ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ

Как дочерей воспитать и с приданым замуж выдать

Если дочь у кого родится, благоразумный отец, который торговлей кормится, в городе ли торгует или за морем, или землю пашет, и оттого прибыток какой имеет, и в деревне также, а еще и животинку растят ей с приплодом, — от любой прибыли, что Бог пошлет, купит отец полотна и холстов, и ширинки, и убрусы, и рубашки — и так каждый год, и кладет ей в особый сундук или в короб: и платье, и украшения, и мониста, и святые кресты и иконы, и посуду оловянную, и медную, и деревянную, — прибавляя всегда понемножку, каждый год, как сказано, а не все вдруг. И это себе не в тягость, а всего, даст Бог, будет полно. Так дочь растет, страху Божию и познаниям о Божественном и рукоделиям учится, а приданое ей все прибывает. А как замуж сговорят, у отца и матери не будет печали: дал Бог, всего у них вволю, в веселии и в радости брак у них будет. Если же отец и мать незапасливы, для дочери своей, по сказанному здесь, ничего не приготовили, и доли ей ни в чем не выделяли, и пришло время замуж ее отдавать, и придется все покупать, так что скорая женитьба обратится в тяжкий труд. И отец и мать впадут в печаль от брака такого, да к тому же и дорого купить все сразу.

Если же по Божьей воле дочь преставится, тогда ее приданым ее и поминают, по душе ее сорокоуст служат, и милостыню раздают. А если есть и другие дочери, так же и о них позаботьтесь.

ГЛАВА ШЕСТЬДЕСЯТ СЕДЬМАЯ

Свадебный чин

Приготовить место [39] и место обить ковром, и положить подушку атласную или золотного бархата. У места двум людям держать по сорок соболей. Тут же поставить стол, на стол постелить две скатерти, да поставить посуду, положить пироги и калачи на блюде, выставить сыр да разложить пироги, какие резать надо, а на другом блюде приготовить то, чем молодых осыпают: хмель, денежки золотые и новгородки золоченые, — да девять соболей, да камки и тафты разные; а на третьем блюде положить ширинки, на четвертом блюде положить кику, да положить под кикою назатыльник, да подубрусник, да волосник [40], да покрывала положить, да поставить чарку золотую или серебряную, а в чарку меду налить немного, да положить хмель, да две маковые головки, да гребешок положить у кики на блюде, а в стороне у места поставить две скамейки маленькие; на одной скамейке сидеть тысяцкому, на другой — свахе. Да у места стоять двум людям, держать поднос с караваем да с сыром, покрыв атласом или бархатом золотным; а рукоятки подносов и шлейки обшить камкой или атласом. Третьему же человеку держать свечу в кошельке, кошелек атласный или золотного бархату, и его шлейку обшить атласом же. Двум же другим держать фонарь. И все те люди — в кафтанах и в терликах, в бархатных, и в камчатых, и в золотных атласных, да в шапках из черной лисы.

А. П. Рябушкин "Свадебный поезд в Москве в XVII веке"

И как только новобрачный князь [41] приедет с поездом, каравайники и свешники с фонарем придут также, и как, Бог даст, новобрачный сядет на место, то, посидев немного, сваха встанет да благословится у отца и у матери — новобрачному князю и княгине волосы чесать, и возьмет соболей, которых держали, и обносит теми соболями около голов новобрачного князя и новобрачной княгини трижды. А дружку благословляют тем временем пироги и сыр резать, и он подносит сыр и пироги всем: отцу и матери, новобрачному князю и княгине, всему поезду и поезжанам, — всем, кто будет в избе. Да послать с пирогами и с сыром к отцу и к матери новобрачного князя, и кто из поезжан будет у новобрачного князя дома, и к ним посылать также с сыром и пирогами. И как, Бог даст, на новобрачную княгиню наложат кику и накроют покрывалом, и встает сваха, благословляется у отца и у матери осыпать новобрачного князя и новобрачную княгиню, а дружка понесет тем временем новобрачному князю и всему поезду ширинки на блюде; да к отцу и к матери новобрачного от новобрачной княгини послать с ширинками же, и как, Бог даст, новобрачный князь и княгиня встанут с места и выйдут в сени, в ту пору стелят камки и тафты, по которым идти новобрачному князю к аргамаку, а новобрачной княгине до саней. Новобрачной княгине ехать к венчанью в санях, а сани обить атласом или тафтою, а в сани положить подушку бархатную или атлас золотной на миндере, да в санях постлать ковер, а миндер сукна красного; а у саней держат сорок соболей, и как новобрачная княгиня пойдет к венчанью, тех соболей положить на месте в санях. И как новобрачный князь у церкви сойдет с аргамака, новобрачная княгиня выйдет из саней, стелют камки и тафты до церковных дверей им под ноги также. И во время венчанья разостлать под ноги новобрачного князя и княгини камку или золотного атласу да положить им под ноги двух соболей. И как пойдет новобрачный князь после венчанья к аргамаку, а новобрачная княгиня до саней, то постилать так же. А сойдет новобрачный князь с аргамака, а новобрачная княгиня выйдет из саней и пойдет на место свое за стол, тогда под новобрачного князя и под новобрачную княгиню постилать так же; и встанут из-за стола и пойдут из горницы, постилать перед новобрачным князем и перед княгинею так же. А как приедет новобрачный князь к себе на подворье и сойдет с аргамака, а новобрачная княгиня выйдет из саней, и постилать перед новобрачным князем и перед княгиней до сеней все так же.

Константин Егорович Маковский. Под венец. 1884

Другой чин свадебный [42]. Как князь молодой приедет во двор, княгиня бы на месте сидела, а сваха бы сидела подле нее, да и отец бы и мать, и бояре и боярыни сидели наготове. А князя бы молодого бояре посаженные встретили во дворе, а как князь молодой войдет в горницу, в ту бы пору отец и мать, и сваха, и боярыни встали, а княгиня бы не вставала, сидела на месте, да прикрылась бы она камкою. И князь молодой сядет подле княгини, а отец и мать, и тысяцкий, и бояре сядут по своим местам и маленько посидят; и дружка, придя, благословится у отца и у матери, да и сваха бы встала тоже, а в те поры свахе не говорить ничего, из-за стола не выходить, а кланяться с иконой на все четыре стороны, как и дружке. И снимет дружка покрывало с блюда, и завесят покрывалом княгиню от князя молодого; а завесив, с княгини снять шапку и через завес расчесывать свахе у князя молодого голову гребнем, а потом и княгине молодой волосы расчесать трижды. И как начнет сваха князю и княгине волосы зачесывать, в те поры бы дружка сыр ломал да пироги резал. И как чешут волосы, молодой княгине расплести косу и заплетать косы, а наряжать молодую княгиню и, нарядив, покрыть покрывалом, а на покрывале нашить крест, и, покрыв, и дружке и свахе кланяться образам, благословиться у отца и у матери, и осыпать молодых, а после осыпания ширинки давать; а после того священник обручает князя и княгиню. В сенях же поставить поставец и питье, а слуги бояр в сенях сидят, и потчевать их питием.

