Педиатры и офтальмологи советуют с самого рождения тренировать зрение ребенка. Известно, что новорожденные способны лучше удерживать взгляд на контрастных орнаментах с четкими границами. Поэтому над детскими кроватками часто закрепляют модули с яркими фигурками, за плавным движением которых малыш может следить взглядом.
На фотографиях, которые выдают поисковики по запросу «Как оформить детскую комнату», чаще всего можно увидеть мебель пастельных тонов и стены, окрашенные в нежные оттенки. И это правильно – слишком яркий или пестрый интерьер способен сделать ребенка нервным и чересчур капризным. Но задача родителей – не только создать малышу спокойную обстановку, но и обеспечить развивающую среду.
Наряду с развитием остроты зрения младенца можно поставить себе и более глобальные задачи. Ведь от тематики предметов и впечатлений, окружающих вашего ребенка, во многом зависят его дальнейшие жизненные интересы, а быть может, и выбор профессии.
Стать Нобелевским лауреатом
Если вы когда-нибудь решитесь прочитать воспоминания Марии Склодовкой-Кюри, написанные ее дочерью, то узнаете, как впечатления детства повлияли на будущее дважды Нобелевского лауреата.
Девочке больше всего нравилось проводить время в кабинете отца. Ей внушали благоговение секретер из красного дерева, кресла, обитые красным бархатом. Маня ждала дня, когда пойдет в школу и ей отведут место за большим отцовским письменным столом. За ним дети в семье готовили уроки.
Ей нравились многие предметы в кабинете отца: фарфоровые чашки, пузатые часы, шахматный столик. Но больше всего ее внимание привлекали физические приборы: стенной барометр с позолоченными стрелками, витрина с различными диковинными инструментами: стеклянные трубки, весы, минералы, электроскоп. Стеклянный шкаф с ними был заперт. Маня становилась на цыпочки и подолгу рассматривала эти волшебные предметы. Так кабинет, лаборатория, колбочки и другие инструменты для опытов прочно закрепились в детской памяти.
Стать химиком
Подтверждение теории «обоев с рисунком» попалось мне в книге известных педагогов, родителей семерых детей-погодков, Бориса и Лены Никитиных. Их второй сын, Антон, стал талантливым химиком. Окончил МГУ, руководит лабораторией. Как известно, Никитины пользовались примерно одними и теми же приемами в воспитании, развитии и закаливании всех детей. Но, когда будущий химик родился, стены в комнате, где он проводил большую часть времени, были оклеены страницами из пособия, с множеством формул и таблиц. Сам Антон Борисович, отвечая на вопрос о выборе профессии, говорит: «Таблица Менделеева на стене, наверное, поспособствовала».
Стать художником
Над колыбелью моей подруги Анны мама вешала яркую картину Рериха «Заморские гости», и малышка, не отрываясь, подолгу на нее смотрела. В дальнейшем девушка закончила художественную школу и архитектурный институт.
Создав свою семью, Анна повторила этот опыт со своей дочерью: выкладывая новорожденную на живот, она ставила перед ней книжки с репродукциями картин известных художников. Девочка с большим удовольствием смотрела на иллюстрации. Конечно, это не было единственным способом знакомства ребенка с живописью, но точно – самым первым. Повзрослев, девочка тоже связала свою жизнь с изобразительным искусством.
Стать музыкантом
С самого рождения Вольфганг Амадей Моцарт слышал музыку, ведь его отец скрипачом и композитором в придворной капелле князя-архиепископа зальцбургского. В трехлетнем возрасте мальчик часто становился свидетелем музыкальных уроков своей старшей сестры, и сам начал подбирать созвучия на клавесине.
Это один из ярчайших примеров развития гениальных способностей, оказавшихся в подходящей развивающей среде.
