О проблеме детского вранья мне писать сложно, потому что она для меня ещё в процессе решения. Удобно писать о том, что осталось в прошлом, но трудно о том, что ещё не знаешь, как преодолеть.
Тем не менее, попробую, может быть почерпну полезные рецепты из ваших советов.
Враньё имеет разные вариации. Например, в первом классе одноклассница моей дочери уверяла ее, что завтра ей проведут операцию по вырезанию сердца, и делала это с таким серьезным видом, что дочь верила. На мой взгляд, это не столько враньё, сколько фантазии, чем они вызваны и зачем они ребёнку – отдельный вопрос, для меня не особенно интересный, поскольку наша проблема в другом.
Меня интересует тема вранья выгораживающего, вранья оправдательного. Когда ребёнок, честно глядя мне в глаза, твёрдо уверяет, что не делал то, в чем его обвиняют. Мне в этой ситуации очень сложно. Я не могу не верить. А потом выясняется, что это все же была неправда.
Я сталкивалась с детским враньем и раньше. В первом классе дочь систематически не выполняла какой-то один вид домашнего задания, который ей особенно не нравился, и уверяла меня, что сделала все. Она, конечно, не отдавала себе отчета в том, что это было враньё, просто избегала неприятного. Потом похожая история повторилась в пятом классе, когда она несколько месяцев выполняла домашнюю работу по математике процентов на 40, а остальные номера просто игнорировала. Конечно, все это всплыло, и я заставила сделать и сдать все долги. С тех пор на родительских собраниях учителя ни разу на неё не жаловались на тему домашних заданий.
С сыном вопрос так легко не решился. Он тоже имел тенденцию запускать домашние задания, и даже необходимость потом выполнять все запущенное не сделала его более ответственным. Но он вообще более сложный ребёнок, с волевой незрелостью, которая осложняет дело.
Была у дочери и пара ярких случаев фантазий, а может быть уместнее назвать это актерским опытом. Актерское мастерство она впервые продемонстрировала в возрасте меньше двух лет. Как-то раз, подъезжая на саночках к подъезду, она закрыла глаза и притворилась спящей, потому что очень не хотела вставать и идти пешком по лестнице.
Второй памятный случай произошёл уже во втором классе. Пришла из школы расстроенная и сказала, что получила двойку. В том же настроении пребывала и за обедом. Лишь когда села делать уроки и открыла дневник, оказалось, что там красуется пятерка! А она наслаждалась произведённым впечатлением. Думаю, для неё был интересен актерский опыт, проверка самой себя на способность сыграть роль до конца.
Был и ещё один эпизод с потерянным телефоном. Утром, выходя из машины, старшая дочь выронила телефон, а средняя его подняла и вручила ей после уроков, сказав, что он пролежал на тротуаре несколько часов. Такого в Москве быть, конечно, не могло. Уж не знаю, для чего понадобилась эта ложь – для придания большей значимости находке?
Так или иначе, случаев какой-то злостной лжи я не припомню. Но всякий раз при возникновении темы детской лжи я вспоминаю об одной знакомой, которая завралась настолько, что даже родные стали избегать общения с ней. Враньё может быть действительно страшно, когда оно заходит слишком далеко. Но и маленькая ложь рушит доверие между людьми, поэтому лучше ее вообще всячески избегать, даже в мелочах. Это я стараюсь внушить своим детям.
В заключение расскажу маленький эпизод о лейке, который вселяет в меня надежду, хотя почивать на лаврах ещё слишком рано. Не так давно сын пришёл из школы и рассказал, что его несправедливо отругали за испорченную лейку, а виноват был другой мальчик. Причём ещё и этот мальчик его побил. Зная учителя, о котором шла речь, я решила сразу же пойти в школу и принести новую лейку, независимо от того, кто это сделал (тем более что словам сына я не очень-то верила). Уже в дверях я очень спокойно и доброжелательно сказала ему: «Скажи, как там было дело? Я не буду тебя ругать и в любом случае куплю новую лейку». «Ну, мы вместе с тем мальчиком с этой лейкой поиграли» - нехотя сказал он. «Спасибо за правду», - сказала я, поцеловала сына и пошла в школу.
Выяснилось, что они вдвоём придумали втыкать кнопки в дно лейки, от чего она, естественно, протекла. При разборе этого эпизода мой все свалил на другого, за что тот ему двинул. Учительница всячески отказывалась, не хотела брать новую лейку, но я настояла. И она, кажется, так и не поняла, чему я радуюсь.