Клавдий Лебедев. Боярская свадьба. 1883

Чин свадебный

Как бывает сговор, приедет жених со своими родственниками к тестю во двор в нарядной одежде, а с ним должен быть отец или брат старший, наперед жениха идет один, а все остальные — после. Встреча бывает у коня и на крыльце и в сенях, встречает тесть, и садятся по чинам за стол: кто приехал с женихом — на лавке, а все здешние — на скамье. И тесть поднесет лучшие вина в кубках, в те поры станет говорить тот, кто приехал с женихом, отец или старший брат, назвав благочинно тестя именем: «Время нам начать дело, говорить, зачем съехались». И тесть велит священнику «Достойно» говорить, и тот вспоминает праотцев Авраама и Сарру, Иоакима и Анну, и царя Константина и Елену. И благословит всех священник крестом, начнут говорить и писать записи договорные и рядную грамоту, уславливаясь, сколько за договор и сколько приданого, и приложат руки и закончат записи, скажет священник: «О Тебе радуется...». И, скрепив все подписью, все берут по чаше меду, друг друга поздравляют и грамотами меняются.

Тогда же и подносят дары: тесть зятя одаривает первым благословением — образом, дарит кубок или ковш, бархат, камку, сорок соболей. А являет дары тот, кому повелит тесть, а потом целуются и чаши пьют за здоровье жениха, а потом и тестя. Да идут в другие хоромы — к теще, а с ней боярыни, и теща спрашивает отца женихова о здоровье и целуется через платок и с ним, и с женихом, да и со всеми так же, и боярыни тоже.

А невесты тут не бывает; а у небогатых людей в обычае — и невеста тут; стоит подле матерей, но не целуется и выходит вскоре. Пируют слегка, а стола не бывает.

А назавтра или немного позже, как изволят, приезжает к теще мать жениха и смотрит невесту, тут и ее одаривают камкой и соболями, а она даст невесте один перстень, да назавтра пришлет крест или панагию да овощи с боярыней; такую боярыню одаривают обычно убрусом и волосником.

Как только договорятся о дне свадьбы, накануне распишут, и пошлет жених к тестю список, кто посаженые отец и мать, и кто сидячие [43] бояре и боярыни, кто тысяцкий и поезжане, и дружка, и сваха. А тесть пошлет к жениху сказать, кто сидячие бояре и боярыни, и дружка, и сваха; с обеих сторон тут съезжаются, подбирают наряды, лошадей, а невесту положат за занавесом на кровати.

И как наступит назначенный день, съедутся со стороны жениха и невесты все, кто назначен к столу. Столы же порознь, боярыни отдельно; а жених с невестой не едят. У жениха говорят каноны и у невесты также. А как настанет время, пошлют старшего слугу от тестя к жениху сказать, что дружка и сваха едут с постелью: «Велите показать сенцы и куда заезжать», — обычно, назначают в подклеть. Ему укажут, и он, осмотрев место, куда приезжать, то перескажет.

Дружка поедет весь в золоте, и перед ним человек пять или шесть на конях в золоте, да у коня около него пеших людей с десяток в нарядном платье. А за дружкой повезут постель в санях налцевских, даже и летом — изголовьем к облучку, покрытое одеялом. А в санях две лошади сивые, а около саней боярские слуги в нарядном платье, на облучке же станет постельничий старший в золоте, держит образ.

А за постелью поедет сваха в наряде, а наряд бы был: летник желтый, шубка красная, в убрусе и в бобровом оплечье. А будет дело зимой — так в меховой шапке; и в санях налцевских же сядет одна. А как приедут во двор, и конные слуги с лошадей сойдут наземь и пойдут перед дружкой на двор по двое в золоте; дружка же въедет на двор на лошади, и, не доехав до лестницы, с лошади сойдет и дождется саней с постелью. Как с постелью подъедут к лестнице, встретит постель женихов дружка и слугам жениха повелит взять постелю, и те, толпою к саням подступя, приезжих слуг оттеснят и вынут все из саней на ковре и понесут на головах.

А боярыни встретят сваху у самых саней, а сами они в летниках да в шубках, и с ними сваха пойдет за постелью после образа. На нижнем крыльце встречает ее женихова сваха, а за нею боярыни здешние тоже в шубках. И пойдут оба дружки впереди постели, а свахи обе вслед за постелью; как в сенцы войдут, священник окропит по углам святой водой и то место, где быть постели. Да приготовят три по девять снопов ржаных, поставят стоймя, а на них ковер и постель, и сверху одеялом накроют. А в головах поставят образ, а по четырем углам на прутьях по паре соболей да по калачику крупитчатому, да подставец, а на нем двенадцать кружек с разным питьем, с медом и с квасом, да ковш один, да чарка одна, чтобы была она гладкая и без выступов, или братина круглая без носка. Да тут же устроить стол, постелив фатою, там, где быть свечам и караваям в головах, да маленький столик повыше него, на два блюда под крест, что будет на женихе, да под монисто, что будет на невесте, да две миски, одна под колпак или шапку, а другая под кику. А в ногах устроить стол, где быть платью, да в одном углу устроить занавес, а за ним пуховик на ковре да изголовье, большой кумган кипяченой воды, два таза, большая лохань да две простыни. Тут же приготовить и два чехла [44], мужской и женский, рукомойник, лохань, полотенце, две шубы нагольные. И все то так приготовя, дружки и свахи сначала всех отошлют, затем и сами выйдут, а сенцы запрут, и запечатают оба дружки двери своими печатями. И оставят тут перед сенцами постельничих двух из старших слуг в золоченом платье, а сами дружки и свахи уйдут; и быть у них столу, у постельничих, без скатерти.

