Матерью быть трудно. Особенно матерью мальчика. Особенно если по характеру ты человек довольно мягкий, а твой сын склонен к шалостям.
Конечно, бывают мальчики от природы спокойные, положительные, которые много читают или пишут компьютерные программы. Беготня по улицам, размахивание палками и поджигание пиротехники их не интересует. Случаются, наоборот, очень активные девочки, вроде Пэппи Длинныйчулок или Маши Кругловой из фильма «Однажды, 20 лет спустя», которая в ванной изобретала порох. Моя дочь, которая несколько дней назад сдала ЕГЭ по биологии, говорит, что эти черты характера регулируются преобладанием мужских или женских гормонов.
Я видела женщин, которые как будто нарочно рождены быть мамами мальчиков. У них крупные, чуть грубоватые черты лица и железный характер. И у них рождаются одни мальчики. Может, это гормональное (хотя, что я говорю? за пол ребёнка ведь всегда отвечает отец), а может, так угодно Богу – по максимуму использовать их врожденные способности воспитывать настоящих мужчин.
Мой сын тогда лежал в коляске. Но вот он подрос и пошёл в школу, и жизнь каждый день ставит передо мной все новые вопросы, на которые я не знаю ответов. Порой невольно думаю: вот бы кто-нибудь научил меня воспитывать мальчиков!
Когда жалоб на поведение сына сыплется уж очень много, я способна отвердеть. Я натягиваю ежовые рукавицы, и в моем голосе появляются стальные нотки. Но по природе я человек мягкий и при первых успехах расслабляюсь. А уж каникулы, плюс поток хороших отметок после них кого угодно заставит бросить поводья. Что сразу же чувствует сын. Довольный собой, и видя мое благодушное настроение, он тоже расслабляется и забывает обо всем (я уже упоминала, что у него проблемы с самоконтролем и организационно-волевой сферой). Забывает записывать домашнее задание, забывает, что контрольная была в понедельник, а сегодня уже среда и поэтому задание есть. Забывает, что кроме планшета есть ещё дела. Начинает умолять меня не оплачивать следующий месяц в спортивной секции, потому что ему там неинтересно (а ещё месяц назад было очень интересно). На предложение сесть за уроки принимается ныть, что устал, что потом, попозже.
А значит, пришла пора снова расчехлять ежовые рукавицы и включать металл в голосе. Вот на таких качелях мы и живём.
Сейчас идут летние каникулы и проявлять жесткость вроде бы нет смысла. Лето располагает к расслабленному состоянию, за которое придется расплачиваться в сентябре. Но отдых все равно нужен, в том числе нашим нервам.
Но я уже сейчас, в конце июня, задумываюсь о следующем учебном годе, когда придется брать быка за рога. Как воспитать в сыне ответственность, как сделать его более требовательным к самому себе? Сейчас очень много инфантильных, вялых, безответственных мужчин, или наоборот, слишком грубых и себялюбивых, эгоистичных. Я хорошо представляю себе набор качеств, которые хочу видеть в сыне, но не знаю, как этого добиться и возможно ли это? Возможно ли в силу его природных черт характера? Не упущено ли время, ведь ему уже 11 лет?
А потом незаметно ребенок из ангелочка превращается в упрямого спорщика, и это еще не худший вариант. На форуме бывают жалобы на грубость, неуправляемость мальчиков еще до начала подросткового возраста.
Мне эта мысль показалась очень верной, потому что я уже начала ощущать на себе сложности воспитания мальчика и вижу, что они есть и у других мам. Труднее всего, конечно, самомамам, у которых нет рядом ни отца, ни деда, ни брата, чтобы которые бы давали сыну мужскую модель поведения.
В силу обстоятельств современной жизни большая часть ответственности за воспитание лежит на матери. Чаще всего мать проводит с ребенком, в данном случае с сыном, больше времени. Отец – добытчик, он все время на работе, возвращается поздно, сына видит только по выходным. Мать в курсе всех школьных дел, расписания секций и репетиторов, контролирует учебу, сидит в родительских чатах.
Если сравнить, как мальчиков воспитывали в старину, то мать довольно рано переставала их контролировать. Выйдя из младенчества, крестьянский сын всегда был с отцом, помогал в поле, в лесу («Мужичок с ноготок» был всего 6 лет отроду), учился быть мужчиной в естественном ходе жизни. В дворянских семьях за младенцами ходила няня, а позже мальчика или отправляли в кадетский корпус (где он вырастал, годами не видя родных), или брали гувернера-француза (Саше Троекурову из «Дубровского» было 9 лет, когда его воспитание было поручено Дефоржу).
В современной жизни мальчики постоянно окружены женщинами. Детсадовские воспитательницы передают их в руки учительниц начальной школы, да и в средней школе учителей-мужчин от силы процентов 10. И все это женское царство не может найти управу на бушующие в мальчишках силы и направить их в нужное русло. Классные руководительницы стонут на собраниях, жалуются мамам, а те горестно кивают и разводят руками, потому что тоже ничего сделать не могут.
Отчасти справляются с этим спортивные секции, тот же футбол, о котором я уже упоминала – может быть, это неплохой выход. Но что делать, если мальчик не любит спорт, не хочет подчиняться указаниям тренера? Тренер работает с командой, ему некогда призывать к дисциплине какого-то шалопая, проще выгнать его из секции и заниматься с теми, кто заинтересован. И это правильно. Но что делать маме шалопая? Внушения не действуют, уговоры – пустой звук. Ребенок вроде бы соглашается, слушает, но ведет себя по-прежнему.
Простой ответ, который напрашивается: найти то, что ему интересно. А если ему интересен только планшет? Любая секция вызывает интерес в первый месяц за счет новизны, а потом оказывается, что нужно каждый раз выполнять однообразные упражнения, это скучно, интерес потерян… Но в жизни невозможно всегда заниматься только чем-то новым и увлекательным, любое занятие требует упражнений, чтобы достичь хоть какого-то успеха. Нужно терпение и настойчивость, а их-то ребенок и не хочет проявлять. Как Незнайка, который хотел стать то музыкантом, то художником, то поэтом, но не желал приложить ни капли труда, и оттого все у него получалось кое-как, курам на смех.
Что же делать? Пока что у меня есть лишь одна идея. В конце августа вместе с ребенком мы выберем секцию, в которую он сам захочет ходить. И договоримся, что этот выбор действует до конца учебного года. Если ему надоест, станет скучно, неинтересно – все равно, до конца года он обязан продолжать занятия. Любые изменения – только со следующего учебного года. Так будет легче и ему – ясно, чего ждать, и мне, чтобы его жалобы не застали меня в момент душевной слабости.
И второе: я уверена, что ребенок должен быть занят. Желательно, чтобы занятия были в каждый будний день или, по крайней мере, 4 раза в неделю. Отсутствие свободного времени – лучшее лекарство от шалостей и небезопасных фантазий.