Ты почувствовал симпатию к девушке. Это пробуждение инстинкта продолжения рода. Он уже тысячи лет облагораживается человеческой культурой. С того времени, как человек поднялся над миром всего живого, его половой инстинкт перестал быть слепым пробуждением — в нем только первая искра для большого костра человеческой любви. Ты пришел в жизнь для того, чтобы, облагораживая дальше инстинкт продолжения рода, внести свою крупицу таланта, творчества в эту великую человеческую красоту.
Первая любовь. Фото - фотобанк Лори
Ты — человек. Твой половой инстинкт, если он не станет благородной, возвышенной, красивой человеческой любовью, может привести тебя к положению животного. Бойся этого; нравственное невежество в сфере любви приносит нашему обществу неисчислимые беды.
Тот, кто считает любовь только удовольствием, доставляет другим людям горе, несчастье, слезы.
Дети, оставленные родителями; дети, не знающие своего отца; дети, родители которых не рады, что у них появился ребенок, — это плоды дремучего невежества в той сфере, где только долг и обязанность могут быть великими вдохновителями человеческого счастья.
Половой инстинкт — это лишь один маленький лепесток в большом цветке любви. Человека от животного отличает ответственность за будущее общества и за счастье того, с кем свела тебя судьба.
Уважай девушку, оберегай ее честь, достоинство, гордость, независимость. Девушка, пробудившая у тебя чувство симпатии, может стать твоей женой, матерью твоих детей. Она повторяет тебя и себя в новом поколении, и в этом заключается бессмертие рода человеческого. Любить — это не значит только быть в физической близости.
Если ты думаешь, что брак и долгие годы супружеской жизни могут держаться только на физической близости, ты невежда в нравственном отношении, а в жизни можешь стать подлецом.
Твоя любовь к жене, твоя любовь к мужу — это тончайшая сфера духовной жизни, духовно-психологических и нравственно-эстетических отношений. Помни, думай, всю свою жизнь углубляйся мысленно, сердцем своим в истину: любовь — это отношения.
Самая прочная и благородная любовь у человека тогда, когда она единая на всю жизнь.
Быть преданным, верным своей любви — это значит оставить частицу себя в любимом человеке. Изменить своей любви, если только она действительно была, — это значит разрушить богатство и красоту, созданные силами своей души, если только эти богатства и красота были.
Любовь — это не только восторженное любование, наслаждение красотой, созданной для тебя, но и бесконечное творение красоты в любимом человеке. Тот, кто не умеет быть творцом в любви, быстро разочаровывается; человек, казавшийся красивым, становится постылым, общение с ним надоедает, приходит увлечение другим «предметом любви». Это не любовь, а распущенность, духовная убогость и пустота. Для того чтобы быть верным любимому человеку всю жизнь, надо всю жизнь создавать, как бы восстанавливать его красоту, отдавая для этого свои духовные силы, вкладывая в него свой ум, чувства, стремления.
В этом отдавании, в этом творении решающую роль играют достойные человека желания. Только тот, кто умеет управлять своими желаниями и находит истинное счастье в благородных побуждениях, любя, все больше влюбляется в свою жену. Это, образно говоря, цветы на древе человеческой мудрости — культуры наших желаний. От того, насколько благородно мы умеем желать, зависит неделимость нашего чувства, наша верность и преданность любимому человеку.
Этическое «я» неразрывно и неделимо. Не может быть хорошим гражданином, подлинным борцом за высокие идеалы человек, мелкий и опустошенный в духовно-психологических и нравственных отношениях. Изменник и подлец в любви — во всем изменник и подлец.
Влюбленный в себя не может быть способным на подлинную любовь, хотя как раз самовлюбленные эгоисты горячо влюбляются в девушек, но эта любовь — поиск наслаждений. Эгоизм — это порок, отравляющий любовь.
Многолетний опыт убеждает, что любовь родителей — это важнейшая духовная сила, воспитывающая ребенка. Благородство, нравственная красота и чистота любви матери к отцу и отца к матери, их взаимное уважение, доверие, открытость их сердец, глубокий взаимный интерес, забота, тревога, беспокойство, преданность друг другу, верность во всем — в счастье, в горе, в страданиях, в одиночестве — всё это является ничем не заменимой нравственной средой, в которой формируется чуткая сердцевина юной человеческой души — вера в добро и непримиримость к злу, уверенность в торжестве и могуществе добра, светлое, жизнерадостное, оптимическое видение мира.
Ребенка воспитывает прежде всего глубокий взаимный интерес матери и отца, их чуткость друг к другу.
Тончайшими корнями убеждений ребенка, из которых вырастает, формируется его моральный облик, является его вера в правду. Моральное здоровье — это вера в то, что правильное, хорошее торжествует. Вера ребенка в истинное, незыблемое, непоколебимое — яркое солнце, озаряющее его жизненный путь; это крепкая рука мужественного, сильного человека, в которую он доверчиво вкладывает свою руку. Разрушить эту веру, поколебать ее, осквернить чистые детские мысли и надежды зрелищем измены, подлости, предательства, лицемерия — это все равно что полоснуть ножом по нежному сердцу: из кровоточащей раны польется кровь, сердце задрожит и сожмется от невыносимой боли, рана будет долго кровоточить, потом она может закрыться, но тонкая ткань превратится в огрубевшие рубцы, сердце станет бесчувственным к добру и злу.