И дружка и сваха невесты поедут к тестю на двор, а провожают их — дружка дружку до коня, а сваха сваху до нижнего крыльца, а боярынь — до саней. А в хоромы дружка и сваха приезжие не входят, сидячие бояре и боярыни не встречают их, не провожают. А в то время, когда готовят постель, людей, что приедут с постелью, и с дружкой, и со свахою, потчуют во дворе, накрыв им столы и поставив скамейки. А как дружка и сваха, проводив постель, к жениху вернутся, у жениха в комнатах накрыт уже стол большой, и скатерть, и посуда, и хлеб, и калачи одни и те же, всем до последних сидячих. И сядет отец на конце стола, а тысяцкий в углу, на почетном месте жених и рядом с ним мать, а за нею сидячие боярыни: на всех летники желтые и шубки красные, и убрусы и бобровые оплечья, а зимой — в меховых шапках. Напротив боярынь на скамье бояре сидячие, а за боковым столом и на лавке и на скамье поезжане в золоте; свечник — подпоясан, ферези спущены, кафтан золотной или цветной, шапка горлатная, через плечо бархатный или камчатый кошелек или кушак, чтобы свечу держать, а сама свеча — пуд с четвертью; два каравайника, также ферези спущены, через плечо по два кушака, каравай обложен бархатом или камкой на подносах, подносы обшиты бархатом или камкою, накрыты караваи наволочкой или золотным кушаком. Тут же поставец полный, а другой в сенях. А лошадей держать готовыми в упряжи, цепи гремящие под золотными покровцами. И как, приготовясь, дружку пришлют, и он, поклонившись на четыре стороны, подойдет к свекру, тот посылает с дружкой поклон свату от себя, да и тысяцкий (имярек), и бояре, и весь поезд, и дружка поедут. А перед ним бы также человек пять или шесть на конях верхом и в золоте, да и рядом с конем пеших в нарядных одеждах людей немало.

А приедет на двор, люди его с лошадей сойдут за воротами и идут во двор перед дружкой пеши. А у них также приготовят большой стол и также у задней стены, и скатерть тут, и посуда; тесть на конце стола, а теща на лавке, а за нею сидячие боярыни, а напротив них на скамье сидячие бояре. Да наладить место посреди избы напротив дверей, положить две подушки нарядные, для новобрачного и новобрачной, да стол, и на столе две скатерти, посуда, калач, пироги, на столе же на блюде каравай, а на другом сыр; у другого конца место тысяцкого, а рядом с невестой места для двух свах, напротив новобрачного и новобрачной на скамье двое или четверо из поезжан, а против свах дружки, а в конце за судками место попу. А около места и за местом здешние боярыни: одна держит на блюде кику, другая — покрывало на блюде же, третья — также на блюде — волосник, подубрусник и прочее, четвертая то, чем осыпать новобрачных, на блюде: хмель, лоскутков собольих три девять, лоскутков разного цвета камки и тафты три девять, монеток серебряных да золоченых маленьких три девять.

А остальным поезжанам стол боковой, а поставец полон, свечник опоясан, ферези спущены, шапка горлатная или рысья, кошелек бархатный или камчатый, чем свечу держать, а свеча — пуд без четверти; да два каравайника, так же опоясаны, ферези спущены, по два кушака через плечо, а каравай обложен камкой или тафтой, и поднос обшит камкой или тафтой, и накрыт наволочкой или золотным кушаком. А в сенях поставец, а на дворе столы без скатертей и скамьи, и стоят тут пиво и мед.

И как дружка женихов приедет, и люди встречают его у ворот, и посреди двора, и у лестницы, а на крыльце дружку встретит другой дружка. А как войдет он в избу, и кланяется образам и всем на четыре стороны, и говорит тестю: «А государь (имярек) велел челом бить», — поминает имя свекра и правит челобитье. Потом от бояр — тестю и боярам, потом теще от свекрови и от боярынь, и боярыням от свекрови и от боярынь, всех именуя, потом: «Тысяцкий (имярек) и весь поезд велели челом бить тестю и боярам». И говорит: «Тысяцкий (имярек) велел передать: жених (имярек) готов ехать к месту». И тесть говорит: «Как будет время, и мы пришлем дружку, и он поедет».

Когда приедет дружка к новобрачному, они отпустят сваху в санях налцевских в наряде желтом; когда сваха приедет, встречают ее у саней боярыни, а на крыльце сваха, а как в избу войдет, боярыни из-за стола встают и с ней целуются, и идут с нею все туда, где за занавесом невесту наряжают. А на невесте бы был венец, летник желтый, шубка красная. И сваха с нею целуется и говорит: «Время, государыня, тебе идти к месту». Тут и мать ее благословит, и возложит на нее монисто или панагию, и поцелует, а она всхлипывает. И в это время поют песни. А как время настанет идти к месту, пойдет первой мать, а за ней новобрачная, с правой стороны поведет ее сваха старшая, приезжая, а с левой другая, а за ними боярыни, и, войдя, кланяются невеста со свахами на четыре стороны.

А тесть и теща и боярыни сядут за стол на свои места, и священник говорит «Достойно», и благословляет крестом одну невесту, и кропит водой место. А дружка тем временем отцу и матери говорит: «Имярек, благословите дочь свою на место». А отец и мать говорят: «Бог благословит». И тогда возжигают свечи перед образом, а священник готовит к обручению две свечи, вместе свитые, и как будет готов, посылают дружку к жениху, а он приезжает на двор так же, как и с постелью приезжал, и встречают его.

А как войдет, и кланяется на четыре стороны, и бьет челом от тестя к свекру и боярам от бояр, и свекрови от тещи, и боярыням от боярынь, и тысяцкому, тут и говорит тысяцкому: «Имярек велел передать, (именем назвав тестя), — время жениху ехать к доброму своему делу», — и сказав, едет к себе.

И как уедет дружка, и тысяцкий с поезжанами, поднявшись, кланяться станут, и тысяцкий говорит отцу (имярек) и матери (имярек): «Изволили вы сына своего сочетать законным браком, так вам бы его благословить ехать к месту» . И отец и мать выйдут с сыном своим из-за стола, и кланяются на четыре стороны образам, и говорят сыну своему: «Бог тебя благословит и помилует и даст тебе жену законную во здравии и в благоденствии», — и благословит его отец крестом и мощами на шнурке, и возложит на него своими руками, а мать наденет перстень на руку. И пойдут из хором, первым — дружка, поезжане по двое в ряд, которые моложе, — те впереди, а которые почтеннее, — те после.

