Безопасностью школьных уроков физкультуры займутся в Рособрнадзоре. Глава ведомства Сергей Кравцов сообщил о надвигающихся масштабных проверках. Впрочем, как считают эксперты, проверки едва ли помогут – ну разве что выявят какие-то вопиющие нарушения. Главная же проблема заключается в том, что с советских времён фактически была уничтожена целая система, которая позволяла следить за состоянием здоровья школьников, пишет газета "Версия".
Трагические инциденты на уроках физкультуры для российских школ, к сожалению, в последние годы превратились во что-то совершенно обыденное. Так, только в 2016 году во время занятий умерли 211 (!) детей.
При этом понятно, что в СМИ попадают только самые вопиющие случаи. Как, например, в читинской школе, где третьеклассница сломала позвоночник, выполняя сложные для себя кувырки. Позднее девочка объяснила, что хотела отказаться делать трюк, но побоялась получить «двойку». Физрук же оправдывался тем, что действовал строго в соответствии с учебным планом.
Вопрос об учебных планах оказывается отнюдь не праздным. Так, в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Минздрава провели опрос школьников. В итоге выяснили, что около 87% детей сегодня действительно оказываются не в состоянии выполнять прописанные нормативы – они слишком сложны для них.
Подтверждением социологического исследования служит и официальная статистика: в Роспотребнадзоре отмечают, что только 12% всех российских детей могут считаться абсолютно здоровыми. Проблема, однако, заключается в том, что преподаватели в школе зачастую просто не имеют доступа к полной информации о состоянии здоровья учеников. В советское время система действовала достаточно жёстко: все дети исходя из своего физического состояния были разделены на группы здоровья. Причём принадлежность к той или иной группе здоровья, а также диагнозы учеников записывались прямо в классном журнале. Кроме того, в каждой школе был медработник, также осведомлённый о состоянии здоровья вверенных ему подопечных.
Сегодня этой системы больше не существует. Заглядывать в медицинские карты преподаватели не имеют права. А положения закона о защите персональных данных даже не предполагают такой вольности, чтобы диагнозы записывались в журнале. Ситуация может немного измениться в этом году: с 1 января согласно приказу Минздрава школы должны получать всю необходимую информацию о состоянии здоровья учеников по итогам врачебного осмотра.
Проблема, однако, в том, что в российских школах сегодня катастрофически не хватает медперсонала. Даже по данным официальной статистики, обеспеченность медработниками школ и дошкольных учреждений составляет всего 60%. Да и закон о школьной медицине пока ещё только находится на рассмотрении в Госдуме. Впрочем, написать закон ещё полдела. Важно, как он будет исполняться. Сегодня у нас, например, действуют весьма жёсткие санитарные правила, касающиеся оборудования школьных спортивных залов и порядка проведения уроков физкультуры. «В СанПИНах досконально прописано всё, включая и то, сколько квадратных метров площади положено на одного человека. Но из-за нехватки педагогических кадров и ресурсов это положение редко исполняется, – констатирует председатель Ассоциации учителей физической культуры и специалистов физкультурно-спортивного профиля Москвы, заслуженный учитель РФ Наталья Назарова. – Порой в одном спортивном зале могут заниматься, к примеру, 2, 8 и 11-й классы, а иногда и три разных учителя. Ну о каком соблюдении норм здесь можно говорить?»
Юрий ОБОЛОНСКИЙ, сопредседатель Национального родительского комитета:– У нас в преподаватели идут по остаточному принципу. Хотя надо понимать, что преподаватель физической культуры – это не человек со стороны, каковым является герой фильма «Физрук», а высококлассный специалист.
Он должен не просто учить выполнять те или иные физические упражнения, он должен быть и педагогом, и психологом, и медиком.
Хватит экономить на здоровье наших детей! В образовательных учреждениях должны работать профессиональные учителя физкультуры, медики и психологи. Последние, кстати, всё чаще нужны не только детям, но и учителям, которых увозят вместе с травмированным ребёнком.