Подготовка к беременности, планирование пола ребенка, зачатие, лечение бесплодия, ЭКО Календарь беременности по неделям. Здоровье, питание, образ жизни будущей мамы Роды, рейтинг роддомов, обезболивание, кесарево сечение, муж на родах Календарь развития ребенка от рождения до года. Здоровье младенца, детское приданое Воспитание, здоровье и развитие ребенка от 1 до 3 лет Воспитание, здоровье и развитие ребенка от 3 до 7 лет. Детский сад Здоровье школьника, обучение и развитие, все школьные вопросы Грудное вскармливание, детское питание, кулинарные рецепты для семьи Второй ребенок. Братья и сестры. Многодетная семья. Близнецы Семейные отношения, здоровье женщины, мода, интимная жизнь. Самомамы, приемные дети, особые дети. Домашнее хозяйство Семейный досуг, отпуск, семейные праздники, рукоделие Библиотека - книги для детей и родителей
 

 

Мама, а как это - не видеть? 13 ноября - Международный день слепых

Моё взросление пришлось на то время, когда страну только-только захлестнула мода на всё новое, ультрасовременное и необычное: в школах где надо и где не надо внедряли новаторские программы, всех мало-мальски образованных людей накрыло повальное увлечение различными психологическими тренингами и техниками личностного роста, и казалось, что всё это очень правильно, нужно и полезно. А те, кто ничем таким не занимался, считались людьми косными и отсталыми от жизни.

 

Школа, в которой я училась, представляла собой заведение вполне в духе времени: молодой и рьяный коллектив, охотно бравший на вооружение всё самое новое и, как тогда казалось, передовое, возглавлял двадцатишестилетний директор, учитель химии по образованию и специалист по нейролингвистическому программированию (НЛП) по призванию.

 

Мне и моим одноклассникам тогда было по четырнадцать лет, и именно на нас он «обкатывал» свои познания в психологии и НЛП. Сейчас, по прошествии многих лет, я понимаю, что и наш директор, и вверенный ему коллектив многое делали неправильно, а то и вовсе зря, что нельзя детям преподавать то, чему учили нас, что в подобных тренингах должны участвовать только взрослые люди, да и то по желанию, а детей, тем более, подростков, к такому времяпрепровождению и близко нельзя подпускать. Но тогда, в ставшие уже притчей во языцех девяностые, мы страшно гордились тем, что учимся в такой необыкновенной школе, участвуем в интересных тренингах и экспериментах, и не понимали одного: для нашего директора мы были подопытными кроликами, хотя, допускаю, он и сам этого не понимал, искренне считая, что приносит нам пользу и помогает познать новое.

 

Как живется слепым? Игра в жмурки

 

 

Час в абсолютной темноте

 

Так нас учили и развивали, что называется, по наитию, на глазок, «творчески».

 

Тем не менее, есть то, за что я искренне благодарна своей школе. Время от времени учеников старших классов вывозили на турбазу, расположенную в бывшей дворянской усадьбе, место очень живописное и уютное. И вот именно там я стала участницей эксперимента, который потряс не только меня, но и моих одноклассников, хотя и был, на первый взгляд, незамысловатым.

 

В одно утро нас разделили на пары и выдали плотные чёрные платки и палки. Один из пары должен был, завязав глаза и взяв в руки палку, прогуливаться по усадьбе вслепую, а второй – выполнять роль его ангела-хранителя. Причём этот второй имел право вмешиваться и обнаруживать своё присутствие только в опасных для жизни подопечного ситуациях. А они, разумеется, могли случиться, ведь по условиям «игры» человек с завязанными глазами должен был двигаться как можно более активно, а не топтаться на месте и бояться сделать лишний шаг.

 

Выслушав правила, вся наша многочисленная компания пришла в неописуемый восторг. Новое развлечение показалось оригинальным, интересным и вполне в духе времени. Мы чувствовали себя очень современными и «продвинутыми», как сказали бы сейчас. А что ещё нужно подросткам?