После всех выходит новобрачный, а справа от него тысяцкий. И садятся на лошадей — сначала поезжане, и, пока новобрачный на аргамака сядет, они тем временем по двору на аргамаках и на конях скачут; и выезжают все со двора также по два в ряд, а за воротами перед ними поедут их слуги, все в золоте. И было бы у них у всех у стремени по слуге, затем свещник и каравайники, потом священник с крестом, а чуть-чуть поотстав, перед поезжанами, дружка, а рядом с ним слуги, потом поезжане по двое, а за ними слуги, кто с покровцами и с попонами, и простые, кто из поезжан скольких с собою возьмет, каждый слуга около своего. А перед новобрачным и перед тысяцким двое конюших идут в золоте с батожками, а за ними идут с покровцами конскими. А около новобрачного и тысяцкого идут слуги в цветном платье; и как на двор приедут, тем же порядком и наверх пойдут.

Тут благословляет священник крестом, а встречает их от тестя один дружка, идет перед новобрачным и перед тысяцким, а тесть и сидячие бояре не встречают, и в хоромы войдя, станут по обе стороны. А тысяцкий с новобрачным, войдя, станет кланяться образам на четыре стороны, а дружка новобрачного снимет тем временем отрока, что сидит с невестой на месте новобрачного, и говорит скороговоркой: «Аргамак тебе в Орде, а золотые на Угре». Священник благословит одного новобрачного на место, и тысяцкий и поезжане сядут по своим местам, а священники, местный и приезжий, повелят возжигать свечи у свадебного места. И поставят свещника от новобрачного против новобрачного, а невестина напротив нее, а каравайники вместе составят свои подносы, и тут начнут обручать, и после обрученья жених невесту целует. И потом свахи, встав и не сходя с мест, кланяются на четыре стороны и говорят тестю и теще: «Имярек, благословите детям своим, новобрачному и новобрачной, голову расчесать», — и потом их закроют, а сваха головы расчесывает, и косу расплетает, и кику надевает.

А в это время старший дружка кроит караваи и сыры: с четырех сторон горбухи положит на одно блюдо да краюхи разрежет и сыры поломает, разложит по блюдам. И на первое блюдо, где горбухи, положит ширинку, поднесет новобрачному и молвит: «Новобрачная (имярек) челом бьет — караваем и сыром и ширинкой». Но тот возьмет одну ширинку и положит ее у себя, потом тысяцкому и поезжанам по росписи, а ширинки по договорным грамотам, и всякому на блюде — ломоть каравая да сыра кусок да ширинка. Тут и тестю и теще и сидячим боярам и боярыням — каждому блюдо. Посылают со слугами к свекру и к свекрови и к сидячим боярам и боярыням также на блюдах всем по краюхе каравая и сыра да по ширинке; и какие родственники ни есть у новобрачного и у новобрачной, хотя они и отсутствуют, но караваи и сыр и ширинки им посылают. А как тысяцкий и поезжане караваи примут, поднимется тесть и поднесет тысяцкому и поезжанам вино, а прочим сидячим боярам велит, чтобы слуги подносили, да и слуг боярских потчуют тут, в хоромах, и в сенях, на крыльце, на дворе и дают ширинки, кому тесть прикажет.

А как новобрачную покроют и в другие хоромы венец на блюде понесут, в то время старшая сваха молодых осыпает, а тысяцкий встанет и новобрачного поднимет, священник начнет говорить: «Все упование мое...» — а дружка благословляется у тестя и у тещи: «Благословите детей своих идти к венчанью», — и новобрачный, поклонившись тестю и теще по обычаю, возьмет невесту свою сам за руку и пойдет с нею, а поезжане перед ними в прежнем порядке.

Поезжане в том же порядке садятся на лошадей, сначала новобрачный на аргамака, а новобрачная в сани сядет одна к облучку, а обе свахи напротив нее, а боярынь к венчанию не берут. А когда венчаются, под ноги положить пару соболей, отдельно — под новобрачного соболя, а под новобрачную другого. Чаша же при этом была бы без ручек, которую, выпив, затем разбить, вниз не швыряя, а просто выпустить из рук и осколки разбить ногою. И после венчания ехать к тестю на то же место.

И тут встречают у коня и на крыльце бояре сидячие, и сам тесть встретит в сенях, и целуется тесть с новобрачным. А новобрачный от венчанья идет и держит невесту свою за руку, и поддерживает его тысяцкий, а ее — свахи. И как входят в сени, тут осыпает их теща, а как войдут в хоромы и, поклонясь, сядут по своим местам, тесть поднесет новобрачному вино, лучшие вина понесут, и тот кушает сначала горбушку и сыр. И понесут по столам сперва лебедя, поставят перед новобрачным, и тот, приняв, наложит руку да велит разрезать. И ставят на стол лебедя и передают тестю и теще и сидячим боярам и боярыням, по блюду раскладывая по косточкам, да по кубку романеи, так птицу и подают.

Константин Егорович Маковский. Боярский свадебный пир в XVII веке. 1883

После третьего блюда встанет новобрачный, а с ним тысяцкий да дружка один, и говорить будет дружка тестю: «Имярек, новобрачный челом бьет, чтобы пожаловал завтра к нему пировать», — тещу приглашает также, сидячих бояр и боярынь по именам всех. А в то время, как дружка говорит, новобрачный кланяется в шапке нагольной. После приглашений дружка снимет скатерть верхнюю, блюдо возьмет, на котором горбушки и сыр, и, завернув, отдаст слугам своим и велит снести в сенцы.

А поезжане выйдут из хором и станут садиться на лошадей; тесть же, взяв дочь свою и подойдя к дверям, назовет благочинно по имени зятя своего: «Судьбами Божьими дочь моя приняла венец с тобою, имярек, и тебе бы жаловать ее и любить в законном браке, как жили отцы и отцы отцов наших». Тот тестя поцелует в плечо и пойдет с новобрачной, и сядут на лошадей в прежнем порядке, а новобрачная в санях со свахами, и поедут к себе, как прежде.

А как приедут на двор, идут в сенник, а проще сказать, в подклеть, и тут их осыпает свекровь; а идти по постланному. А придя, новобрачному и новобрачной следует сесть на постели, и тысяцкий, тоже войдя, с новобрачной покрывало снимет и молвит им: «Дай Господи вам здорово опочивать», — а свечи и каравай поставят на уготованных местах, колпак и кику положат также на место.

А в это время станут служить вечерню, новобрачный снимает наряд, с новобрачной же снимают за завесой. Тысяцкий со всеми поезжанами пойдет к свекру в хоромы, а в сеннике с новобрачными останутся двое дружек да две свахи, да постельничьи; и каким ближним людям боярским и боярыням повелят, те с них снимают платье. Новобрачный же на зипунок наденет шубу нагольную, а новобрачная в телогрее, да оба в шапках горлатных; потом они дружек и свах отпустят, да потом промышляют.

