Важность литературного воспитания никем не ставится под сомнение. Самое первое литературное произведение, с которым знакомится ребенок, — это колыбельная, которую поет его мать. Все специалисты по детскому воспитанию сходятся на том, что маленькие дети лучше всего воспринимают и усваивают стихи. Младшие школьники взахлеб читают волшебные сказки, а подростки предпочитают книги, в которых главные герои похожи на них самих.
Для чего читаем?
РЕБЕНОК может научиться различным моделям поведения, наблюдая за окружающим миром и подражая тому, что он видит вокруг. И литература играет тут важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и увлекательные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубокие размышления. Очень показателен в этом смысле такой пример. Американцы, работавшие в НАСА над программой первых космических полетов, обнаружили, что большая часть из них «заболела» космосом, прочитав в юности несколько романов для подростков Р. А. Хайнлайна, в которых мальчишки и девчонки 12–14 лет мужали, переживая космические приключения.
А чем с утра до ночи твердить маленькой девочке, как дурно быть неряхой, лучше прочитать «Федорино горе» К. Чуковского и сказать, что ее игрушки тоже, наверное, убегут, обидевшись на беспорядок. (А если не подействует, то и убрать на время пару любимых кукол, сказав, что они не выдержали жизни в грязи.)
Пока дети маленькие, родители имеют уникальную возможность самим выбирать те книги, которые им надлежит читать. Пользуйтесь же ею, пока можно! И делайте упор на эмоционально-нравственное развитие. Это, конечно, не означает полного исключения развлекательного элемента, но все же большая часть произведений должна не просто забавлять ребенка, а учить и воспитывать. Отсутствие нравственной составляющей в современных детских книгах, мультфильмах, фильмах привело к эмоциональной упрощенности современных детей. У них обедненная мимика, им часто бывает трудно изобразить даже самые простые эмоции — радость, печаль, злость, обиду. Гораздо хуже, чем раньше, опознаются нынешними детьми и разные черты характера литературного героя.
Наилучшей почвой для эмоционального развития детской души являются сказки. Именно они закладывают нравственный фундамент! Интереснее всего их слушать детишкам начиная с трехлетнего возраста — их сознание живет в образах и проходит в своем развитии тот же путь, что и все человечество в давние эпохи. Сказки, услышанные в это время, дают ребенку необходимую духовную пищу, воспитывая чувства любви к окружающему миру.
Сказки — народное чудо
ЗНАКОМЯ кроху со сказками, надо учитывать ряд моментов, обойдя которые вы утеряете то самое важное, что есть в этих чудо-историях. Во-первых, авторские истории — это совершенно другое. Литературная сказка — нравственный опыт одного человека, пусть даже очень талантливого. Хотя совсем отказываться от авторской сказки не стоит. Настоящие исконно народные сказки многослойны, их смысл глубок, они отшлифованы временем и народной мудростью, умножающейся веками. Упрощенное, взрослое осмысление сказок (посредством «литературной обработки») искажает и делает недоступным для ребенка их образный смысл. Поэтому пользуйтесь книжками без искажений. Во-вторых, шведские, немецкие, английские, словом, многие народные сказки учат трудолюбию, доброте и отзывчивости. Большинство русских народных сказок восхваляют лодырей, хвастунов и мелких воришек, как бы непатриотично это ни звучало. Так что, прежде чем читать своему ребенку об успехах Емели, подумайте, кого вы хотите вырастить. В-третьих, очень часто противники сказок обвиняют их в ужасной реалистичности. Но зло, присутствующее в сказках, — дело совсем иное. Редкая сказка обходится без таких подробностей, как съедание (проглатывание) героя, отрубание пальца, утопление и проч. Но, согласно психологическим исследованиям, детей подобные картины не пугают. Правда, речь идет только о «неиспорченных» детях. Если ребенок многократно наблюдал сцены насилия по телевизору, то ему уже трудно воспринимать подобные подробности в сказках только на подсознательном уровне.
Некоторые дети проявляют милосердие по отношению к отрицательным персонажам. Например, жалеют волка из «Красной Шапочки». Здесь уж непреклонными должны оставаться мамы. Ведь зло непременно должно быть уничтожено. И если вам известно, что волк символизирует абсолютное зло, вы не пойдете на компромисс: волк должен умереть. Скажите ребенку, что плохое должно погибнуть, и он вас, поверьте, поймет. И вообще, то, что добро всегда побеждает зло, — это очень важно! Сказка дает ребенку внутреннюю убежденность в этом. И тогда ему легче справляться с жизненными трудностями, легче делать правильный выбор в непростых ситуациях. Особенно это важно в период становления личности. Ведь и ваш малыш когда-нибудь будет решать для себя вопрос о наркотиках, насилии, вседозволенности. И тогда ваша теперешняя забота о хорошем чтении сыграет свою положительную роль. Возможно, потом жизнь внесет свои коррективы, но в подсознании, как известно, ничего не пропадает. Все мы — родом из детства.
И ПОМНИТЕ, как бы ни переживали дети в процессе рассказа сказки, хороший конец развеет все их страхи. Более того, знакомство со сказкой может стать одним из самых надежных защитных барьеров от этого безудержного информационного потока, с которым ваше сокровище рано или поздно все равно столкнется вплотную…