Все мы знаем, что для нормальной работы и хорошего зрения необходимо хорошее освещение. Но что это такое? Тут у каждого может быть свой ответ. Кто-то любит, чтобы все было залито светом, а кому-то наоборот приятен полумрак. Восприятие освещенности субъективно. 

Нормы освещенности в школах и детских садах

Поэтому существуют объективные, узаконенные нормы освещенности в различных помещениях (и не только в помещениях, нормируется также освещенность дорог, улиц и даже парковых аллей). Все это прописано в документе под названием «Строительные нормы и правила», а именно – СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95.

В документе прописаны все основные понятия, связанные с освещенностью. Их много и понятны они лишь специалистам. Мы кратко остановимся только на некоторых моментах.

Естественное освещение – обязательно

Помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать помещения с временным пребыванием людей, помещения, которые определены соответствующими сводами правил и стандартами организаций на проектирование зданий и сооружений, а также помещения, размещение которых разрешено в подвальных этажах зданий и сооружений.

Сколько окон должно быть в помещении и какого размера? Определить это помогает коэффициент естественной освещенности (КЕО). Он вычисляется в процентах и представляет собой отношение естественной освещенности, создаваемой в расчетной точке заданной плоскости внутри помещения светом неба (непосредственным или после отражений), к одновременно измеренному значению наружной горизонтальной освещенности, создаваемой светом полностью открытого небосвода; при этом участие прямого солнечного света в создании той или другой освещенности исключается.

Где именно находится расчетная точка? Это зависит от назначения помещения:

  • для детских садов: в групповых и игровых помещениях дошкольных образовательных организаций, изоляторах и комнатах для заболевших детей - расчетная точка расположена на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и плоскости пола на расстоянии 1 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов;
  • для школ: в учебных и учебно-производственных помещениях общеобразовательных организаций, интернатов, профессиональных образовательных организаций - расчетная точка расположена на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и условной рабочей поверхности на расстоянии 1,2 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов;
  • в остальных помещениях жилых и общественных зданий - расчетная точка расположена в центре помещения на рабочей поверхности.

Рабочая поверхность для помещений, в которых люди работают за столами, принимается на высоте 0,8 м от уровня пола. В помещениях спортивного назначения и других, где нет столов или они не играют существенной роли – на уровне пола.

Освещенность квартир в городской застройке

При расчете естественного освещения помещений в условиях застройки учитывается также коэффициент отражения от фасадов противостоящих зданий, в зависимости от строительных и облицовочных материалов, примененных на них.

Учитывается и такой параметр, как световой климат: совокупность условий естественного освещения в той или иной местности (освещенность и количество освещения на горизонтальной и различно ориентированных по сторонам горизонта вертикальных поверхностях, создаваемых рассеянным светом неба и прямым светом солнца, продолжительность солнечного сияния и альбедо подстилающей поверхности) за период более десяти лет.

Говоря более понятным языком, это особенности естественного света в данной местности - ведь даже не профессионалу понятно, что в Краснодарском крае и Мурманской области они не одинаковы.

Коэффициенты светового климата различны в зависимости от группы административного района и ориентации световых проемов по сторонам горизонта (окна, выходящие на север, дают меньше света, чем выходящие на юг).

Совмещенное освещение, при котором недостаточное по нормам естественное освещение дополняется искусственным в течение полного рабочего дня, не допускается в жилых комнатах домов и общежитий, групповых и игровых детских дошкольных учреждений.

Слишком светло - тоже плохо

Говоря о свете, мы обычно имеем в виду его недостаток. Но оказывается, слишком много света – тоже плохо. Это регулируют особые параметры – наибольшая допустимая яркость рабочих поверхностей и коэффициент блесткости. Кроме того, для искусственного освещения нормируется еще целый ряд показателей:

  • Коэффициент пульсации освещенности
  • Объединенный показатель дискомфорта
  • Индекс цветопередачи источников света
  • Диапазон цветовой температуры источников света
  • и другие

Для учебных классов и помещений кружков рекомендуется применять:

  • Светодиодные лампы
  • Люминисцентные лампы
  • Металлогалогенные лампы
  • Лампы естественного света с улучшенной цветопередачей

А для кабинетов рисования – светодиодные лампы или лампы тепло-белого света с высококачественной цветопередачей.

Нормы освещения учреждений общего образования, начального, среднего и высшего специального образования (школ, гимназий, лицеев, колледжей, ВУЗов)

Освещённость — световая величина, равная отношению светового потока, падающего на малый участок поверхности, к его площади. Единицей измерения освещённости в Международной системе единиц (СИ) служит люкс (1 люкс = 1 люмену на квадратный метр). Для примера, обычная освещённость летом в средних широтах в полдень  составляет около 17 000 лк, в светлой комнате днем вблизи окна - 1000 лк.



 
 


Освещаемые объекты 
 

Средняя освещенность 
Еср, лк 
не менее
 
 
1 Классные комнаты, аудитории, учебные кабинеты, лаборатории общеобразовательных школ, школ-интернатов, средне специальных и профессионально-технических учреждений. (на доске). 500
2 Кабинеты технического черчения и рисования. (на столах, Г-0.8). 500
3 Классные комнаты, аудитории, учебные кабинеты, лаборатории общеобразовательных школ, школ-интернатов, средне специальных и профессионально-технических учреждений. (на столах, Г-0.8). 400
4 Аудитории, учебные кабинеты, лаборатории техникумов и высших учебных заведений. (на столах, Г-0.8). 400
5 Кабинеты информатики и вычислительной техники. (на столах, Г-0.8). 400
6 Лаборатории при учебных кабинетах. (на столах, Г-0.8). 400
7 Кабинеты обслуживающих видов труда. (на столах, Г-0.8). 400
8 Мастерские по обработке металлов и древесины. (на столах, Г-0.8). 300
9 Эстрады актовых залов. (на полу, Г-0.0). 300
10 Кабинеты и комнаты преподавателей. (на столах, Г-0.8). 300
11 Спортивные залы. (на полу, Г-0.0). 200
12 Актовые залы, киноаудитории. (на полу, Г-0.0). 200
13 Рекреации. (на полу, Г-0.0). 150
14 Крытые бассейны. (на поверхности воды). 150
15 Спортивные залы. (на уровне 2.0 м от пола). 75

Нормы освещения детских дошкольных учреждений (детских садов)



 
 


Освещаемые объекты 
 

Средняя освещенность 
Еср, лк 
не менее
 
 
1 Комнаты музыкальных и гимнастических занятий, столовые (на полу) 400
2 Групповые, игральные (на полу) 400
3 Раздевальные (на полу) 300
4 Медицинский кабинет (на уровне стола) 300
5 Изоляторы, комнаты для заболевших детей (на полу) 200
6 Приемные (на полу) 200
7 Спальные (на полу) 100

Нормы освещения жилых домов

Казалось бы, в своем доме что хочу, то и делаю, однако нормы существуют и для наших с вами квартир.



 
 


Освещаемые объекты 
 

Средняя освещенность 
Еср, лк 
не менее
 
 
1 Детские (на полу, Г-0.0). 200
2 Жилые комнаты, кухни (на полу, Г-0.0) 150
3 Общедомовые помещения: помещения консьержа (на полу, Г-0.0). 150
4 Коридоры, ванные, уборные (на полу, Г-0.0). 50
5 Общедомовые помещения: вестибюли (на полу, Г-0.0). 30
6 Общедомовые помещения: поэтажные коридоры и лифтовые холлы, лестницы и лестничные площадки (на полу, Г-0.0). 20

Фото - фотобанк Лори