Взрослые должны понимать, что цель  домашних заданий — не сам по себе результат, а процесс, убеждена профессор МГППУ, кандидат психологических наук, руководитель Московского городского центра по работе с одаренными детьми Виктория Юркевич.

Домашнее задание и право на ошибку

Виктория Юркевич © Фото с сайта mgppu.ru

— Вот уже несколько лет, как родители школьников перебрались в онлайн. В каждом классе сформирован свой чат в каком-нибудь из мессенджеров, где, наряду с обсуждением школьных обедов, делают за детей домашнюю работу. Как вы считаете, хорошо ли такое вмешательство?

 — Такой формат, как чаты, гораздо удобнее очных родительских собраний: не нужно никуда ходить, можно оперативно получить информацию и всегда вернуться к написанному. И я считаю, что совершенно нормально, когда родители обсуждают в чатах, много ли задают, хорошо ли объясняет учитель. При этом, любому человеку со здравым смыслом, даже если он не учился на психолога, должно быть ясно, что делать уроки за детей не надо.

Смысл обучения не в том, чтобы ребенок сделал задание, а в том, чтобы в процессе его выполнения он научился чему-то новому.

Другое дело, что родителей иногда тоже можно понять. Бывают случаи, когда учитель теряет меру в общении с ребенком, и если тот не сделал задание, начинаются такие разборки, которые, в конечном итоге,  заканчиваются неврозами. Иными словами, если ребенок, не справившись с заданием, идет в школу, как на казнь, понимая, что там его ждет «публичная порка», лучше сделать урок за него. Детские неврозы лечатся куда сложнее!

Здесь важно понимать, что ученик и не должен все делать сходу. И устраивать трагедию из того, что он не решил задачку, при условии, что он ее решал, не стоит. Неудачи должны быть в обучении, это важная часть процесса. Если у ребенка все сразу получается, это не обучение, а фикция. Обучение должно быть трудным для любого ребенка, даже  для одаренного, только тогда оно развивает. Нужно дать детям право на ошибки. Ну пойдет ребенок в школу и скажет: «Я решал, но у меня не получилось». Вменяемый учитель всегда поймет.

Но если такие неудачи происходят часто, это действительно проблема. Возможно, дети в классе разные по уровню, и одна и та же задачка для кого-то легкая, а для кого-то — трудная. Возможно, общий уровень класса высокий, а ваш ребенок его не тянет. Сейчас, я знаю, разрабатываются новые подходы к образованию, которые позволяют каждому ребенку в классе идти в своем темпе. Но пока все это не слишком распространено.  

Возможно, виной всему психологический барьер. Как только ребенок сталкивается со сложной задачкой, которая не решается сразу, он опускает руки — «я не смогу, у меня не получится». В такие моменты  начинает формироваться своего рода  «выученная беспомощность». К слову, родители, которые делают уроки за детей, немало этому способствуют. Взрослый решил задачку один раз, другой, а на третий ребенок уже уверен, что самому ему не справиться. В этом случае он и не станет пытаться.

— То есть, имея дело с адекватным учителем, вмешиваться родителям не стоит? Педагог должен видеть, если ребенок не понял тему. Ведь домашние задания для того и нужны, чтобы проверить, кто как разобрался.

 — Да. Но нужно понимать разницу между тем, чтобы сделать за ребенка, и тем, чтобы делать вместе с ним. Если ребенок недостаточно подготовлен к школе, если он перенес тяжелую болезнь, если у него «гуляет» внимание, родитель должен включаться в процесс. Он может помочь ребенку держать внимание. Простого «давай посмотрим сюда» порой достаточно, чтобы малыш собрался. Особенно это важно мальчишкам, у которых с концентрацией внимания в начальной школе часто  плохо. Родитель может подбодрить, сказав, что сегодня получается уже лучше, чем вчера. И в этом случае ребенок не будет бояться домашних заданий.

Но ситуации бывают разные. И если мама говорит: «Меня раздражает, что он ничего не понимает», то заниматься с ребенком именно ей явно не стоит. Иначе он попросту возненавидит все эти занятия. 

Здесь важно понимать, что жизнь на школе не заканчивается, и то, что ваш восьмилетний сын сегодня не решил пример, еще не значит, что он «непременно кончит дворником». На этот счет я всем родителям советую почитать биографию Черчилля, который воспитывался в сложной  семье, очень плохо учился в школе. Из 13 мальчиков в классе он был 13-м по успеваемости.

Некоторые родители смотрят на образование, как на работу: не так важно, как ты будешь делать, важно, чтобы сделал. Они не понимают, что дело не в  результате, а в самом процессе, который, собственно, и развивает.

Оценки не важны, важен процесс выполнения работы

— Вы заговорили о внимании. Я знаю, что некоторые родители ставят ребенку в вину, что он такой невнимательный…

 — И это бессмысленно. Ведь если бы ребенок захромал, мама бы не стала ругать его, а пошла бы к специалисту. Так и здесь. Нужно понимать, что ребенок еще не умеет владеть собой. Ему говорят «будь внимательней», а он не знает, как это сделать, у него еще нет таких «волевых мускулов». В этом случае нужно не ругать, а помочь. Есть компьютерные игры на развитие внимания, есть психологи. Иногда нужно затеять с ребенком какую-то игру, а иногда просто оставить в покое, объявить  мораторий на оценки, чтобы ребенок не боялся домашних заданий и включил все ресурсы своего внимания… Единственное, чего можно добиться в этом случае руганью — это неврозы.

Вообще, нужно признать, что стремление к отличным  отметкам  — не всегда хорошо. Если ребенок придает большое значение оценкам, и очень расстраивается из-за четверок,  то он вместе с родителем может забыть про смысл  самого обучения. Да, и при такой «отметочной психологии» у него может появиться такой перфекционизм, что он просто не справится с жизнью.

Я понимаю, когда беспокоятся насчет успеваемости в 10-11 классах, но какое это имеет значение в начальной школе? Иногда дети плохо учатся даже не потому, что у них плохое  внимание, а просто потому, что учителя в начальной школе очень любят красивые тетрадки и красивый почерк. Но есть мальчики, часто — одаренные, у которых от природы хромает мелкая моторика. Учителей это часто возмущает.

Есть, конечно, способы развития мелкой моторики, и это нужно делать, но почерк не должен влиять на оценку успеваемости! В этом смысле я очень рада, что сейчас многие вещи делаются на компьютерах. Я знаю, что до сих пор в школах есть учителя, которые любят, потрясая в воздухе тетрадкой, восклицать: «Кто ж так пишет!» Поэтому не нужно смотреть на оценки как на прогноз всей жизни.

— Существует мнение, что родителям лучше совсем устраниться от процесса: не заставлять, не проверять, не контролировать. Словом, пустить все на самотек. Считается, что таким образом можно воспитать в детях ответственность. Что вы об этом думаете?

 — Если ты с детства приучил ребенка заправлять постель, прежде чем начать свое утро, если он сам утром и вечером бежит чистить зубки, если он каждый раз после обеда ставит свою посуду в раковину — то есть, если навыки самоконтроля сформированы, можно ослабить хватку. В противном случае, делать это я бы не советовала.

Задача родителей не в том, чтобы сделать что-то за ребенка, а в том, чтобы приучить его делать это самостоятельно и в срок. Даже когда у него есть дела поинтереснее.