Разрушение, осквернение детской веры в идеальное — а идеальным в его глазах является преданность, верность человека человеку, которые он наглядно видит во взаимоотношениях матери и отца, — это злая, коварная сила, уродующая детскую душу. Еще хуже, когда этой веры вообще нет и ребенок не постиг в самом раннем возрасте, что это такое. В таком случае к вам в школу приходит совершенно невоспитуемый ребенок, в его душе нет важнейшего человеческого богатства — веры в правду, понимания того, что такое правда. Я твёрдо убеждён, что измена, подлость, предательство — яды, вошедши в духовный мир ребенка из источника, имя которому — лицемерное сожительство матери и отца, сожительство, в котором нет не только истинного человеческого богатства, но иногда и элементарной порядочности. Эти яды порождают в чутком детском сердце озлобление, жестокость, неверие в идеал, презрительно-ироническое отношение к любому поучению старших, безразличие к людям и даже к собственной судьбе. Средство, предотвращающее эти несчастья школы, а потом и общества, — крепкая семья, построенная на чистой, благородной, мудрой любви, на том мудром и могучем творчестве, при котором мать и отец все больше влюбляются друг в друга, чем дольше живут они в одном доме, — именно в этом и заключается мудрость любви.
На всю жизнь вошла в мою душу судьба Толи. Мальчику не исполнилось и девяти лет, когда сердце его было потрясено открытием: мать и отец предают друг друга, обманывают, лицемерят, говорят одно, а делают другое. Однажды ночью Толя проснулся и услышал страшные, жестокие слова: отец сказал матери, что он уже давно не испытывает к ней никаких чувств и, если бы не сын, он не оставался бы под этой крышей ни одного дня. Мать ответила: у нее такое же отношение к мужу, а относительно сына, то пусть муж еще подумает, его это сын или не его, это известно только ей... В ответ на эту откровенность сын услышал грязные, пошлые слова.
Всё, что услышал Толя, глубоко потрясло его. Он был поражен, в его голове рождались мысли: жить не стоит, в мире нет правды... Еще больше поразило, потрясло ребенка то, что и утром, и в последующие дни мать и отец говорили друг с другом, как будто бы ничего и не произошло. Мальчик спросил у матери: «Чей я сын?» Мать надавала Толе шлепков, он убежал из дому... Хорошо, что в школе он нашел людей, перед которыми открыл свое сердце, излил горе. Но школа не имела права вмешаться в семейную жизнь, полную предательства и лицемерия. Оставалось единственное: взять ищущую опоры маленькую ручку ребенка и спасти, уберечь его и от страданий — насколько это было возможно — и, главное, от полной утраты веры в правду. Если бы мы этого не сделали, моральное начало в этой юной душе было бы исковеркано, человек мог бы стать несчастным на всю жизнь.
Такие дети, как Толя, не редкость. Миссия школы по отношению к ним исключительно ответственна. Этих детей надо спасать. Нередко приходится прилагать огромные силы, чтобы пробудить или — это еще труднее — возродить веру в идеал, в справедливость, в чистоту человеческих взаимоотношений. Ребенок, потрясенный изменой, предательством, подлостью, лицемерием, грязью, непорядочностью, пошлостью, равно как и те, кто сам стал или всегда был совершенно безразличным в атмосфере равнодушия и безразличия семейных отношений, — такой ребенок нуждается в особых отношениях, которые я назвал бы требовательной и строгой любовью. Для него надо создать условия, в которых бы он на собственном опыте убедился, что любовь — это открытость сердца и уже в силу этого огромная требовательность человека к самому себе. На такого ребенка оказывает большое влияние сильный духом человек, причем сила его духа как раз и заключается в требовательности к самому себе.
Только испытав на себе влияние такого человека, ребенок убеждается, что в мире есть истинная любовь. Только такое воспитание можно с полным правом назвать воспитанием любовью. Любить без требовательности к самому себе — это значит лишить любовь главного — долга, ответственности. Опять возвращаемся к той же мысли: всё начинается с семьи, с первого шага ребенка. Всё зависит от того, что он открывает, познает в родных и близких людях. Мы учим родителей — и будущих, и молодых, и умудренных жизнью — любить друг друга и в этом видим одну из важнейших воспитательных задач.
На занятиях родительской школы мы рассказываем отцам и матерям, с чего начинаются беды и неудачи воспитания. Мы стремимся к тому, чтобы те, кому предстоит вступать в брак, задумались, какое страшное горе в душе ребенка порождают развал семьи, неверность, отчуждение.
