Что дети знают о нашей работе? Пока дети маленькие, мы не придаём этому значения. А между тем, отношение к работе может стать важным аспектом воспитания. Ведь всем известно, что лучше всего воспитывает личный пример.
Мне пришлось выйти на работу, когда моей второй дочери было два с половиной года. Она очень скучала первое время, и даже плакала, когда просыпалась после дневного сна и убеждалась, что мамы нет. Утешая девочку, бабушка объясняла: «Мама на работе, маме надо зарабатывать денежки». «Детити», - повторяла малышка, всхлипывая. Она поздно начала говорить и это было одно из первых выученных слов.
Бесспорно, дети должны знать, что работа необходима для заработка. Чтобы было, что кушать, во что одеваться, на что покупать игрушки и ездить отдыхать. Но ограничиваться только финансовой стороной вопроса было бы неправильно.
Член Сената Лариса Уотерс покормила грудью дочь во время заседания Австралийского парламента
Мой папа работал на закрытом предприятии, «в ящике», как тогда говорили. Я понятия не имела, чем он занимается. Зато у мамы на работе я бывала не раз, и мне там очень нравилось. Большие столы, рулоны чертежей, профессиональные термины… Я еще ходила в детский садик, когда мама проектировала шампиньонницу – удивительное, загадочное слово. Ведь в те времена шампиньоны не продавались в магазинах, и я гораздо лучше себе представляла подберёзовики и сыроежки, чем таинственные шампиньоны, которые будут выращивать в спроектированном мамой здании.
Просто замечательно, если родители могут дать ребёнку почувствовать причастность к своей работе. Однажды, лет в 9, мне доверили сворачивать чертежи. Их нужно было складывать по особой схеме, так, чтобы все они получались одинакового размера, штампом наружу. Это было невероятно интересно и очень ответственно.
Одноклассник моего сына пришёл в сентябре в класс очень гордый: летом он работал на фабрике у отца, на линии по упаковке замороженной рыбы, и даже заработал первые деньги.
А нынешним летом и мой сын получил свою первую зарплату: он несколько дней кормил обедами восемь человек в офисе у папы. И не просто обедами, а довольно изысканными блюдами: в меню были жульен, рататуй, борщ и котлеты по-киевски.
Сейчас немало детских «городов профессий», где можно поиграть в разные виды работы, и это очень полезно для будущей профориентации. Но реальная работа родителей может сказать детям не меньше. А пожалуй, даже больше.
Фото - dreamstime.com
Мне могут возразить, что в мире полно профессий, которые любить невозможно. Я и сама ужасаюсь, когда думаю о дежурных у эскалатора или о рабочих на конвейерной ленте. Но находятся охотники работать и там! В каждой профессии есть люди увлеченные, будто специально рожденные для нее, и явно чуждые. Яркий пример – медики. Про хорошего специалиста мы говорим: «Он врач от Бога!», а о плохом замечаем: «Коновал».
С врачами вообще отдельная история. Врач - это профессия пожизненная. Любой другой выйдет на пенсию и будет жить спокойно, но к врачу всегда будут стучаться в любое время дня и ночи: «Помогите скорее, моему мужу (брату, сыну, свекру) плохо!» И не важно, что вывихнуто колено, а врач - окулист. «Ну Вы хотя бы посмотрите, посоветуйте!»
Плохих и хороших учителей тоже все встречали: у одного даже двоечники слушают, раскрыв рот, у другого даже отличники тупят в телефоны; один похвалит за оригинальные суждения, другому годится только точно по учебнику. Бывают плохие и хорошие воспитательницы: одна утешит, приласкает, переоденет, если малыш вспотел, другая не побрезгует и рукоприкладством, чуть что не по ее. Продавщицы тоже бывают разные: одна мычит сквозь зубы, чуть ли не кусается, а при случае обвесит, другая и улыбнется, и предупредит, если товар дороже обычного или срок годности вот-вот истекает. Так может, дело не в профессии, а в человеке?
Помните старый анекдот? Отец работал золотарем, а сын ему помогал. Отец спускался в выгребную яму и черпал ведром помои, а сын сверху принимал. И вот однажды сын не удержал ведро и опрокинул на голову отцу. Отец утерся и говорит: «Эх ты, недотепа! Никакого толку от тебя нет, и не будет. Так всю жизнь наверху и проторчишь!»