Новоиерусалимский монастырь был основан патриархом Никоном в 1656 году как пространственная икона Святой Земли. Воскресенский собор, по замыслу основателя, должен был стать копией Храма Гроба Господня в Иерусалиме. В те времена совершить паломничество на Святую Землю было невероятно трудно, дорого и опасно, такая поездка занимала не менее года, и мало кто мог себе ее позволить. А создание копии иерусалимских святынь на русской земле давало возможность большому числу православных совершить такое паломничество, как бы сейчас выразились, виртуально.

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, 2019 год

Завершить свой замысел патриарх Никон не успел: после ссоры с царем Алексеем Михайловичем он был лишен сана, а затем сослан на север Вологодской области, в Ферапонтов монастырь. Новый Иерусалим достраивался уже после смерти Никона.

При проектировании собора патриарх Никон ориентировался на объемную деревянную модель храма Гроба Господня. План постройки почти точно повторяет Иерусалимский прообраз. Некоторые элементы воспроизвелены в точности, другие несколько отличаются по масштабу, но совпадают по расположению.

Модель храма Гроба Господня, XVI век

Кипарисовая модель Храма Гроба Господня, которой пользовался патриарх Никон при строительстве собора

Собор сильно пострадал от пожара в 1726 году, и был возобновлен по повелению императрицы Елизаветы Петровны в 1749-59 годах. Именно тогда своды собора, изначально украшенные лишь изразцами, дополнились тяжеловесной лепниной в стиле барокко.

Во время Великой Отечественной войны монастырь сильно пострадал. Колокольня, купола храма и роттонды были взорваны, уникальные изразцы лежали среди груды кирпичей. После войны начались восстановительные работы, которые в вялотекущем режиме велись до 1990-х годов.

Впервые я попала в Новый Иерусалим еще в конце 1980-х годов. Собор был на реставрации, войти внутрь не было возможности. Над главным алтарем уже был восстановлен купол, а вот с перекрытием роттонды дело обстояло сложнее. Перекрыть такой большой пролет высоким шатром довольно сложно, конструкция должна быть легкой, чтобы стены выдержали нагрузку. Проект металлической конструкции шатра разработал Нодар Канчели, строительство велось не один год.

Воскресенский собор. Фото начала 1990-х

В 2008 году на должность наместника монастыря был назначен игумен Феофилакт (Безукладников). По всей стране начался сбор пожертвований на восстановление монастыря. Так, например, Федеральная служба судебных приставов пожертвовала более миллиона рублей, причем больше всех собрали судебные приставы Ставрополья - 200 тысяч. 

Возведение наместника монастыря о.Феофилакта в сан архимандрита. 8 мая 2016 года

Но активными темпами процесс востановления пошел после того, как его взял под свою опеку Дмитрий Медведев. За несколько лет был проделан огромный объем работ, и 8 мая 2016 года собор был освящен святейшим патриархом Кириллом. Наместник монастыря за понесенные труды по восстановлению обители был возведен в сан архимандрита. Мне посчастливилось присутствовать на торжественном освящении собора.

Собор Новоиерусалимского монастыря, 25 января 2015 года. Вид с востока

На последнем фото видно, что собор в своем объеме довольно близко повторяет храм Гроба Господня. Но Иерусалимский Храм очень трудно представить целиком, поскольку он окружен плотной городской застройкой.

Храм Гроба Господня при крестоносцах, вид с востока. Объемно-пространственная модель выполнена студенткой МАРХИ Ариной Хрусталевой, 2018 год

Некоторое представление об объеме Храма Гроба Господня дают фотографии, сделанные из двора, расположенного над храмом царицы Елены, а также с городских стен Старого Иерусалима.