На выпускном вечере я рассказываю десятиклассникам — юношам и девушкам — о житейской истории, очень поучительной для молодежи, которая известна под названием «Седая материнская коса». Она заставляет юношей и девушек задуматься над смыслом жизни, красотой и уродством поступков, верностью чувству и человеку, долгом перед будущим, ответственностью за человека.
«Любовь — это ответственность». Такое убеждение стремимся мы утвердить в сознании и у тех, кто с изумлением и восторгом открывает в себе первое чувство мужчины и женщины, и у тех, кто уже учит жить своих детей словом, поступками, своей жизнью. За безответственность придется расплачиваться в старости. На отцов-изменников честные дети смотрят с презрением. И юноши, и молодые отцы задумываются над историей «Отец и сын», герои которой тоже живут среди нас.
Юноши и девушки, задумайтесь над тем, что придет время, когда вы, отцы и матери своих сыновей и дочерей, станете слабыми, бессильными, дряхлыми. И вам самим, и детям вашим будет ясно, что вы доживаете свой век. Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, — это искренняя, преданная, верная любовь детей. Все другие радости бледнеют перед этой высшей, истинно человеческой радостью. По-настоящему счастлив и мудр тот, кто всю свою жизнь умеет по крупице накапливать это богатство. Хранилище этого богатства — души ваших детей. Имя ему — ваша ответственность перед детьми. Заботьтесь об этом богатстве, оно возвратится к вам.
Знайте, что придет время, когда дети ваши станут сильнее и мудрее вас, отцов, — это неизбежная и очень мудрая закономерность жизни.
И единственным источником вашего счастья будет сознание того, что сами вы в духовной жизни своих детей стали огромной, ни с чем не сравнимой ценностью, потому что в вашем разуме, в вашем сердце, в каждом вашем побуждении и устремлении дети будут видеть прежде всего ваш долг и вашу ответственность. Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно.
Духовная подготовка юношества к любви, браку — это прежде всего мудрые советы и поучения о безграничном богатстве человеческих взаимоотношений.
Я вижу очень важную, тонкую и, можно сказать, изящную миссию воспитания в том, чтобы еще до вступления в брак юноша и девушка задумывались, как воспитывать у своих детей преданность им, своим отцам и матерям. Будущим молодым супругам, завтрашним отцам и матерям, которые через несколько лет приведут в школу своих малышей, я рассказываю быль «Отец вернулся» — о преданности детей своим отцам. Это обращение к уму и сердцу питомцев рассчитано на то, чтобы мысль, убеждение, мудрость любви властвовали над пробуждающимися чувствами. Как раз тогда, когда в человеке рождаются мужчина и женщина, надо особенно заботиться о благородстве, моральной чистоте взаимного влечения.
Дух глубокого уважения к отцу пронизывает всю жизнь этих людей. Нет такой минуты, чтобы с отцом не был кто-нибудь из взрослых или внуков. Забота о дедушке стала прекрасной школой воспитания для внуков. Они близко к сердцу принимают каждое его слово и желание, чтобы дедушка был спокоен и ни в чем не испытывал нужды. Это стало для детей долгом. В праздничные дни внуки часто с дедушкой.
Матери сумели внушить детям убеждение: вы живете на свете только потому, что дедушка ваш и миллионы других героев пролили свою кровь и сложили головы за Отечество. Когда у дедушки недомогание, кто-нибудь из внуков не идет в школу, остается дома.
Благородные мысли — источник желаний, достойных настоящего человека. Нас радует, что у детей пробуждается нетерпимость к равнодушию, безразличию, черствости и бессердечности. Это чувство — важнейшее условие критического отношения к собственным желаниям и поступкам. Возмущение, гнев по поводу равнодушия и бессердечности, которые, к сожалению, еще есть в жизни, — это по существу главный регулятор желаний. Только благодаря возмущению, гневу, непримиримости к злу человек становится богатым благородными, достойными желаниями.
Моральное же богатство желаний – ничем не заменимый источник того, что у человека появляется единственный, самый дорогой, самый близкий человек. Благородные, достойные желания, выраженные в отношении к человеку, — это, образно говоря, та копилка, в которую человек по крупинке складывает важнейшую ценность любви — красоту любимого человека, ту красоту, в которую мы чем дальше, тем больше влюбляемся лишь тогда, когда мы эту красоту создаем.
Моральное богатство, благородство, достоинство, щедрость, активность желаний порождают привязанность человека к человеку, потребность заботиться о нем, общаться с ним.
Нравственная подготовка к любви в том и заключается, чтобы под влиянием слова воспитателя, его поучений главное место в духовной жизни ребенка, подростка, юноши заняло выражение желаний, благодаря которому человек убеждается: высшая ценность в нашей жизни — это общение с человеком. Я вижу подлинное воспитание в том, чтобы один питомец оставлял себя в другом, как бы вкладывая в него силы своей души, только при этом условии можно достигнуть того, что человек приобретет способность дорожить человеком, не быть равнодушным к тому, какой он есть сегодня и каким станет завтра. Это и есть, образно говоря, духовное облачение любви.
Василий Александрович Сухомлинский — выдающийся советский педагог-новатор, писатель. Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР.