когда придет время.

Родитель сам должен продвинуться в каких-то духовных практиках и построить отношения с Богом, потому что со всеми вопросами ребенок придет к нему. Допустим, отец немного разбирается в компьютерах, и есть знакомый, продвинутый компьютерщик. К кому пойдет ребенок в случае проблем с компьютером? К папе, конечно, потому что он ближе, потому что к нему больше доверия. И в вопросе религии сын придет тоже к вам. Но вы никогда не сможете ответить ребенку на вопрос, что такое Бог и в чем смысл жизни, если вы сами не нашли Бога и у вас нет смысла жизни.

Еще раз повторяю: детей не надо воспитывать, нужно воспитывать себя. Нельзя дать кому-то то, чего нет у тебя. Нельзя заставить ребенка заниматься спортом, если ты не занимаешься спортом сам. Нельзя научить ребенка уважать людей, любить людей, если ты не уважаешь и не любишь их сам. Нельзя детей научить быть счастливыми в браке, если вы несчастливы. Прежде чем научить ребенка чему-то, научитесь сами, и дети скопируют.

Как говорить с ребенком о смерти? Как объяснить, почему люди умирают?

Если у родителей смерть вызывает страх, то они не смогут поговорить с ребенком на эту тему. Нужно самому понимать, что такое жизнь и смерть, как они устроены, откуда мы пришли и куда мы идем. Любой взрослый человек должен для себя найти ответ на этот вопрос, найти жизненную философию, которая это объясняет. На самом деле смерть не страшна, мы боимся не самой смерти, мы просто не знаем, что будет после нее.

Вы наверняка во время поездок, например на поезде, видели маленьких детей, которые хнычут, ко всем пристают и всем мешают, включая родителей. На самом деле причина капризов в том, что ребенок не знает, куда и зачем он едет, как долго это будет продолжаться, когда будет конечная остановка. А взрослый в поезде ведет себя спокойно, потому что он знает, зачем он тут, куда он едет и когда это все закончится.

Мужчина, который пошел с женой за покупками, мучается, не зная, когда же шоппинг закончится.

С жизнью такая же история. Когда ты понимаешь — зачем ты здесь, куда ты движешься и что будет после жизни, то смерть становится всего лишь переходом из одного состояния в другое.

Смерть — это не просто процесс физического угасания, это оценка за жизнь. Жизнь — это экзамен, а смерть — это оценка. Как ты жизнь проведешь, такую оценку ты и получишь. Мудрые люди, глядя на то, как человек умирает, могут понять, как он жил и что его ждет в будущем. Благочестивые люди и умирают благочестиво.

Дети и деньги. Как приобщать детей к деньгам?

Детей надо оберегать от финансовых проблем. Не надо, конечно, ребенку говорить: «Мы не можем себе это позволить, папа и мама так тяжело работают. Как ты вообще посмел захотеть „Киндер-сюрприз“»?

Дети должны дозреть до финансов. Для этого есть такое замечательное средство — карманные деньги. Нужно их выдавать, чтобы ребенок пробовал обращаться с деньгами, ходил в магазины, знал, что к чему.

Выдавать карманные деньги можно тогда, когда ребенок понимает, что на деньги можно что-то купить. Также давайте ему какие-то маленькие поручения, купить что-то для дома, чтобы он знал, как обращаться с деньгами.

Если деньги подарили на какой-то праздник, то ребенок вправе распоряжаться ими по своему усмотрению — потратить или начать копить. Иногда он не знает, как потратить такой подарок. Ничего страшного, пусть полежит в отдельном конверте, на котором нужно написать его имя и сумму. Спустя какое-то время он чего-то захочет, и деньги пригодятся.

Хорошо, когда у ребенка копятся такие подаренные деньги, так он понимает, что можно не тратить все сразу, не покупать какую-то ерунду, а подождать и купить что-то серьезное. Но когда ребенок сам начнет подрабатывать, карманные деньги должны исчезнуть.

 

Что делать, если ребенок говорит — у всех одноклассников есть айфоны, а у меня нет, и значит, меня никто не любит?

Надо отвечать: «Папа тебя очень любит, с чего ты это взяла? Только потому, что у тебя нет айфона? Но, солнышко, у тебя не может быть телефон круче, чем у папы. У папы „Нокия 1100“, и у тебя такая же „Нокия 1100“. Смотри, я тебя люблю не меньше, чем себя».

Вы не должны давать все по первому требованию. Ребенок что-то хочет, это нормально. Если он мечтает об айфоне — ответьте, хорошо, мы подумаем об этом. Во всяком случае вы теперь точно знаете, что ему можно подарить на Новый год. И возможно, он и получит этот айфон. Но пока у него будет «Нокия 1100».