Стать поэтом
В книге «Мой Пушкин» Марина Цветаева вспоминает о запретном шкафе с книгами, в который она забиралась и тайком читала Толстого и Пушкина. Поэзия стала для девочки предметом восхищения, и во многом этому способствовала картина на стене: «…была картина в спальне матери – «Дуэль». Снег, черные прутья деревец, двое черных людей проводят третьего, под мышки, к саням – а еще один, другой, спиной отходит. Уводимый – Пушкин, отходящий – Дантес. Дантес вызвал Пушкина на дуэль, то есть заманил его на снег и там, между черных безлистных деревец, убил. Первое, что я узнала о Пушкине, это – что его убили. Потом я узнала, что Пушкин – поэт, а Дантес – француз. Дантес возненавидел Пушкина, потому что сам не мог писать стихи, и вызвал его на дуэль, то есть заманил на снег и там убил его из пистолета ...»
Федор Конюхов "Вдоль Кромки Льда" 1982 год, цветная автолитография
Стать путешественником
Когда родился великий русский путешественник Федор Конюхов, его дед был уже стар и парализован. Он все время лежал в избе на лавке, и маленький Федя подолгу слушал рассказы старика. Дед Михаил был хорошо знаком со знаменитым полярным исследователем Георгием Седовым, и много рассказывал о нем. Незадолго до своей последней экспедиции на Северный полюс, закончившейся трагедией, Георгий Седов оставил Михаилу Конюхову нательный крест с просьбой подарить его самому крепкому и смелому из детей, который сможет добраться до полюса. Завещание Седова довелось выполнить Федору Конюхову – он побывал на Северном полюсе трижды, причем один раз достиг крайней точки планеты в одиночку, с крестиком Седова на шее.
Запомнить право-лево, дни недели, времена года…
Порой родители подолгу бьются над обучением чада понятиям право-лево, названиям дней недели, месяцев и тому подобными вещами. А между тем, все эти понятия значительно легче усваиваются, когда имеют визуальное подкрепление.
Многие взрослые, желая подсчитать, на какой день недели придется та или иная дата, представляют себе школьный дневник: на левой странице сверху вниз – понедельник, вторник, среда; на правой – четверг, пятница, суббота; и воскресенье внизу. Подобное визуальное представление становится автоматическим.
«В моем представлении смена времен происходит примерно как на колесе обозрения», - делится Александра. – «Осень – это правая сторона колеса обозрения, зима – вверху, весна – слева, лето внизу, а мы двигаемся по кругу против часовой стрелки. В детстве у меня была книга с прорезью и колесиком. Крутишь это колесико и в окошке мелькает: октябрь, ноябрь. Так и запомнились мне на всю жизнь времена года».
«Я помню, как выучила понятия право и лево», - рассказывает Ольга. – «Я шла с кем-то из родных по осенней аллее. Справа был длинный ряд деревьев, а слева – большое поле. Видимо, в тот момент мне объяснили, где право, а где лево, и с тех пор для меня не составляло труда определить направления. Всякий раз перед глазами возникала эта картина: право – рядом, а слева – много пустого места».
Что же повесить над детской кроваткой?
Вместо того, чтобы заставлять малышей запоминать узоры на обоях (вы наверняка тоже помните ваши первые обои и шторы), давайте используем пространство с пользой и посеем в детские головки что-нибудь полезное!
Экспозиция может быть как постоянной, так и сменной. Для оперативной замены пособий удобно использовать пробковую или магнитную доску.
На стену можно повесить:
- географическую карту (мира, России, вашего города)
- алфавит
- репродукции картин великих художников
- нотную грамоту
- таблицу Менделеева
- фотографии красивых мест Земного шара
- цитаты и афоризмы выдающихся людей с их портретами
- народные пословицы, поговорки
- таблицу умножения
- алфавит или новые слова из иностранного языка
- стихотворение или слова к празднику
- изображения, которые будут вдохновлять на новые рисунки
- правила и законы по любым школьным предметам
- таблицы и формулы
- схемы конструирования или вязания, плетения бисером или макраме
- 10 заповедей или цитаты из Библии
- собственные рисунки ребенка, грамоты и дипломы