С нашими детьми «не прокатывает» обычная система обучения. Они с трудом подражают или не подражают совсем. Не обращают внимания на окружающих, их сложно мотивировать к действию, привлечь внимание, захватить на долгое время одним занятием.
Но трудно – не значит невозможно.
Даже говорящие дети с диагнозом «ранний детский аутизм» с трудом осваивают управление велосипедом и самокатом в 3-5-летнем возрасте. Со временем, конечно, становится несколько легче, но терять драгоценные месяцы и ждать чуда не стоит.
Как научить аутичного ребенка управлять велосипедом и самокатом в раннем возрасте?
ЭТАП 1. Взял в руки и не испугался
Все новое вызывает у аутистов отрицательную реакцию, выводит их из зоны комфорта. Значит, знакомство стоит начинать с ненавязчивых контактов. Например, прокатитесь на самокате мимо ребенка и даже не пытайтесь ему предлагать. Позвените «колокольчиком», сделайте круговой разворот, присвистните или издайте забавный звук, акцентируйте внимание на колесах – многие аутичные дети интересуются вращающимися колесами – это своеобразная визуальная стимуляция. Покрутите колеса, прорекламируйте «продукт».
Если повезет, и малыш заинтересуется, то подойдет поближе или будет искоса поглядывать на «объект». Идеально – подбежит знакомиться. Ждите реакции ребенка. Дайте шанс ему попросить прокатить его.
Если у ребенка нет интереса, не расстраивайтесь. Аутичные дети могут даже не смотреть на объект, а использовать боковое зрение и все-таки наблюдать за происходящим.
ЭТАП 2. Вводим велосипед и самокат в ежедневную прогулку
Мы начали с самоката, потому что мне его легче везти и нести. Брали его на каждую прогулку с собой, чтобы приучить к этому постоянному контакту.
ЭТАП 3. Ребенок проявляет интерес
Наконец, наступает момент (у кого-то раньше, у кого-то позже), когда ребенок берет в руки самокат. Он его больше не боится. В общих чертах он понял, для чего нужен этот предмет, потому что каждый день видел его в действии.
ЭТАП 4. Непонимание, как им управлять. Сомнения родителей
Даже когда ребенок хочет прокатиться на самокате, возникает немало проблем. Он не понимает, что нужно рулить, то есть поворачивать руль в разные стороны, одновременно отталкиваться одной ногой. Для него это сложно.
В это время не стоит обращать внимание на детей - «нормотипиков», которые «просто встали и поехали». Гоните от себя мысли, что тот малыш в полтора года мчится на самокате, а ваш четырех-пятилетка не может этого. Такие мысли не принесут результата. Если их муссировать, то вы сами разочаруетесь и бросите обучение. Этого нельзя делать!
Для любого ребенка, а особенно с ограниченными возможностями здоровья, важны активные игры с разноименными движениями рук и ног. Это виды спорта, где руки и ноги действуют в разных плоскостях, но согласованно: велосипед и самокат, беговел, лыжный спорт, плавание, скакалки, резиночки, кинезиологические упражнения и др.
Разноименные движения рук и ног:
- активизируют работу головного мозга,
- развивают межполушарные связи,
- улучшают когнитивные навыки и наращивают речевые способности,
- полезны для общего развития и укрепления здоровья,
- доставляют радость: освоив этот навык, ребенок получает новое интересное занятие. Это сродни дельфинотерапии, только стоит не так дорого. Катание на самокате или велосипеде улучшает психо-эмоциональное состояние.
- Находится интересный и социализированный вариант выхода энергии для особенного ребенка. Вместо полевого поведения, кидания палками и камнями, громких криков, мы приобретаем адаптированный вариант игры.
Немало плюсов за то, чтобы не бросать занятия, не так ли?
ЭТАП 5. Обучаем алгоритму езды
На этом этапе кажется, что все действия взрослого напрасны. Потому что ребенок хочет научиться, вы показывайте, но результата упорно нет. Он не поворачивает руль, все равно не толкается ногой. Часто просто садится на площадку, где нужно стоять и начинает кричать, что не едет никуда. Начинается истерика. Вы просто берете и везете его. И так может продолжаться длительное время.
Что делать?