Храм Гроба Господня, вид с востока. Фото сделано автором в 2014 году

Храм Гроба Господня, вид с городских стен. Фото сделано автором в 2014 году

Наложение планов двух соборов показывает почти полное совпадение основных элементов по размеру и взаимному расположению. Кафоликон (основной алтарь), ротонда, кувуклия, приделы совпадают полностью. Немного смещены колокольня и подземная церковь царицы Елены, но смещение незначительное.

В Иерусалиме подземная церковь находится значительно глубже, соответственно лестница в нее ведет более длинная. Этим обусловлено смещение. На русской земле значительно заглубляться в грунт было опасно из-за грунтовых вод и особенностей климата. Даже при таком заглублении, какое было сделано в Новом Иерусалиме, через пару столетий пришлось выкопать по периметру подземной церкви ров для отвода воды, который существует по сей день.

Сравнение планов. Серым показан Храм Гроба Господня в Иерусалиме; красным - собор Новоиерусалимского монастыря 

В наши дни многие посетители Нового Иерусалима бывали в Иерусалиме настоящем, и потому могут сравнивать и оценивать воплощение никоновской идеи.

Я хорошо помню впечатления от первой экскурсии по собору. В то время теплой и пригодной для служб была только церковь (придел) Успения, а весь остальной собор был в холодным и неуютным, и находился в плачевном состоянии.

Придел Поругания. Фото 2008 года

Я тогда еще не бывала на Святой Земле и никак не могла понять, что означают части храма, посвященные разным моментам Страстей Христовых. Мне представлялось, что они являются символическим отражением Евангельского повествования, собранными в определенной последовательности. Расположение Голгофы и Кувуклии Гроба Господня в одном храме на расстоянии нескольких десятков шагов было вовсе непонятно и осознавалось только в символическом смысле. Словам экскурсовода о том, что Воскресенский собор в точности повторяет Храм Гроба Господня в Иерусалиме, не получалось верить: мешали толстощекие херувимы на стенах. Я никак не могла представить, чтобы в Иерусалиме было нечто подобное.

Слишком сложный символический ряд надо было выстроить в воображении, чтобы воспринять Воскресенский собор Нового Иерусалима как изображение Иерусалимского образца и поклоняться здесь, имея в виду Иерусалимские святыни. У меня не получалось.

Зато после того, как я побывала в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, осмотр Новоиерусалимского собора сопровождался радостью узнавания Прообраза. Я ходила по собору и не замечала нелепой барочной лепнины, потому что видела себя идущей по голым каменным плитам Иерусалима. Я попадала из придела в придел и удивлялась, насколько точно все это воспроизводит Образец. Не требовалось уже большого напряжения фантазии, все было перед глазами.

Для наглядности предлагаю сравнить фотографии главных святынь двух храмов.

Голгофа. Иерусалим

Голгофа. Новый Иерусалим

Место Распятия Господа Иисуса Христа было на каменной скале. Три креста (в центре - Крест Господа, по бокам - двух разбойников) были установлены в отверстия, выдолбленные в камне. Центральное отверстие сейчас находится под престолом, к нему прикладываются паломники, опускаясь на колени и заползая под престол. На этом престоле в определенные дни совершается Литургия.

Сама скала Голгофы еще в Средние века была обтесана и обрублена со всех сторон, оказавшись внутри храма. Сейчас части скалы можно увидеть через несколько окошек, оставленных в разных местах. На фото видны застекленные витрины по сторонам престола, сквозь них видна верхняя часть скалы.

В момент Крестной Смерти Господа произошло замлетрясение и в скале образовалась трещина. Эту трещину можно видеть в приделе Адама, расположенном под Голгофой - для этого позади престола в этом приделе сделано окошечко. Еще один фрагмент скалы с трещиной можно видеть из полукруглого обхода, именуемого Скорбным путем.

Примечательно, что в Новом Иерусалиме воспроизвели и все три отверстия, в которых были установлены кресты, и трещину в скале (см. фото выше).

Трещина в скале Голгофы, вид из придела Адама. Иерусалим

В трещине установлен прибор, контролирующий ее ширину. За все время измерений она не увеличивалась.