Ребенок должен уметь просить что-то и желать большего. Для него это нормально. В ответ на его просьбы не рубите сплеча, а отвечайте: «Хорошо, мы тебя услышали». И когда снова зайдет об этом речь, скажите, что вы помните о просьбе, но время еще не пришло.

Если вы не общаетесь со своими детьми, если они не видят интереса со стороны родителей, если мама «выжимает» что-то из папы, то и дочка или сын будут действовать аналогично. Присмотритесь к себе — если ребенок что-то требует у вас, не требуете ли вы что-то сами от мужа? И задумайтесь, почему дети в школе стали для него большим авторитетом, чем отец?

 

 

Что делать, если ребенок плохо ест?

Мне часто задают вопрос: как приучать ребенка к нормальной еде, если он есть только макароны и сладости. Я отвечаю — никак не приучать. Дети едят макароны, потому что им нравятся макароны.

Родители сами выбирают продукты и не покупают и не готовят то, что не хотят. Поэтому им кажется, что у них нет такой проблемы, в отличие от детей. Но родители просто изначально покупают то, что нравится. А ребенок не может пойти в магазин и купить продукты, потому что он маленький. И он может взаимодействовать с миром продуктов только через родителей. Ваша задача — не заставить его есть то, что нравится вам, а приготовить такие блюда, которые могут понравиться ему.

Мой ребенок тоже любит только макароны и сыр. Но мама страдает из-за того, что он ест одно и то же. Она готовит разные блюда и уговаривает его попробовать, хотя бы чуть-чуть — не понравится, сразу выплюнешь. В девяти из десяти случаев он выплевывает, но в одном случае — ему нравится. Попробовали блинчики пожарить — понравилось, съел. Сделала пиццу — понравилось. Лазанья, пирожки с картошкой — тоже понравились. Но на десять понравившихся блюд — сто не понравилось.

У меня супруга готовит отдельно еду — мне, сыну и себе. Конечно, что-то пересекается, но еда разная. И это называется не выпендреж, не «Вы загоните меня в гроб», а любовное отношение — вы выясняете, что нравится вашим близким.

Дети и мужчины часто сами не знают, что им нравится, пока не попробуют. Так что задача жены и мамы — презентовать как можно больше вариантов. И когда что-то не понравилось, относиться к этому спокойно — нет, так нет.

У нас сейчас нет голода и дефицита продуктов, когда все сидят на картошке и сушеной вобле. Можно выбрать разные варианты. Да и времени сейчас больше, чем в стародавние времена: машинка стирает, машинка моет посуду, духовка печет. И это время потратьте на своих любимых.

Это кажется странным, но это путь позитивного воспитания. Если вы будете впихивать в ребенка еду, заставляя есть и доедать, то вы воспитаете только ненависть к еде.

Если ребенок не хочет есть, пусть не ест. Все люди рано или поздно захотят есть. Через какое-то время он скажет: «Я хочу есть», и вот тогда покормите.

Что можно и что нельзя ребенку смотреть по телевизору?

Я уверен, что нужно контролировать передачи, которые смотрит ребенок. Зачем ему, например, бабушкины сериалы? Ребенок превращается в то, что в него входит. Любой человек состоит из того, что в него входит через глаза, уши или рот. Человек — это то, что он ест, видит или слышит.

Если ребенок будет поглощать все подряд, то вряд ли это пойдет ему на пользу. Вы обязаны знать, что он смотрит, и он не должен видеть все подряд, даже детские передачи и мультфильмы надо ограничивать, не говоря уже о взрослых.

Если он пришел в гости к той же бабушке и у нее часами смотрит идиотские передачи, то не надо его отводить туда часто и надолго, потому что все увиденное будет вливаться ему в голову через уши и глаза. Контроль за тем, что смотрит и видит ребенок, — это обязанность родителей.

Как относиться к чрезмерным играм ребенка с гаджетами?

Если у вас в доме есть компьютер и другие гаджеты, значит, вы сами их туда принесли. Неужели вы не понимали, что ребенок погрузится в этот мир? Неужели вы думали, что он будет говорить: «Мамочка, папочка, я посижу десять минут в компьютере и буду заниматься другими делами»? А потом скажет: «Ну вот, прошло десять минут, теперь я пойду помою посуду, а затем подышу свежим воздухом».

Вы думаете, как его вытащить из виртуального мира, но погрузили туда его именно вы. Когда кто-то жалуется, что ребенок слишком много играет на компьютере, то обычно уже не помнит, что он сам дал в свое время посмотреть ребенку мультфильмы на планшете или поиграть, чтобы отдохнуть от этого самого ребенка хотя бы десять минут. Все равно, что жаловаться, что дети стали наркоманами после того, как им давали опиум, чтобы они успокоились и лучше спали.