А тысяцкий, и поезжане, и дружка, и старшая сваха войдут в хоромы к свекру и скажут тут: «Бог сподобил: дети ваши после венчанья легли почивать поздорову», — и тут прохлаждаются. А другие дружка и сваха поедут к тестю и скажут, что молодые доехали и легли почивать поздорову. А два постельничих у дверей сидят неотступно, и как настанет новобрачному время, полежав и познав, он кликнет постельничего и велит позвать ближнюю боярыню, а сам, зайдя за занавес и омывшись водой, наденет на себя чехол да шубу нагольную. А затем пойдет новобрачная с боярыней или с двумя, и там обмоют ее, и обе сорочки замочат в тазах.

И новобрачная также на себя наденет чехол и шубу нагольную. А сам велит позвать к себе дружку, новобрачный сядет на большой постели, новобрачная же за завесой на пуховике.

А дружка придет, пошлют его к отцу и матери сказать, что, дал Бог, все в порядке. И те пошлют сваху, а потом придет и тысяцкий или кто-то из ближних родственников к новобрачному, а к новобрачной придет свекровь, и боярыни и родственницы и поднесут на руках кушанье, студень крошеный из птицы со сливами и с лимонами и с огурцами. Новобрачного кормит тысяцкий, а новобрачную за завесой свекровь с боярынями. А дружку тем временем пошлют к теще и тестю, и тот, приехав, говорит, назвав именем: «Велел вам сказать новобрачный (имярек): Божиим милосердием и вашим родительским жалованием и бережением мы, дал Бог, здоровы, и на том на вашем пожалованье челом бью!» И тут с дружкою целуется тесть, подарит чарочку или ковшик, а теща ширинку. И с этой поры на обоих дворах наступает веселье и праздник.

А вот когда обручать и венчать, и вечерню в сеннике служить, да и назавтра, как выйдет новобрачный из бани, молитву и заутреню, и молебен, и часы говорить, — то все священниково действо по уставу и по желанию, могущему все это выполнить, хорошо было бы. Когда свекровь, и дружка, и сваха из сенника выйдут, жених с невестой что хотят, то и делают. А у сенцев и под крыльцом привязывают жеребцов и кобылиц, и жеребцы в ту пору, глядя на кобыл, ржут.

А потом поезжане и сидячие бояре и боярыни, и дружки, и свахи с обеих сторон разъезжаются по домам, а родственники по согласию тут и ночуют, а свечи всю ночь горят. К утру же велят затопить бани.

Назавтра же дружки и свахи на обе половины съедутся, и от тестя пошлет младший дружка к старшему дружке слуг с банной утварью да с простынями, а из утвари медный котел с крышкой, два таза, две простыни на полки, две простыни на воды. И накажет: как проснется новобрачный, чтобы весть прислал дружка дружке. И как новобрачному встать, призовет он постельничего и велит к себе дружке быть, а банщиков велит послать в баню. Как будет готово все, и дружка придет, молодой, надев башмаки да набросив на себя нагольную шубу и шапку теплую, пойдет, закрывшись рукавом. Новобрачная же лежит в постели, накрывшись одеялом, но тут же войдет к ней сваха да боярыни и станут ее поднимать. А в это время сурна заговорит, и трубы заиграют, и бубны загремят; тогда, новобрачную подняв, наденут на нее белый летник, шубку золоченую обычную, шапку горлатную, и пойдет она, фатами укрывшись, в хоромы. А ей приготовят за занавесом постельку, и она ляжет.

А дружка пошлет к тестю во двор и велит сказать дружке же, что новобрачный пошел в баню, а новобрачная встала. Тут и другая сваха к новобрачной поедет, а тесть дружку отпустит к новобрачному с банными дарами, и дружка в золоте поедет тем же порядком, а следом за ним в санях под полостью банные дары в коробах.

Приехав к бане, дружка разбирает и слугам дает держать на руках сорочку, порты, пояс с мошной, а в мошне золотые, подпояску, нижнее белье и четыги, башмаки, зипун, шубу нагольную, шапку черевъю. А прежде всего подадут в баню чехол и башмаки. И к бане съезжаются поезжане, тысяцкий с товарищами, и приготовлены тут поставцы с питьем, кто пожелает — пьет, и слугам подают, и бубны бьют, а банщиков одаривают ширинками. Из бани же новобрачный в сенник идет и тут отдохнет немного. А новобрачную в баню не водят, моют ее тут и, как настанет время, наложат на нее кику и наряд, да идут свахи с нею в сенник, а новобрачный тем временем выйдет со всеми своими в свои хоромы, и нарядятся они в золото. И посадят новобрачную на постель, и свахи накроют ее покрывалом, а новобрачный со всем поездом в полном наряде придет в сенник и сядет подле невесты, а тысяцкий и поезжане рассядутся по чину. И входит тут свекор с боярами сидячими, и сына своего целует, и поздравляет его с женитьбой, да невестку свою откроет и поздравляет с замужеством, и все поздравляют. Тут же сыну своему да снохе своей на вскрыванье [45] даст благословение, образа или кресты, или панагии, села вотчинные. И приносят тут петуха и кашу, и князь молодой кушает. И пойдут новобрачный с отцом и с поезжанами в хоромы, а новобрачная со свахами в другие хоромы к свекрови, уже не покрытая, и свекровь и боярыни тут целуют ее, и поздравляют, и благословляют крестами или панагиями и перстнями, а в то время готовят взвары.

И как время настанет, сойдутся все в больших хоромах, а на столе уже приготовлены фрукты — на скатерти без посуды и хлеба. И платье золотное сложат. Будет лето — наденут охабни, а зимою — шубы нагольные, и боярыни — летники белые да шубки красные, спустив их, а зимою в каптурах. И сядут свекор со свекровью в конце стола, а новобрачных посадят на почетное место, там же и свахи и сидячие боярыни, а на скамье тысяцкий да сидячие бояре, а поезжане за боковым столом. Да понесут взвары, а от тестя приедет дружка с дарами и подносит их на блюдах, свекру сорочку да порты, да приговорит, назвав по имени: «Новобрачная (имярек) челом бьет», — и тот примет, а новобрачная поклонится, и в то время все стоят. А свекрови — камка, а боярыням — по тафте, также подносит на блюдах и говорит, а новобрачная кланяется. На обычных же свадьбах свекрови тафта или дороги, а боярыням сидячим по сорочке, да по убрусу, да по волоснику, а тысяцкому и сидячим всем боярам по сорочке да по портам, а поезжанам ничего не дается. А как откушают фруктов, принесут дары, и сына благословляет отец с матерью образами и платьем золотным, и шубою, и сосудами, подводят и лошадей в нарядах, и жалует его людьми и вотчинами, а мать тоже благословляет. А потом и сноху жалует украшениями и платьем и посудой. И тысяцкий и сидячие бояре новобрачного и новобрачную одарят, кто чем изволит.

