Злопамятность – это зло.
Не просто потому, что это грех. Но и потому, что это отравляет жизнь окружающим и тебе самому.
К счастью, человеческая память устроена так, чтобы стирать плохое и сохранять хорошее. Я думаю, этот механизм настроен на сохранение психики. Недаром говорят, что время лечит.
Иногда случаются очень тяжелые травмы, которые тяжело или даже невозможно забыть. Предательство лучшего друга, измена любимого человека, вероломство, жестокость, преступление… Душевные раны, которые с годами затягиваются, но шрам все равно остается.
Некоторые мстят – Граф Монте-Кристо – яркий образец. У него обида была серьезной, цена – искалеченная жизнь. Месть утоляет их злобу, но надолго ли? Случается, что бывший муж годами преследует ушедшую от него жену, пишет ей на работу кляузы, пытаясь насолить. Он, быть может, себя считает обиженным, но на самом деле давно превратился в тирана, преследующего жертву.
Бывает, люди мстят по гораздо более мелким поводам. Мелких конфликтов полно в детских коллективах, где попытка отомстить чаще всего оборачивается эскалацией конфликта, каждый удар рождает еще более сильный удар в ответ. Подсиживание друг друга встречается в офисах, где руководство не заботится о тимбилдинге.
Взрослые люди чаще всего не мстят, а просто помнят обиду. Периодически вспоминают, злятся, переживают вновь и вновь тягостные эмоции. И разрушают этим сами себя.
Тут надо либо обратиться к психологу – у специалистов есть методики работы с такими проблемами. Либо научиться молиться. Искренняя молитва за обидчика – мощное оружие, исцеляющее душу обиженного. Как-то так: «Спаси, Господи, и помилуй такого-то , прости ему прегрешения вольные и невольные, и меня, грешного, помилуй!» Способ применения: повторять ежедневно и всякий раз, как вспомнится нанесенная обида. Помогает уже через неделю-другую, но может потребоваться и больше времени, в зависимости от тяжести состояния.
Иногда случается, что люди помнят совсем незначительные вещи. Какое-то неловкое слово, сказанное много лет назад, оплошность, выглядевшую обидной. Одна моя родственница помнит, как ее чем-то не угостили или что-то не предложили лет 10 назад, и не просто помнит, а периодически рассказывает об этих случаях в совершенно обычных, мирных разговорах. Причем это не- угощение и не- приглашение было вызвано каким-нибудь досадным просчетом: не сообразили вовремя, не сказали нужное слово в нужный момент. И тогда это привело к обиде, выяснению отношений, ссоре, длившейся несколько дней, и при каждом новом напоминании приводит к очередной порче отношений, разладу. Всем от этого только хуже, но человек ничего не может с собой поделать. Невольно стараешься минимизировать контакты, избегать повода к очередной стычке. В итоге человек оказывается в изоляции и страдает еще больше.
Однажды в Прощеное Воскресенье я позвонила ей попросить прощения и услышала в ответ: «Молись, чтобы я смогла когда-нибудь тебя простить». За что была обида в тот момент – я не помню, и молюсь я видимо плохо, потому что эти застарелые обиды время от времени сыплются на мою голову, набивая болезненные шишки. Но мои шишки вскоре заживают, а ее обиды – увы, нет.
С тех пор я очень боюсь Прощеного Воскресенья. Сжимаюсь в комок, собираю все нервы, чтобы сделать этот звонок, и выдыхаю с облегчением, когда все проходит хорошо. Или стараюсь попросить прощения заранее, на Масленице, так как-то легче.
Учите детей прощать. Прощение делает жизнь такой легкой, что взлететь хочется!
Фото - фотобанк Лори