Первое – надо понять, что без этого этапа вы просто не перейдете к следующему.
Второе – успокоиться и разделить этап обучения на мелкие шаги.
- Ставим ребенка на самокат.
- Придерживая его руки на руле, везем и поворачиваем ими.
- Используем физическую подсказку с ногами: одна нога на самокате, вторую опускаем вниз и рукой взрослого помогаем малышу толкаться.
Этот этап может длиться несколько месяцев. И это нормально.
ЭТАП 6. Сам везу
Одновременно с детальным обучением переходите к тому, что малыш сам везет самокат. Пусть не едет. Но везет от детской площадки до дома.
Кстати, нам очень пригодились лужи после дождя. Сына заинтересовало завозить самокат в лужу и вывозить на сухой асфальт: колеса оставляли следы. Сначала он, естественно, и сам заходил в лужу. И это было ему очень интересно. Потом начали учить «команду»: не заходи ножками. Я вела его по краю лужи, а самокат ехал по воде. Затем сын стал подруливать. Ведь нужно выезжать из лужи. Так постепенно пришло понимание «что делать с рулем». И он стал возить его рядом с собой, не становясь на него.
ЭТАП 7. Еду сам
Одновременно продолжалось обучение с помощью физической подсказки (взрослый своей рукой помогает ребенку оттолкнуться). Но ребенок упорно не отталкивался сам. Требовал «катать его». Стоял, рулил, но не отталкивался. Моя фантазия иссякла. И я обратилась с вопросом к профессиональному психологу, который занимается с аутичными детьми.
Ее ответ был краток:
-Знаете, что я делаю в таких случаях?.. Я просто не везу.
И все. Никаких инструкций.
И я перестала его «катать». Он встанет на самокат и кричит. А я не везу. Говорю: «Давай сам». Истерика. А я не везу. Ребенку, видимо, уже и самому захотелось и последовательность действий уже усвоена. Но стало уже привычно, что взрослый его возит. Удобно.
Пройдя череду истерик, однажды он все-таки поехал сам.
Трехколесный велосипед
Что касается велосипеда, то алгоритм примерно тот же. Только начинали мы с типичного трехколесного велосипеда с педалями на переднем колесе и ручкой для взрослого. Сын долго боялся велосипеда. И даже не садился в него. Брали его часто. Сын возил его по лужам и просто так за взрослую ручку, толкая перед собой. Наблюдал, как вращаются колеса. Постепенно страх прошел, и он стал сидеть в нем.
Потом я его возила. Но, усвоив принцип «я просто не везу», поставила встречное обязательное условие: руки на руле, ноги на педалях.
Сын не собирался выполнять его. Он просто сидел и тащил ноги по земле. Тогда движение прекращалось. Он требовал. Многократно укладывала руки на руль, ноги на педали, и тогда начиналось движение. Он тут же все убирал и со скрежетом волочил новыми ботинками по асфальту. Ему этот процесс непослушания нравился и, возможно, хотелось увидеть яркие отрицательные эмоции от мамы – крик, возмущение, что-то еще сильное. Поначалу кажется, будто ребенок специально «выводит» родителей. И это так. Ему нравятся сильные проявления эмоций, а негативные эмоции получаются у людей сильнее. Порочный круг стоит сломать. Надо показывать положительные эмоции более сильно («Молодец! Дай пять! Здорово!...»), когда есть даже незначительный результат.
Просто прекращаем движение, и все. Снова все по местам – едем. Как только спускает – не везем. Требует? На исходную позицию.
В итоге сына удалось переупрямить. Однажды он сдался.
Затем следующий этап. Когда руки на руле и взрослый поворачивает свою ручку для поворота – синхронно срабатывает и руль. Аналогично при движении: педали крутятся – едем. Тут не нужно объяснять. Это усваивается ребенком как физическая подсказка: крутишь – едешь, работаешь рулем – поворачиваешь. Этап тоже может быть не скорый. Надо выезжать каждый день. А потом «просто не везти».
После освоения трехколесного велосипеда и самоката гораздо легче идет обучение на велосипеде-бабочке и лыжах, понимание действий со скакалкой. Лучше идет «подражание». Просто надо с чего-то начинать!
Фото - фотобанк Лори