Во время Второй мировой войны нацисты пытались создать сверхлюдей «чистой» расы. Для эксперимента отобрали физически и психически здоровых мужчин и женщин, не имеющих наследственных заболеваний. Двадцать детей, рожденных от них, забрали у матерей сразу после появления на свет. Их начали воспитывать в специально созданном детдоме, содержать в идеальных условиях и прекрасно кормить.
Через несколько лет выяснилось, что эксперимент полностью провалился. Все двадцать детей сильно отставали в развитии. Они не играли, были грустными и подавленными, не проявляли интереса к окружающему миру, сосали пальцы, поздно научились говорить и ходить, а навыки опрятности приобретали только после пяти лет. Некоторые из них и вовсе оценивались как «идиоты».
Это явление получило впоследствии название госпитализм – замедление и искажение развития детей как следствие пребывания в отрыве от родителей (или другого близкого человека, взявшего на себя функцию матери). Термин и научное описание госпитализма впервые были даны в 1940-х годах американским психологом Рене Арпад Спицем, работавшим с детьми в больницах и детских интернатных учреждениях. Спиц установил, что даже если о ребенке заботятся, удовлетворяют его физические нужды, хорошо кормят и содержат в чистоте, этого недостаточно. У детей, разлученных с матерью, замедляется развитие мышления и речи, они растут слабыми и подавленными.
Особенно тяжелые последствия вызывает разлука с матерью в возрасте до трех лет. У таких детей замедляются все функции: запаздывает развитие движений (особенно ходьбы), они плохо растут и медленно набирают вес, развитие интеллекта и психики идет медленно.
В Америке провели наблюдения за 38 взрослыми людьми, которым в детстве был поставлен диагноз «синдром госпитализма». Только семь из них смогли приспособиться к жизни, стать нормальными людьми. Остальные страдали различными психическими отклонениями.
«При рождении человека головной мозг является наиболее «недоразвитым» органом. Его полное созревание занимает более 20 лет. Исчезновение близкого человека сильно влияет на структуру развивающегося мозга, приводит к нарушениям в эмоциональной сфере и оставляет глубокие «шрамы» на всю жизнь», - рассказывает Джейсик Дебиек (Jacek Debiec), доцент кафедры психиатрии Мичиганского университета (University of Michigan) в издании The Conversation.
Дебиек в течение многих лет работал с людьми, пережившими в детстве разлуку с родителями. По словам ученого, даже у тех из них, кто не имеет психического диагноза, навсегда остаются нарушенными доверие к окружающим людям и ощущение безопасности.
Дети младше пяти лет, отделенные от родителей, испытывают сильнейший стресс, пишет психиатр. Выброс гормонов стресса – кортизола, адреналина и норадреналина – помогает организму человека справляться с опасностями. Однако продолжительное повышение их уровня ведет к изменению активности генов (эпигенетические нарушения). «Включение» и «выключение» определенных генов, в свою очередь, ведет к нарушениям в развитии головного мозга, изменению формирования нервных связей между его отделами. Мозг детей, страдающих госпитализмом, находится в таком состоянии длительное время.
Даже кратковременная разлука вредит
Лабораторные исследования показывают, что не требуется много времени, чтобы разлука с родителями повлияла на мозг. У лабораторных грызунов эти изменения возникали при отлучении от родителей на два-три часа в день в течение нескольких дней подряд. Ученые подчеркивали, что именно отсутствие матери вызывает стресс, поскольку остальные факторы окружающей среды (питание, температура) оставались неизменными.
Преждевременное созревание структур головного мозга, отвечающих за реакцию на стресс и опасность, замедляет развитие детей, разлученных с родителями. Также это ведет к снижению гибкости в реакции на опасность. Например, большинство из нас может «забывать» то, что в прошлом считали опасным или страшным. Если что-то более не несет опасности, наша защитная система адаптируется. Эта способность страдает у ребенка, разделенного с матерью.
Ощущение безопасности связано со способностью ощущать близость, определять опасность и отвечать на нее, регулировать собственные эмоции. Все эти функции в условиях любящей семьи созревают постепенно. Раннее перепрограммирование нервных связей, связанных с этими функциями, может повреждать физическое, эмоциональное и когнитивное развитие ребенка, вызывая пожизненные изменения.
Дальнейшее воссоединение с родителями или его замена новым человеком, берущим на себя заботу о ребенке, далеко не всегда исправляет изменения, вызванные ранним стрессом. В некоторых случаях детям с госпитализмом удавалось помочь, используя метод «кенгуру». Няня детского дома брала самого слабого малыша, привязывала его к себе и не расставалась с ним ни на минуту. Это давало ребенку чувство защищенности, он начинал расти и набирать вес.
В Советском Союзе существовали летние детсадовские дачи, где дети «отдыхали» под присмотром воспитателей в летние месяцы, пока их мамы работали. Не все дети переживали такой режим без последствий. Некоторые малыши теряли навыки гигиены, начинали мочиться в штаны, переставали разговаривать. После возвращения в семью требовалось несколько месяцев, чтобы последствия стресса сгладились.
Травма временного или постоянного разлучения с родителями несет риск и для общего здоровья ребенка, влияет на успеваемость, карьерные успехи и личную жизнь. Увеличивается вероятность психических расстройств, включая посттравматическое стрессовое расстройство, тревожное расстройство, злоупотребления наркотическими веществами.