Все мы знаем, что для нормальной работы и хорошего зрения необходимо хорошее освещение. Но что это такое? Тут у каждого может быть свой ответ. Кто-то любит, чтобы все было залито светом, а кому-то наоборот приятен полумрак. Восприятие освещенности субъективно.
Поэтому существуют объективные, узаконенные нормы освещенности в различных помещениях (и не только в помещениях, нормируется также освещенность дорог, улиц и даже парковых аллей). Все это прописано в документе под названием «Строительные нормы и правила», а именно – СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95.
В документе прописаны все основные понятия, связанные с освещенностью. Их много и понятны они лишь специалистам. Мы кратко остановимся только на некоторых моментах.
Естественное освещение – обязательно
Помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать помещения с временным пребыванием людей, помещения, которые определены соответствующими сводами правил и стандартами организаций на проектирование зданий и сооружений, а также помещения, размещение которых разрешено в подвальных этажах зданий и сооружений.
Сколько окон должно быть в помещении и какого размера? Определить это помогает коэффициент естественной освещенности (КЕО). Он вычисляется в процентах и представляет собой отношение естественной освещенности, создаваемой в расчетной точке заданной плоскости внутри помещения светом неба (непосредственным или после отражений), к одновременно измеренному значению наружной горизонтальной освещенности, создаваемой светом полностью открытого небосвода; при этом участие прямого солнечного света в создании той или другой освещенности исключается.
Где именно находится расчетная точка? Это зависит от назначения помещения:
- для детских садов: в групповых и игровых помещениях дошкольных образовательных организаций, изоляторах и комнатах для заболевших детей - расчетная точка расположена на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и плоскости пола на расстоянии 1 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов;
- для школ: в учебных и учебно-производственных помещениях общеобразовательных организаций, интернатов, профессиональных образовательных организаций - расчетная точка расположена на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и условной рабочей поверхности на расстоянии 1,2 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов;
- в остальных помещениях жилых и общественных зданий - расчетная точка расположена в центре помещения на рабочей поверхности.
Рабочая поверхность для помещений, в которых люди работают за столами, принимается на высоте 0,8 м от уровня пола. В помещениях спортивного назначения и других, где нет столов или они не играют существенной роли – на уровне пола.
При расчете естественного освещения помещений в условиях застройки учитывается также коэффициент отражения от фасадов противостоящих зданий, в зависимости от строительных и облицовочных материалов, примененных на них.
Учитывается и такой параметр, как световой климат: совокупность условий естественного освещения в той или иной местности (освещенность и количество освещения на горизонтальной и различно ориентированных по сторонам горизонта вертикальных поверхностях, создаваемых рассеянным светом неба и прямым светом солнца, продолжительность солнечного сияния и альбедо подстилающей поверхности) за период более десяти лет.
Коэффициенты светового климата различны в зависимости от группы административного района и ориентации световых проемов по сторонам горизонта (окна, выходящие на север, дают меньше света, чем выходящие на юг).
Совмещенное освещение, при котором недостаточное по нормам естественное освещение дополняется искусственным в течение полного рабочего дня, не допускается в жилых комнатах домов и общежитий, групповых и игровых детских дошкольных учреждений.
Слишком светло - тоже плохо
Говоря о свете, мы обычно имеем в виду его недостаток. Но оказывается, слишком много света – тоже плохо. Это регулируют особые параметры – наибольшая допустимая яркость рабочих поверхностей и коэффициент блесткости. Кроме того, для искусственного освещения нормируется еще целый ряд показателей:
- Коэффициент пульсации освещенности
- Объединенный показатель дискомфорта
- Индекс цветопередачи источников света
- Диапазон цветовой температуры источников света
- и другие
Для учебных классов и помещений кружков рекомендуется применять:
- Светодиодные лампы
- Люминисцентные лампы
- Металлогалогенные лампы
- Лампы естественного света с улучшенной цветопередачей
А для кабинетов рисования – светодиодные лампы или лампы тепло-белого света с высококачественной цветопередачей.
Нормы освещения учреждений общего образования, начального, среднего и высшего специального образования (школ, гимназий, лицеев, колледжей, ВУЗов)
Освещённость — световая величина, равная отношению светового потока, падающего на малый участок поверхности, к его площади. Единицей измерения освещённости в Международной системе единиц (СИ) служит люкс (1 люкс = 1 люмену на квадратный метр). Для примера, обычная освещённость летом в средних широтах в полдень составляет около 17 000 лк, в светлой комнате днем вблизи окна - 1000 лк.
№ |
Освещаемые объекты |
Средняя освещенность Еср, лк не менее |
1 | Классные комнаты, аудитории, учебные кабинеты, лаборатории общеобразовательных школ, школ-интернатов, средне специальных и профессионально-технических учреждений. (на доске). | 500 |
2 | Кабинеты технического черчения и рисования. (на столах, Г-0.8). | 500 |
3 | Классные комнаты, аудитории, учебные кабинеты, лаборатории общеобразовательных школ, школ-интернатов, средне специальных и профессионально-технических учреждений. (на столах, Г-0.8). | 400 |
4 | Аудитории, учебные кабинеты, лаборатории техникумов и высших учебных заведений. (на столах, Г-0.8). | 400 |
5 | Кабинеты информатики и вычислительной техники. (на столах, Г-0.8). | 400 |
6 | Лаборатории при учебных кабинетах. (на столах, Г-0.8). | 400 |
7 | Кабинеты обслуживающих видов труда. (на столах, Г-0.8). | 400 |
8 | Мастерские по обработке металлов и древесины. (на столах, Г-0.8). | 300 |
9 | Эстрады актовых залов. (на полу, Г-0.0). | 300 |
10 | Кабинеты и комнаты преподавателей. (на столах, Г-0.8). | 300 |
11 | Спортивные залы. (на полу, Г-0.0). | 200 |
12 | Актовые залы, киноаудитории. (на полу, Г-0.0). | 200 |
13 | Рекреации. (на полу, Г-0.0). | 150 |
14 | Крытые бассейны. (на поверхности воды). | 150 |
15 | Спортивные залы. (на уровне 2.0 м от пола). | 75 |
Нормы освещения детских дошкольных учреждений (детских садов)
№ |
Освещаемые объекты |
Средняя освещенность Еср, лк не менее |
1 | Комнаты музыкальных и гимнастических занятий, столовые (на полу) | 400 |
2 | Групповые, игральные (на полу) | 400 |
3 | Раздевальные (на полу) | 300 |
4 | Медицинский кабинет (на уровне стола) | 300 |
5 | Изоляторы, комнаты для заболевших детей (на полу) | 200 |
6 | Приемные (на полу) | 200 |
7 | Спальные (на полу) | 100 |
Нормы освещения жилых домов
Казалось бы, в своем доме что хочу, то и делаю, однако нормы существуют и для наших с вами квартир.
№ |
Освещаемые объекты |
Средняя освещенность Еср, лк не менее |
1 | Детские (на полу, Г-0.0). | 200 |
2 | Жилые комнаты, кухни (на полу, Г-0.0) | 150 |
3 | Общедомовые помещения: помещения консьержа (на полу, Г-0.0). | 150 |
4 | Коридоры, ванные, уборные (на полу, Г-0.0). | 50 |
5 | Общедомовые помещения: вестибюли (на полу, Г-0.0). | 30 |
6 | Общедомовые помещения: поэтажные коридоры и лифтовые холлы, лестницы и лестничные площадки (на полу, Г-0.0). | 20 |
Фото - фотобанк Лори