Но теперь, когда они уже сидят и играют целыми днями, вам придется постараться, чтобы вытащить их. Вы должны проявлять интерес к занятиям ребенка. Знать, во что он играет, в какие игры, какие там правила, какого уровня он достиг. Надо подходить и спрашивать. И так появится некая щель, через которую вы сможете с ним общаться.

Но если вы будете только указывать: «Не делай этого!», то вызовете отторжение. Представьте, что вы в детстве, когда еще не было гаджетов, сидели и играли в конструктор, и тут подошел бы ваш папа и запретил вам. И что бы вы тогда почувствовали?

Вы хотите вытащить ребенка из компьютерных игр, но для чего? Ребенку там интересно, и для того чтобы забрать его оттуда, вы должны предложить ему нечто еще более интересное.

Допустим, компьютер сломался, что вы предложите ребенку? Представьте, что папа в детстве сказал — давай вместо конструктора посмотрим на божью коровку и порисуем. Неужели вы думаете, что рисовать интереснее, чем играть в игры? Тем более, не исключено, что ребенок рисует в компьютере в специальных программах.

Предложите ему что-то столь же интересное, равноценное, чтобы он захотел отвлечься. Например, покататься вместе в парке на велосипеде, поиграть в баскетбол на улице, сходить на каток, устроить пикник.

Однажды мой сын играл на компьютере, а я вышел на улицу и начал метать нож в цель. Через несколько минут он вышел вслед за мной, и четыре часа подряд мы метали этот нож.

Есть ли разница в воспитании ребенка мужчиной и женщиной?

У мужчины и женщины обычно разный подход к воспитанию детей: папа более строг, а маме ребенка жалко. Естественно, что маме жалко, ведь это же ее ребенок. Отцы понимают, что это его ребенок, лишь на третий-четвертый год их жизни. А мама еще до появления дитя на свет к нему привязалась, пока он был у нее в животе. И как можно потом наказывать этого ребенка?

Мужчина хочет, чтобы ребенок был воспитан таким, каким он его видит. Но ребенок может быть только таким, каким ему положено. Если он мягкий и творческий, то не станет крутым бойцом спецназа, как мечтает папа. Дети сами формируют свой стиль воспитания. Иногда к нам приходят такие дети, которые сильно отличаются от нас, и надо принять это.

Но выясняйте свои взгляды на воспитание детей вдали от ребенка. И лучше всего договориться о тех методах, которыми вы будете воспитывать детей, еще до их появления на свет.

Воспитание детей от предыдущего брака

Иногда женщины переживают, не станут ли ее дети от первого брака помехой в новых отношениях. Если мужчина любит вас, то он готов принять даже пятерых ваших детей. Если вы ему нравитесь, правильно себя ведете, создаете нужную атмосферу, то он полюбит и все ваше окружение — и свою тещу, потому что это ваша мама, и ваших детей, и они для него не будут помехой.

Если мужчина женится на вас, то он женится и на ваших детях. Отношения должны строиться по принципу: «Все, что дорого тебе, — дорого мне». Если мужчина относится к вам так: «Ты мне дорога, а твои дети — это некий балласт, который ты нагуляла от какого-то козла», то не надо выходить замуж за этого человека. Потому что он не будет любить этих детей. Мужчина не может сделать счастливой женщину, если ему не нравится то, что нравится ей.

Например, мужчине не нравится любимая собака жены, и он бьет ее ногой. Женщина понемногу возненавидит этого мужчину. Представьте, что вы хотите с кем-то подружиться, но при этом ненавидите его сына. У вас не получится стать друзьями с этим человеком. Вы будете говорить что-то вроде: «А вот сын твой — какое-то ушастое кривоногое чудовище», «В ПТУ поступил? Ну, конечно, там ему место и вообще понятно, в кого он такой». Тут дружба просто невозможна.

Аналогичная ситуация в браке. У женщины есть дети, а мужчине они не нравятся. Но они должны ему нравиться, он обязан их воспитывать. Отец — это тот, кто воспитывает. И аналогично, если у вас в семье живут дети от первого брака мужа и они вам не нравятся — значит, вам не нравится на самом деле и сам мужчина.

Я знаю множество прекрасных семей, где дети от первого брака — не проблема. Ребенок становится проблемой для родной мамы и помехой для семейного счастья и поиска нового мужчины, потому что она твердит: «Надо же его поднять!» И сын уже из армии пришел, а она все поднимает его и поднимает. Он уже женился, а она активно вмешивается в его жизнь, строит его жену и внуков. Вот это может ей помешать устроить личную жизнь, а ребенок — никогда.