 

Но весело нам было только первые пару минут.

 

По жребию сначала я выступила в роли «незрячей». Подруга завязала мне глаза и вывела из здания клуба на улицу. Я взяла в руки палку и сделала свой первый шаг в мир, где могла пользоваться слухом, обонянием, осязанием, но не зрением, и в котором мне предстояло провести целый час.

 

Через пару десятков шагов, сделанных довольно быстро и уверенно, стало понятно, что я полностью потеряла представление о том, где нахожусь и куда иду. По доносившимся звукам я пыталась сориентироваться в пространстве, но это мне удавалось плохо.

 

Да, все мы играли в детстве в жмурки. Но эта весёлая игра не идёт ни в какое сравнение с тем, что испытывает человек, который лишается возможности видеть на довольно продолжительное  время и при этом находится на улице (пусть и на территории турбазы). Вокруг бурлила жизнь, которую невозможно было увидеть, ходили люди, ездили машины, накрапывал лёгкий, почти осенний дождик. И очень быстро настроение тоже стало осенним: тоскливым и безнадёжным. Невозможность видеть стала удручать буквально через несколько минут, и нестерпимо хотелось, чтобы условленный час истёк как можно быстрее.

 

Впечатления «ангелов-хранителей» тоже сложно назвать приятными. Да, поначалу многим было весело наблюдать за своими забавными неуклюжими подопечными, робко делающими первые шаги, тыкающимися из стороны в сторону в тщетных попытках найти хоть что-то знакомое, опознать его и уже от этого кусочка привычной жизни двигаться дальше. Кто-то находил эту точку опоры раньше, кто-то позже, но трудно было абсолютно всем. Некоторые даже спотыкались и падали, или а «ангелы-хранители» следовали за спинами у неопытных «незрячих», не имея права ни подсказать, ни направить, ни помочь — непростое испытание.

 

Уже побывав «незрячей», я скользила за моей подругой тенью и боялась отстать. Когда она на моих глазах споткнулась о выступающие из земли корни сосны, и чуть не упала, я только неимоверным усилием воли сдержалась и не только не кинулась поддерживать её, но даже не вскрикнула. Моя подруга устояла на ногах и тихо  спросила: «Ты здесь?» Голос её звучал так испуганно, что пришлось нарушить правила и шепнуть: «Да, не бойся». «Спасибо», - выдохнула она и вновь пошла вперёд, ощупывая путь палкой и слишком высоко поднимая ноги, чтобы не споткнуться.

 

Конечно, люди ко всему привыкают. Привыкали и наши «незрячие». Через полчаса почти каждый чувствовал себя лучше, ходил увереннее и быстрее и вовсю пользовался слухом и другими чувствами. Помню, как я, уловив запах еды, поняла, что нахожусь где-то поблизости от столовой, а проведя рукой по стволу дерева и почувствовав под ладонью мох, сориентировалась в сторонах света и довольно резво направилась к жилому корпусу. Но, тем не менее, снять по истечении часа повязку с глаз и снова обрести возможность видеть было для меня счастьем.

 

Немного статистики:

  • В среднем каждый из нас с помощью зрения получает от 50  до 90 % (по разным источникам) всей информации, которая поступает в наш мозг. Оставшуюся часть делят между собой остальные органы чувств.

  • Из всех людей, живущих на земном шаре, нарушениями зрения страдают от 150 до 245 миллионов человек, а абсолютно слепых из них по разным данным 39 – 45 миллионов. Среди жителей России слабовидящих и полностью незрячих более 280 тысяч.