А вернутся в свои хоромы и велят приготовить лошадей и, как время настанет, нарядятся в золотное платье и поедут на двор к тестю в том же порядке, что и на место ехали: священник впереди с крестом, да поезжане, да тысяцкий с новобрачным; как въедут на двор, у тестя бубны и трубы заиграют, тут и у тестя бывает встреча: слуги на дворе и у коня, и на крыльце. И встречают родственники, а тесть встретит в сенях и целуется с новобрачным и с тысяцким и с поезжанами, а у тестя в хоромах за столом на почетном месте теща и сидячие боярыни.

А на столе скатерть без посуды и фрукты. И встретит тесть с сидячими, войдет в хоромы первым, и станут по своим местам, а новобрачный войдет с тысяцким, перед ними один дружка, их, да другой, здешний, а поезжане идут за новобрачным. А теща из-за стола немного выйдет и спрашивает зятя о здоровье и целуется с ним через ширинку, и боярыни сидячие, выходя с новобрачным все целуются через ширинку. И с тысяцким и с поезжанами также целуются — теща через ширинки, а боярыни некоторые и без ширинок. И садятся боярыни на лавку по чину, подле тещи сядет зять, а в углу тысяцкий, в конце стола тесть, на скамье сидячие бояре, а поезжане за боковым столом, как и прежде.

За фруктами тесть понесет вина, и слуги понесут взвары, и едят фрукты, а как уберут фрукты, переменят платье, и тогда внесут завтрак — полный стол. А боярыни в том же платье и сидят: летники белые да шубки красные, спустив их. И как поедят, новобрачный поднимется из-за стола, а с ним и тысяцкий, и дружка станет звать тестя и тещу и сидячих бояр и боярынь, называя по имени: «Новобрачный челом бьет, чтобы пожаловал ты сегодня — у новобрачного за столом быть и пировать», — да, выйдя в сени, снова наденут золотное платье и поедут к себе тем же порядком.

Приехав к себе, немного отдохнут, а то и поспят, а в то время готовят стол. И как время настанет, новобрачную нарядят в главный наряд и пошлют дружку, чтобы позвал тестя и тещу и сидячих бояр и боярынь к столу.

И тесть поедет в наряде золотном и с ним сидячие бояре также в золоте, по двое в ряд, а с ними и слуги возле коней пеши. И теща поедет в санях точно так же, и боярыни — в золотных летниках, по одной в санях.

И приедут к свекру на двор — бояре к лестнице, а боярыни — к другой, и тут встречают бояр бояре, а боярынь боярыни, на крыльце или в сенях, по знатности. А где будет стол, тут на столе и фрукты.

Раньше придут боярыни, и сядет на главное место теща, за нею новобрачная да свахи, и боярыни приезжие, а за ними — здешние, а ниже всех сядет свекровь. Тесть же сядет на конце стола, подле него свекор, а на скамье сидячие бояре приезжие, а за ними здешние бояре. Новобрачный же присядет возле отца, а тысяцкий и поезжане за боковым столом.

И как разместятся, выходит тесть и приезжие бояре, и кланяются свекрови и здешним боярыням и спрашивают их о здоровье, и целуются, а затем переменят платье, выйдя в сени. А как сядут они за стол, подносят им вина и фрукты и взвары, а потом фрукты уберут, понесут еду. А новобрачный, поднявшись, потчует отца и тестя, и теще подносит в кубках питье, вина и лучшие меды. И как кончат к столу подавать, тесть встанет, а второй дружка начнет говорить свекру, назвав тестя именем: «Бьет тебе челом, чтобы пожаловал ты завтра у него за столом быть и пировать». И новобрачного, и сидячих бояр, и свекровь, и боярынь поименно дружка зовет, а тесть кланяется, и новобрачный тестя и приезжих бояр потчует.

И как наступит время, принесут дары: кубок двойной или с крышкой, бархат или камка, и, налив в сосуды меду, станет говорить свекор тестю: «Дай, Господи, хорошо нам жить с детьми своими, — назовет сына и сноху по именам, — с детками своими много лет!» А дружка старший в то время начнет говорить, назвав тестя по имени: «Челом бьет зять твой, имярек!» — и одаривает кубком, двойным, золоченым, бархатом такого же цвета, сорок соболей, и теще дары также объявляет дружка: братина или стопа, камка, сорок соболей, называя по имени: «Зять челом бьет, дары велит принять».

А боярыни пойдут с новобрачной к себе в хоромы и в то время, как ехать, нарядятся. И тесть, и теща, и приезжие бояре поедут к себе тем же порядком, а провожают их до лошадей, а боярынь боярыни до саней — и празднуют по своим дворам, на обеих половинах наступает веселье. Дружки же и свахи дожидаются, как пройдут новобрачный и новобрачная в сенник, и, положив их, разъезжаются по домам.

А назавтра готовят баню, и дружка от тестя приезжает с банными дарами, поменее прошлых: сорочка, порты, пояс, полотенце, — и что будет еще, пришлет. А как из бани станет выходить, то тысяцкий и поезжане приедут, и, нарядясь в сеннике, пойдет новобрачный со всем поездом в хоромы к отцу и матери челом бить, а у тех приготовлены фрукты в том же виде.

А за столом мать, новобрачная и свахи, и сидячие боярыни, и бояре на скамье, все садятся по чину, кушают фрукты и взвары. А в то время приедет дружка от тестя и зовет отца и мать, новобрачного с новобрачной, сидячих бояр и боярынь, и его, попотчевав, отпускают, а сами завтракают, переменив платье.

А у тестя приготовят столы по чину и фрукты, и, как время наступит, пошлют дружку звать к столу, и тогда отец поедет от сына по правую руку, а тысяцкий по левую, а поезжане перед ними по-прежнему в наряде, да и сидячие бояре за ними также нарядно. А мать в санях в наряде, а напротив нее новобрачная, а боярыни приглашенные и свахи в санях по одной. А свахи садятся напротив сидячих боярынь, которые едут первыми.