Часть скалы Голгофы, видимая из полукруглого обхода (Скорбного пути). Иерусалим

В Новом Иерусалиме воспроизвели символическое изображение трещины в скале, придав ей дополнительный духовный смысл. По преданию считается, что под Голгофой располагались древние захоронения, где покоились останки Адама. Когда скала треснула, то Кровь Распятого Господа стекла по Кресту в расщелину скалы и омыла череп Адама, смыв с него первородный грех. Именно поэтому на резных изображениях Распятия под Крестом часто изображаются череп и кости.

Поэтому в Новом Иерусалиме нарисовали капли Крови, стекающей по расщелине в камне.

Символическое изображение трещины в скале Голгофы. Новый Иерусалим

Камень Помазания в Иерусалиме находится прямо напротив входа в Храм, и большинство паломников, входя, в первую очередь прикладываются именно к нему. Это место, где, по преданию, Иосиф Аримафейский с Никодимом положили Пречистое Тело Господа, снятое с Креста, чтобы помазать благовониями и обвить Плащаницей перед погребением. Камень покрыт плитой красного мрамора и благоухает драгоценным миром.

Камень Помазания в Иерусалиме

Камень Помазания в Новом Иерусалиме находится на том же месте, но из-за того, что вход в храм с противоположной стороны (с севера, а не с юга), он не сразу оказывается перед глазами входящего человека. Возможно, при Никоне действовал южный вход, но сейчас пользуются северным.

В 2008 году камень Помазания лежал прямо на полу, как в Иерусалиме, и чтобы приложиться в нему, нужно было опуститься на колени. После раставрации камень подняли, и сейчас он находится на уровне порядка 60 см от пола.

Наместник монастыря архимандрит Феофилакт благословляет паломников привозить со Святой Земли миро и возливать на камень Помазания в Новом Иерусалиме. Мы тоже исполнили это благословение прямо в день освящения собора. Сейчас камень благоухает, почти как в Храме Гроба Господня.

Камень Помазания в Новом Иерусалиме. 2008 год

Камень Помазания в Новом Иерусалиме. 2018 год

Иосиф Аримафейский с Никодимом погребли Тело Господа в новом гробе, который находился неподалеку от места Распятия. Только попав в Иерусалим, понимаешь, насколько в действительности близко это было. Еще в XI веке паломники влезали в Гроб Господень сквозь узкий лаз в скале, рассказы об этом сохранились в текстовых источниках, в частности, в "Хождении игумена Даниила". Впоследствии проход был несколько расширен (но и сейчас войти можно, только согнувшись пополам, и только по одному, а в погребальной камере одновременно могут находиться не более трех человек). Скалу, в которой был выдолблен гроб, обтесали и над ней построили часовню, которая носит название Кувуклия. Внутри Кувуклии есть окошко, через которое можно увидеть необработанный камень и представить, как выглядел Гроб Господень изначально.

Кувуклия Гроба Господня. Иерусалим

Кувуклия в Новом Иерусалиме по своим объемам меньше, а по внутреннему пространству несколько больше. Это вполне понятно, ведь ее стены не заключают в себе куски скалы.

Входя в Кувуклию, паломник сначала попадает в придел Ангела, где лежит небольшой округлый камень. Этим камнем закрывалася вход в Гроб Господень, и как сказано в Евангелии, он был весьма велик. Но паломники, посещавшие Святую Землю, отбивали кусочки этого камня и увозили с собой, как святыню. Поэтому камень сильно уменьшился. 

В Новом Иерусалиме камень представлен уже таким, каким он был в XVII веке, то есть небольшим. По размеру он примерно соответствует тому, который в наши дни можно видеть в Иерусалиме.