 

 

Совсем другая жизнь

 

Тот «эксперимент» мы обсуждали долго, а впечатления от него я помню до сих пор. Один из «ангелов-хранителей» делился тем, как не дал вверенному ему «незрячему» попасть под машину, а другой с ужасом рассказывал, как его подруга рвалась на железнодорожные пути. Было, конечно, и много весёлого, о чём вспоминали со смехом. Но каждый понимал, что мы блуждали в темноте по территории, которая была хотя и большой, но всё же не безграничной и которую все хорошо знали, и длилось наше испытание всего час. И каждый задавал себе одни и те же вопросы. А вот каково приходится настоящим незрячим в больших городах? Как тяжело тем, кто никогда не видел ни дома, ни машины, ни деревья — ничего, и не имеет представления ни о их формах, ни о размерах? Как они ориентируются? И как им живётся?

 

С тех пор прошло много лет. Не так давно один из моих сыновей, увидев на улице человека с тросточкой, спросил: «Мама, а как это — не видеть?», я решила дать и ему ощутить на себе, каково это — быть незрячим. Конечно, эксперимент с участием моих детей проходил в гораздо более щадящих условиях: дело было на даче, на огороженных стандартных шести сотках, перед началом «жизни вслепую» я убрала всё, что могло представлять опасность для участников, да и с завязанными глазами мальчики ходили не час, а всего по пятнадцать минут. Но им и этого хватило. Когда я снимала с них платки, видела потрясённые личики и серьёзные глаза. «Мама, я всё понял!» - сказал старший. И было ясно — он тоже не забудет, каково это — жить, не имея возможности различать хотя бы свет и темноту, как помню я об этом опыте по прошествии многих лет.

 

13 ноября – Международный день слепых. История этой даты восходит к 18 веку. 13 ноября 1745 года во Франции родился Валентин Гаюи - известный педагог, основавший в Париже и Петербурге несколько школ и предприятий для слепых. По решению Всемирной организации здравоохранения именно эта дата отмечается как День слепых.

 

Поймите нас

 

Для тех, кто тоже хочет понять, каково это – быть незрячим, кто стремится не развлечься, а лучше почувствовать боль других людей, все тяготы их жизни, сейчас существуют различные программы и даже квесты. В рамках проекта «Мир на ощупь» и других аналогичных программ создаются пространства, в которых видящие люди попадают в условия, где не могут видеть. Причём помогают им адаптироваться в новой реальности  как зрячие, так и невидящие гиды. Вслепую можно не только просто существовать некоторое время (в том числе и довольно продолжительное), но и пытаться выполнить ряд заданий.

 

Если вы решитесь узнать, каково это — жить без зрения, будьте готовы к тому, что это время, проведённое на ощупь, станет для вас откровением или даже потрясением. А если у вас есть дети, и вы хотите, чтобы они росли неравнодушными, чуткими и умеющими ставить себя на место других людей, дайте и им возможность прожить вслепую хотя бы 15 — 20 минут, попросите их выполнить простейшие действия: помыть руки, налить в стакан воды, почистить зубы, донести до стола тарелку с едой. Поверьте, такой немудрёный опыт даст и им, и вам многое. Как минимум — вы научитесь ценить возможность видеть и сможете почувствовать себя хотя бы немного счастливее. А это важно.

 

С ТЦ "Ривьера" в Москве уже больше года действует квест "Прогулка в темноте", который ведут профессиональные незрячие гиды. На протяжении часа все ваши чувства, кроме зрения, подвергнутся серьезной проверке.

 

музей Мир на ощупь

В Санкт-Петербурге в январе 2017 года открылось интерактивное пространство «Мир на ощупь», где каждый желающий может прожить полтора часа из жизни незрячего человека. Кроме экскурсии и квеста «Слепой в городе», здесь проходят мастер-классы по лепке и рисованию в темноте и по шрифту Брайля.

 

Российская школа подготовки собак-поводырей

В Подмосковной Балашихе действует школа подготовки собак-проводников, которая проводит экскурсии для взрослых и детей. На экскурсии можно познакомиться основами дрессировки и попробовать пройти по маршруту под руководством собаки-поводыря.

 

Использованы фото с сайтов: http://sobakaprovodnik.ru, https://vk.com/touchworldspb, фотобанк Лори

Дата публикации 13.11.2017
Автор статьи:
реклама
комментарии