И приехав, входят в хоромы, и встреча бывает им всем по чину: тесть встречает свата и зятя, а теща встречает сватью и дочь. И входят все в хоромы с фруктами на столах, и целуются приезжие бояре со здешними боярынями, и понесут вина и взвары, и едят фрукты. И как время наступит, боярыни пойдут в свои хоромы, и тут-то после фруктов начнут разбираться в приданом и рядные подписывают. А возникнет в чем спор, откладывают до другого дня. Потом же садятся за стол порознь: бояре особо, а боярыни в других хоромах. И после застолья тесть благословляет зятя образами и дарами: кубками, и бархатом, и камками, и соболями, и лошадями в нарядах, и доспехами, — и поздравляет. Чаши пьют со сватом и с тысяцким, а после застолья у поезда наденут на себя нарядное платье, и пойдут отец да новобрачный, да тысяцкий и старшие бояре к боярыням в хоромы, а тесть благословляет дочь свою образами, платьем, сосудами, перстнями, вотчиной, придаными слугами. Потом теща благословляет зятя образами, платьем, сосудами, да дочь свою благословляет и одаривает украшениями и платьем. И потом поедут к себе тем же порядком и в нарядах, в остальные дни съезжаются и пируют, как пожелают.

Чин меньший свадебный

А в обычных случаях водится, кому по полному чину свадьбу устроить невозможно от недостатков или в порухе, так при сговоре новобрачный приедет со своими к тестю и договариваются: на сколько писать порядные грамоты, да что в приданое. Для посторонних запишут в рядную побольше приданого — в том и смысл договора, что его не взять; а впишут для того больше, чтобы родичам показать все почестнее. Написав же рядные, друг дружку поздравляют и размениваются листами, и тесть зятя благословляет образом — если в окладе пожалеет, так хоть без оклада, да подарит атласу или дороги, или лук. Да идут потом к теще, и теща справляется о здоровье и целуется через ширинку, и невеста целуется со свекром через ширинку. В иных местах и жених невесту целует, когда подносит ему ширинку невеста. И потом разъезжаются.

А как день приговорят свадьбе, жених с поездом своим, благословясь у отца и у матери, из-за стола поедет к месту, и пошлет перед собою дружку и велит сказать, что новобрачный едет, чтобы у них все было готово; и допросит, где новобрачному почивать, и осмотрит постели, и запрет, и приставит своего постельничего.

А у тестя в то время невесту посадят на место, а с нею сваха и родственники сядут по чину за столом. И у места на столе скатерть, на ней посуда, калачи, пироги на блюде, караваи, сыры, осыпало, убрус и иная одежда, покров. Да у тестя же наготове был бы свещник, каравайник, у каравая на подносе. И наперед новобрачного придут свещник да каравайник, и два каравайника, женихов и невестин, поднос с караваями возьмут и станут на свое место. А перед новобрачным люди в цветном платье, да свещник, да каравайник, за ними священник с крестом, дружка, поезжане, за ними новобрачный с тысяцким войдут в хоромы, кланяются образам. И, благословясь у тестя и тещи, садится новобрачный на место, а поезжане по чину, и священник обручает по уставу, а после обручения жених невесту целует. Сваха, встав, кланяется, просит благословения — у новобрачной и у новобрачного головы чесать.

А дружка в это время караваи и сыры кроит и ширинки по блюдам раскладывает и подносит новобрачному, и тысяцкому, и поезжанам, приговаривая: «Новобрачная челом бьет». Тесть же потчует тысяцкого и поезжан, подносит пития.

Когда же накроют невесту покрывалом, сваха осыпает осыпалом, какое приготовлено. Да встают из-за стола и едут к венчанью. И когда воротятся от венчания, на крыльце осыпают молодых и теща и тесть, а здешние встречают на крыльце и в сенях, целуются с новобрачным, и с тысяцким, и с поезжанами. Садятся за столами по своим местам, и тесть подносит вино, и понесут кушанья, и все сидят за столом сколько хотят: кто встает из-за стола после третьего блюда, кто сидит все застолье, потому что без отъезда, а жених тестя и тещи к себе не зовет, и вся свадьба тут.

А когда новобрачному идти к постели, тесть, став у двери, дочь свою выдает ему, величая зятя именем благочинно: «Судьбами Божьими дочь моя приняла венец с тобою (имярек), и тебе бы пожаловать ее любить в законном браке, как жили отцы и отцы отцов наши». И жених тестя поцелует в плечо, и пойдут в подклеть, и теща снова осыпает, потому что свекрови тут нет.

Идут же по настланному, а войдут в подклеть, тесть, посидев маленько на постели, подойдет и дочь свою вскроет, покрывало снимет, да и уйдет к себе. А принесут петуха и каши и станут служить вечерню, с новобрачного платье снимают, и потом выходят. А когда через время новобрачный дружку пришлет поздравить, приходит теща их покормить, а кушанья несет на руках.

Назавтра же в положенное время идет новобрачный в баню, и в баню тесть посылает все банные дары, сорочки и порты. Из бани возвращается новобрачный в подклеть, и тут к нему съезжаются тысяцкий и поезжане. Потом наступает время, у тестя приготовят фрукты, и боярыни сядут за столом по чину, и новобрачный с поездом приходит, а тесть и теща спрашивают его о здоровье, целуются через ширинки и теща, и боярыни, и подносят вина и взвары. Через нужное время все выйдут и платье переменять к столу, и боярыни выходят в свои хоромы, а тем временем накроют стол, и садятся за стол по чину и по своему желанию, иногда в обычаях с новобрачной и с боярынями за общий стол, а в иных обычаях порознь.

Закончится застолье, отдохнув, новобрачный вернется в подклеть со своими поезжанами, чтобы там развлекаться, и их забавляют потешники. Новобрачная же — у матери.

Когда в свое время тысяцкий и поезжане разъедутся, новобрачный посылает за новобрачной, и почивают.

И назавтра к бане опять посылают сорочку и порты, и снова возвращается новобрачный из бани в подклеть, а к нему приедут тысяцкий и поезжане. Через некоторое время входят к тестю в хоромы до фруктов, и тут наступает раздел, украшения и платья из приданого смотрят, и сколько какая драгоценность или какое платье стоит — отмечают, когда же закончат все и подпишут рядную, этими рядными грамотами обмениваются.

Покончив с этим, идут в другие хоромы, к теще, а у нее уже новобрачная наряжена, и фрукты, и теща вино подносит зятю, и тысяцкому, и поезжанам. Фрукты и взвары отведав, выходят и, платье переменив, идут за стол, где он будет накрыт. А после стола подают заздравные чаши, и тесть зятю желает здоровья, благословляет его и дарит, что захочет. И потом поедут они к себе, откуда приехал зять, отец и мать на прощание дочь свою благословляют и одаривают, чем кто захочет.