Кувуклия в Новом Иерусалиме

Центральное пространство в Храме Гроба Господня занимает Кафоликон - главный храм Иерусалимского патриархата. Поскольку Храм Гроба Господня является общей святыней всех конфессий христианства, главные святыни - Голгофа, Гроб Господень, камень Помазания - не принадлежат никому. Но зато отдельные конфессии имеют в Храме свой собственный придел или несколько приделов для совершения богослужений. Так, есть свои приделы у католиков, православных, армян, коптов, сириян. Кафоликон - самый большой и центральный из алтарей, и он принадлежит православным.

Кафоликон (центральный алтарь) в Храме Гроба Господня

В Новом Иерусалиме нет проблемы разделения между конфессиями, тут весь храм православный. Центральный алтарь имеет огромный 12-ярусный иконостас. Здесь совершаются торжественные богослужения. 

Главный алтарь в Воскресенском соборе, Новый Иерусалим

Сейчас уже трудно сказать, как воспринимали творение патриарха Никона его современники и ближайшие потомки, простые русские паломники, посещавшие Новоиерусалимский монастырь. Получалось ли у них представить себя на Святой Земле, или они испытывали те же трудности, что и я?

Вера русского народа (именно простого народа, а не образованного на западный лад дворянства) была в те времена простой и искренней. Поэтому я думаю, что люди вполне могли не задаваться сложными вопросами, а просто верить. И поклоняться в Воскресенском соборе, как поклонялись бы в Иерусалиме, куда у них не было надежды попасть.

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря. План

1 – Святой Гроб, 2 – Придел Ангела, 3 – Захоронения наместников монастыря, 4 – Придел Марии Магдалины, 5 – Придел Сошествия Святого Духа, 6 – Собор Воскресения Господня, 7 – Царская арка (на хорах молились члены царской семьи), 8 – Главный алтарь, 9 – Придел Рождества Богородицы, 10 – Придел Успения Богородицы, 11 – Темница Господня, 12 – Придел Лонгина сотника, 13 – Придел преподобного Иулия и великомученицы Екатерины, 14 – Придел Разделения риз Господних, 15 – Придел Тернового венца, 16 – Подземная церковь царицы Елены, 17 – Придел Утоли моя печали, 18 – Место для придела Святого Кириака, 19 – Колодец на месте, где обретен Голгофский крест, 20 – Авраамова палатка, 21 – Придел Иоанна Предтечи, 22 – Церковь Марии Египетской, 23 – Гроб патриарха Никона, 24 – Скорбный путь, 25 – Придел Архангела Михаила, 26 – Святые врата, 27 – Камень Помазания (Повития), 28 – Колокольня с приделом всех святых, 29 – Придел Святого Николая Чудотворца, 30 – Придел Святой Праведной Анны, 31 – Лестница на хоры, 32 – Гора Голгофа, 33 - вход в храм.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме. План

1 – Святой Гроб, 2 – Придел Ангела, 3 – Гробы Иосифа и Никодима, 4 – Место явления Христа Марии Магдалине, 5 – Франсисканский придел Бичевания, 6 – Церковь Воскресения Господня (Кафоликон) Иерусалимского патриархата, 7 – Место явления Христа Своей Матери после Воскресения (католическое предание), 8 – Место, где был узнан Крест Господень (католическое предание), 9 – католическая ризница, 10 – Придел Пресвятой Богородицы, 11 – Придел Темницы Господней, 12 – Придел Лонгина сотника, 13 – Ниша с колонной бичевания, 14 – Придел Разделения риз Господних, 15 – Придел Тернового венца, 16 – Подземная церковь царицы Елены, 17 – Место, где был обретен Голговский крест, 18 – Придел Авраама (Иоанна Предтечи), 19 – Канцелярия греческой патриархии, 20 – Хранилище святынь, 21 – Лестница Марии Египетской (вход замурован), 22 – Камень Помазания, 23 – Лестница на Голгофу, 24 – Скорбный путь, 25 – Место, где стояли Жены Мироносицы во время Распятия, 26 – Вход в Храм.