Приезжает новобрачный в дом, к отцу своему и матери, а у них к тому времени собрались уж все родственники, все бояре и боярыни. И пошлет перед собою весть, а когда приедут, новобрачный со всем своим поездом подходит к отцу челом бить, а новобрачная — к матери его. Там снимут с себя дорожный наряд и нарядят ее по обычаю, и как нарядят, тут приходит отец, и сноху свою спрашивает о здоровье и целует, а она подносит ему ширинку, свекровь же и боярынь целует и одаривает волосниками.

Потом подходит и новобрачный с поезжанами ударить челом матери, и мать спрашивает его о здоровье и целует, а потом идут за стол с фруктами. Первыми усядутся боярыни, а потом бояре, и тут понесут дары от новобрачной отцу на блюде, сорочку да порты, и вручает их дружка, а новобрачная кланяется, потом же и матери — камка или тафта, сорочка да убрус, потом и родственникам сорочки и порты, а боярыням сорочки да убрусы, а волосники уже были, а вручает все дружка, а новобрачная кланяется.

А потом бывает застолье, по согласию, общее или раздельное. А будет в тот день приезд поздно, то фрукты, одариванье и пир переносят на завтра, или на третий день. После пира отец и мать поздравляют новобрачного, благословляют образами, одаривают, чем изволят, сына своего и сноху свою. Потом поздравляют родственники, благословляют новобрачных образами, а боярыни одаривают новобрачную крестами или перстнями — и потом бывает веселье.

О чине свадебном

Свечи готовят неравной величины, большие и средние, а средняя свеча новобрачного весом в пять фунтов, а в длину в три четверти аршина. Свеча новобрачной весом в четыре фунта, в длину семи вершков. Порядком ведется: у новобрачной свеча покороче, потоньше, поменьше, и делают эти свечи по своим силам. Каравая также бывают два: один у новобрачного, а другой у новобрачной; и подносы присылают к новобрачной и обшивают их у новобрачной, покрывало же сюда присылают от новобрачного и на нем нашивают крест. Подносы же под караваи делают у новобрачного, не очень большие, ни велики ни малы. К венчанью напитки и стеклянницы — от новобрачной.

К отцу да матери новобрачного посылают с подношениями и с дарами, а случается, что подношения, караваи и сыр, посылают без подарков. При обручении перстни, чем новобрачный и новобрачная во время венчания меняются: делаются ручки сцепные, а колечки складные или перстни с печатками, золотые и серебряные, а со вставками и с каменьями перстни на обручении в свадебном чине не водятся.

Как ехать к венчанию, и новобрачный и новобрачная с места идут к лошадям и к саням, и по пути им не расстилают дорожку, с места сходят просто, без дорожки.

Как прибудут в церковь, где венчаться, и с лошадей сойдут, а новобрачную выведут из саней и поднимутся на паперть, а на паперти до церковных дверей и в дверях через порог и до середины церкви расстилают новобрачным на всем их пути дорожки, да и в церкви поставят их на подножие.

А подножие от матери и отца новобрачной, кто выдает.

Постилают тафту, и зендени, и киндяки, у кого что найдется.

А от венчания из церкви новобрачные к лошадям и к саням идут просто, не подстилают им по пути ничего. Когда от венчания приедут новобрачные к отцу и матери в дом свой, поезжане идут в хоромы, новобрачные же идут в подклеть, и тут под ноги им по пути от саней по лестницам, по крыльцам, по сеням, по переходам и до самой подклети, и в подклети до постели подстилают подножия. А бывают подножия отца или матери новобрачного в их дому, и постилают тоже камку и тафту, киндяки, а где и сукна.

Как новобрачные пройдут, позади них подножия поднимают, вновь наперед заносят и опять по их пути постилают.

А как подойдут новобрачные к подклети, у ее дверей осыпает их мать, набросив на себя наизнанку шубу, и, осыпав, мать идет в хоромы, а новобрачные идут в подклеть и садятся там на постели. С ними же в подклети сваха, и дружка, да боярыни провожатые, которые приедут с новобрачной, и здешние верные две-три тут бывают. Принесут новобрачному разварного петуха да кашу, и новобрачный петуха разломит да отдаст, а каши покушает маленько. И новобрачной тоже каши поднесут. Ту кашу поставят и ранним утром приносят в подклеть же, с той же кашей поедут они потом к отцу и к матери новобрачной.

Да дружка новобрачного раздевает и пойдет из подклети в хоромы, сваха же и боярыни раздевают новобрачную, и положат ее с новобрачным в постель, да идут в хоромы же.

У подклети же остаются постельничие: оберегают новобрачных.

Новобрачный же занимается своим делом, от чего дети родятся. Помешкав с полчаса, дружка идет к новобрачному, справляется о делах и, пойдя от новобрачного к отцу и к матери, правит им челобитье, спрашивает про их здоровье. И отец и мать посылают дружку к новобрачному, велят сказать про свой приход. Дружка и сваха идут тотчас к новобрачному, и возьмут с собою боярынь, которые новобрачную раздевали, и, придя к новобрачному, скажет дружка, что идут его навестить отец и мать. Тут новобрачному нужно встать и обуться, и надеть шубу нагольную или какая будет. И новобрачную с постели боярыням поднять и нарядить, но не обувать, набросить на нее шубу да шапку черной лисы и усадить ее на постели. А как придут отец и мать, новобрачная сидит против них, не вставая.

Войдя к ним, отец и мать новобрачных поцелуют и станут кормить их. А дружка едет к отцу и матери новобрачной и правит челобитье и сказывает о здоровье.

А с утра пораньше после бани едет дружка к тестю да к теще с кашей, что в подклети подносили новобрачному, да с сорочками спальными, и привозит эти сорочки за материной печатью.

[39] Здесь местом именуется свадебное место новобрачных, как бы обособленное и специально приготовленное.

[40] Кика, назатыльник, подубрусник, волосник — части женского головного убора, который носили замужние женщины, невесте предстояло надеть все это, как символ того, что она стала замужней женщиной.

[41] Князем и княгиней назывались новобрачные из любой социальной среды.

[42] Здесь описывается чин обручения.

[43] Следующая часть обряда — сиденье, отсюда, приглашенные на этот обряд, а в конечном счете, и на свадьбу — сидячие.

[44] Скорее всего, речь идет о халатах.

[45] Существовал старинный обряд вскрывания: на второй день свадьбы молодых вызывают к столу и с невесты при людях снимают покрывало, в других обычаях — в церкви с молодых снимают общее покрывало, — и обязательно при этом одаривают.